Файл: Особенности управления региональным рынком труда на примере Кемеровской области.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 292
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты рынка труда
1.1 Понятие рынка труда в системе экономических отношений
1.2 Общая характеристика рынка труда
Глава 2 Анализ рынка труда на примере Кемеровской области
2.1 Общая характеристика Кемеровской области
2.2 Анализ рынка труда Кемеровской области
Глава 3. Рекомендации по улучшению ситуации на рыке труда Кемеровской области
В 2016 году фонд общественного мнения «Нибус» опросил 1,5 тыс. молодых людей. Самой необходимой для страны специальностью они считают рабочих (28%). Для сравнения: на втором месте - врачи (21%). При этом сами хотят стать рабочими всего 2% респондентов. Эта специальность занимает 15-е место из 27 в рейтинге желанных профессий (ниже продавцов, военных и парикмахеров). В 2018 году портал Superjob опросил 1,6 тыс. человек. 45% работающих готовы осваивать новую профессию с нуля (в 2015 году к этому были готовы 38%, а в 2009-м -35%). Рабочие специальности как новая профессия заняли седьмую строку из сорока. В 2018 году Правительство РФ утвердило план действий по популяризации рабочих профессий. Крупные производственные предприятия давно этим занимаются: открывают учебные центры, сотрудничают с вузами.
4 Противодействие теневой занятости, в связи с чем рекомендуется заключать реальные контракты с реальной заработной платой сотрудников. В конечном итоге, предпринимательство и бизнес существуют не только для извлечения прибыли, но и для людей.
Диспропорция спроса и предложения по наиболее актуальным вакансиям указывает на отсутствие достаточного количества желающих работать на низкоквалифицированной работе за заработную плату, которая ненамного превышает уровень прожиточного уровня в Кузбассе (7569 руб. на душу населения по итогам 2017 года).
Нехватка учителей и врачей объясняется увеличением числа платных медицинских центров и количества репетиторов. Имея высокую квалификацию и востребованную специальность, работники сферы образования и здравоохранения выбирают для себя более комфортные условия труда.
Кризис дает основания прогнозировать увеличение увольнений в сфере торговли и услуг, скорее всего будут ликвидированы отделы маркетинга, PR и продаж. Востребованы будут специалисты в автоматизированных процессах - это программисты, специалисты по поддержке и кастомизации глобальных автоматизированных систем, специалисты по технологиям предоставления глобальной связности информационных систем. Стабильна ситуация на рынке профессий в сфере развития технологий медицины и биотехнологий.
Будут также востребованы программисты и системные архитекторы, web-дизайнеры и digital-маркетологи. Несмотря на массовые сокращения существует ряд специалистов, которым можно не бояться кризиса: специалисты по работе с просроченной задолженностью, коллекторы. Рынок остро нуждается в врачах и учителях, растет спрос на маляров, механиков, портных и прочее.
Коэффициент напряженности труда показывает, какое число незанятого населения приходится на одну заявленную вакансию, то есть определяет реальное соотношение спроса и предложения на рабочие места.
Таблица 10
Показатель напряженности на рынке труда, единица
Показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Коэффициент напряженности |
3,8 |
4,62 |
4,45 |
6 |
Напряженность на рынке труда моногорода, тем не менее, снижается незначительно: за период 2016-2017 гг. напряженность снизилась всего на 0,17 единиц, таблица 18, а в 2018 году повысилась на 1,55 единиц ,что говорит об уменьшении числа свободных вакансий на рынке труда.
Таким образом, на фоне диспропорций спроса и предложения на рынке труда, а также кризисных тенденций, усугубляются выявленные тенденции, которые соответствуют общим на рынке труда Российской Федерации.
Для решения существующих на рынке труда региона проблем необходимо обратить внимание на следующие направления содействия занятости:
- сужение разрыва между спросом и предложением на рабочую силу за счет открытия новых направлений в образовании;
- уменьшение разрыва в реальной заработной плате;
- организация поиска альтернативных форм занятости для молодежи;
- содействовать самозанятости граждан, в том числе и пенсионеров;
- перевод неформальной занятости в формальную самозанятость, что позволит сделать рынок труда более устойчивым.
Глава 3. Рекомендации по улучшению ситуации на рыке труда Кемеровской области
На основании проведенного анализа дадим рекомендации по улучшению ситуации на Кемеровском рынке труда:
1 Недоверие к службе занятости и низкая эффективность традиционных программ содействия занятости населения Кемеровской области являются основанием для пересмотра подхода к занятости. Стремление человека работать и получать средства к жизни должна поддерживаться с помощью актуализации всех возможных программ, пусть и в ущерб бюджету.
Применение полного набора мер и инструментов содействия занятости, с одной стороны, и недопущение состояния безработицы, с другой стороны, могут быть залогом стабильности рынка труда.
К инструментарию можно отнести: налоговые каникулы, новая система налогообложения, альтернативные формы занятости.
Ограничением должны быть следующие меры:
- Сократить срок выплаты пособия по безработице до трех месяцев.
- Увеличить выплаты на развитие самозанятости, помощь в регистрации ИП и получения грантовой поддержки
- Увеличить расходы на получение образования безработными за счет софинансирования крупнейших организаций региона
- Внедрять альтернативные формы организации труда, способствовать их 100% легализации.
- Развивать организацию труда вахтовым методом за счет крупного бизнеса
- Разрешить использовать патентную систему налогообложения на всей территории региона и расширить перечень видов деятельности;
- Индексировать пенсию самозанятым пенсионерам для развития малого бизнеса.
В настоящее время одними из направлений государственной и региональной политики на рынке труда является содействие развитию новых форм и видов занятости, среди которых самостоятельная занятость населения признана одним из наиболее перспективных
Малое предпринимательство в России обладает рядом отличительных особенностей, не характерных для малого бизнеса в развитых странах. Среди них:
- значительный уровень диверсификации (многопрофильности) малых предприятий. Нестабильная отечественная экономика заставляет предпринимателей искать дополнительные источники дохода, занимаясь разными видами деятельности, очень часто не связанными между собой ни в организационном плане, ни в технологическом;
- стремление к максимальной самостоятельности. В странах с развитой рыночной экономикой существенная часть малых предприятий работает на условиях субподряда, в системе франчайзинга и т.п.;
По оценкам экспертов, для нашей страны с ее масштабами и численностью населения малых предприятий должно быть как минимум 5-6 млн. Только в этом случае экономическая ситуация и положение самого малого бизнеса могло бы существенно измениться.
2 Для преодоления диспропорций спроса и предложения на рынке труда необходимо повысить престижность профессий в области сельского хозяйства, строительства, горнодобывающей отрасли и т.д. Для этого необходимо не только расширять количество соответственно ориентированных образовательных учреждений, но и использовать централизованно методы пропаганды.
Еще одна проблема - недостаток отдельных категорий работников - может быть решена с помощью введения обязательной отработки в течение 5-7 лет после окончания высших учебных заведений на бюджетных местах вузов.
Дмитрий Медведев, будучи Президентом, внес предложение о том, чтобы выпускники, обучавшиеся за счет бюджетных средств, независимо от того в колледже или вузе, отрабатывали деньги, которые на них потратило государство. Тем самым, еще будучи на первом курсе обучения студентам- бюджетникам придется заключать контракты, обязывающие их по окончании вуза несколько лет отработать в определенном месте по выбранной ими специальности. В случае отказа выполнить свои контрактные обязательства, выпускники обязаны будут возместить средства, потраченные на их обучение государством.
3 Борьба с неформальной занятостью развивается в стране стремительными темпами. Неформальная занятость чревата в масштабах страны как недоуплатой налогов, так и отсутствием социального пакета, включающего в себя ежегодный оплачиваемый отпуск, оплата листков временной нетрудоспособности (больничных), отчисления в пенсионный и др. фонды, обязательное медицинское страхование (т.е. то, что работодатель обязан предоставлять своему работнику по законам РФ).
Таким образом, вопрос о неформальной занятости весьма неоднозначен. Насколько выгодно быть неформально занятым, исследовали В.Е. Гимпельсон и Р.И. Капелюшников.
Результаты следующие:
- у формально самозанятых продолжительность рабочих часов месяц - 219 часов;
- у формально наемных она составляет 168 часов;
- у неформально самозанятых - 153 часа;
- у неформально наемных - 167 часов.
Методом сравнения приходим к выводу, что у наемных работников количество рабочих часов примерно одинаково, а вот условия работы разные, так как у формально наемных есть вышеупомянутый социальный пакет.
Тренд к постепенному разрастанию неформальной занятости можно объяснить высокими издержками создания рабочих мест в формальном секторе, из-за чего весь процесс почти целиком перенаправлен в неформальный сектор. Для отдельных сегментов неформальности общий итог не особо радужен. Здесь возможны и сегментация, и маргинализация.
Таким образом, приходим к выводу, что формальная самозанятость оптимальнее, нежели неформальная. Основу экономики прогрессивных стран составляют предприятия малого бизнеса. Малые предприятия не являются «побочным» продуктом перехода экономики в новое качество, т.е. к рынку. Они являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая:
-во-первых, стабильность рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений (по мнению зарубежных ученых, стабильность системы обеспечивается при условии, когда 2030% граждан страны имеют свое собственное дело);
- во-вторых, они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его высокая эффективность. В конечном итоге это ведет к динамичности хозяйственного развития и экономическому росту национальной экономики;
- в-третьих, изменяющейся роли малых предприятий в деятельности крупных и средних предприятий.
Таким образом, приходим к мысли, что формальная самозанятость - не только достаточно оплачивается, но и является лучшим гарантом социальной стабильности общества при условии поддержки государства.
Экономические результаты будут составлять около 13% - величину НДФЛ - от деятельности физ.лиц, а также 30% отчислений в ФСС РФ.
Но неформальная занятость будет снижаться, когда возникнет достаточное количество рабочих мест на предприятиях, работающих по «белым» схемам. За исключением фрилансеров, большая часть неформально работающих предпочитают социальное обеспечение и стабильные безрисковые заработки.
С другой стороны, зачастую предприниматели не берут на работу беременных, не приветствуют больничные и длительные отпуска, а обслуживание в государственных учреждениях, размер пенсий и низкий уровень доступности кредитов не мотивируют работающих быть заинтересованными в высоких отчислениях в ФСС.
Таким образом, рынок труда реагирует на общую нестабильность экономической ситуации в стране. Все эти проблемы необходимо решать комплексно, с учетом большого числа факторов.
Доступные, соразмерно официальной заработной плате, кредиты, гарантированные выплаты пенсионных накоплений нынешнему работнику или его семье, ужесточение наказаний недобросовестных работодателей - это факторы, которые помогут снизить уровень неформальной занятости в стране.
4 Повышение реальной заработной платы обусловлено как повышением номинальной, так и стабилизацией инфляционных процессов. Однако номинальная заработная плата будет снижаться, а вслед за ней и реальная, в случае перенасыщения регионального рынка труда работниками одних и тех же профессий и специальностей.
Процесса трудовой миграции избежать невозможно, однако необходимо обеспечить не только отток населения из регионов-реципиентов в регионы-доноры в поисках подходящей работы, но и направлять необходимых специалистов в регионы и города, где необходимо строительство новых объектов, внедрение инновационных проектов для улучшения экономического положения.