Файл: Жизнестойкость и особенность совладения с профессиональными трудностями (Исследования жизнестойкости как фактора совладения с профессиональными трудностями).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интерес к профессии педагога, который связан с характером и содержанием труда, возможностями приобретения новых знаний и опыта, постепенно снижается до «нулевой отметки». Радость от переживаний за ученика, который постепенно формируется как специалист в определенной области, уходит безвозвратно. Появляется усталость от труда, который все меньше удовлетворяет педагога. Этот труд становится для него тяжким бременем. Преподаватель устает от общения с молодежью, с постоянно меняющимся контингентом студентов, который становится все более сложным и труднее обучаемым. Не радуют даже достижения учеников. Тем более что нерадивых студентов много, а талантливых – единицы.

С течением времени у преподавателя сокращается время на отдых и личную жизнь.

Все это изменяет целевую направленность преподавателя, его мотивацию. От стремления к познанию нового в науке, которую преподает педагог, интереса к профессии, потребности в передаче этих знаний студентам внезапно происходит переход к полной индифферентности (и даже нелюбви) к профессиональной деятельности[21].

Причины такого «психологического выгорания» разные:

1. Семестр за семестром преподаватель работает с новыми людьми. При этом с каждым годом становится заметнее тенденция негативного отношения студентов к учебе. Студенты, набираемые в вуз каждый год, значительно отличаются друг от друга по многим качествам: мотивации к учебе, прилежанию, поведению. Лишь некоторые являются «звездочками» среди «серой» по уровню знаний и интеллекта массы студентов. Особенно «неуютно» себя чувствуют преподаватели, ведущие так называемые «непрофильные предметы».

2. Преподаватель призван давать современные знания, совершенствовать мастерство, усваивать все новую и новую информацию. Трансформации общественного уклада, происходящие в современной России, оказывают влияние на все сферы жизни, в том числе и на образовательную систему. Реформирование образования, проводимое в последние пятнадцать лет, не достигает заявляемой цели. Характерно, что реформаторство в российском образовании связано с уменьшением объема учебных часов по дисциплинам с одновременным увеличением аудиторной нагрузки на каждого преподавателя, усложнением требований к организации занятий, изъятием некоторых учебных дисциплин из курса обучения. Все это приводит к тому, что преподаватель вынужден осваивать все новые курсы дисциплин.

3. Обостряется состояние психологической напряженности в деятельности преподавателя в связи с увеличением нагрузки, психологическими особенностями студентов, снижением, как правило, их подготовленности к обучению в вузе, недисциплинированностью, небрежным отношением к учебе даже в период сессии. Все перечисленные проблемы связаны с эмоциями, чувствами, эмоциональными состояниями вузовского преподавателя. Любое отклонение в негативную сторону способствует неудовлетворенности собой и даже профессией. Преподаватель разочаровывается в профессии настолько сильно, что вообще жалеет, что стал заниматься педагогической деятельностью.


4. Постоянный контроль за правильностью своей речи, использованием невербальных средств общения во время проведения лекций и практических занятий и одновременное отслеживание дисциплины студентов, которые не всегда интересуются учебным материалом, излагаемым преподавателем, влекут за собой чрезмерное психическое напряжение, эмоциональную перегрузку.

5. Снижение мотивации студентов к качественному выполнению учебных заданий, к стилю своей учебной деятельности, творчеству в избранной профессиональной области свидетельствует об изменении ценностных установок студентов – весь спектр их отношений к своим учебным обязанностям вызывает негодование и обиду у преподавателей, что способствует снижению требовательности к студентам, но это не решает проблему исправления нерадивого студента, а только усугубляет ее. Получается замкнутый круг: снижение требований – снижение ответственности – снижение требований и т. д. В таких условиях преподаватель, не удовлетворенный своей профессиональной деятельностью, своим социальным и психологическим статусом, испытывает желание поменять работу либо относится к ней как к тяжкому бремени.

6. Низкая, не соответствующая вложенным эмоциональным и физическим силам и времени, зарплата вынуждает преподавателя идти на дополнительные заработки: либо увеличивать нагрузку, работать на полторы ставки, либо искать работу по совместительству, что еще больше утомляет и не дает морального удовлетворения. Так, преподаватели могут вести занятия в двух-трех, а то и более образовательных учреждениях. Признаками эмоционального истощения становятся:

- сомнения в полезности своего дела и правильности избранного жизненного пути;

- ощущение безысходности, особенно если преподаватель перешагнул пенсионный рубеж;

- переживания своей профессиональной несостоятельности приводит к упадочническому настроению, плохому самочувствию;

- негативное отношение к системе образования, к коллегам, руководству вуза, министерским работникам;

- исчезновение видения перспектив выхода из сложившегося положения;

- замена продуктивной творческой деятельности формальным исполнением обязанностей;

- нарушения трудовой дисциплины: опоздание на работу, сворачивание занятий;

- отпрашивание с работы по причинам плохого самочувствия;

- игнорирование студентов, вплоть до отказа в ответе на приветствие;

- избегание внеаудиторного общения со студентами в результате полного отсутствия интереса к ним;


- возникновение деперсонализации личности преподавателя: педагог не ощущает социальной значимости своей деятельности, проявляются неврозоподобные или психопатические состояния, несовместимые со статусом преподавателя;

- соматические заболевания, недомогания становятся постоянными «спутниками» преподавателя.

При таких признаках «выгорания», как деперсонализация, появлении неврозоподобных или психопатических состояний, обострении хронических соматических заболеваний, недомоганиях, преподаватель видит только два выхода – сменить сферу деятельности либо идти на компромисс с самим собой: оставаясь работать на прежнем месте, меньше уделять времени работе во внеаудиторное время.

К сожалению, нередко бывает невозможно сменить сферу деятельности и профессию (хотя иногда это и удается). Не всегда преподаватель готов к тому, чтобы снизить рабочий темп, изменить отношение к работе, поскольку проявляется некоторая ригидность в его мышлении и поведении.

Такое безвыходное положение, если оно длится долго, приводит к множеству болезненных состояний, хотя это, пожалуй, одно из самых легких последствий «психологического выгорания» преподавателя, работающего в российской высшей школе.

В профессиональном становлении педагогов, находящихся длительное время в эмоциональном выгорании, условно выделяют три кризиса: кризис 1-го года, кризис 5-7 лет, кризис 12-15 лет. Рассмотрим их более подробно.

1. Кризис 1-го года: молодой специалист находится во власти юношеского максимализма, уверен, что он уж точно будет «совершенным» педагогом, но студенческие ожидания не всегда оправдываются в школе. Начинающий педагог пока не знаком с ценностями, правилами нового коллектива. Планы, программы, конспекты, журналы, сомнения отнимают массу эмоциональной энергии. Для некоторых первый год в образовательных учреждениях становится последним;

2. Кризис 5-7 лет: возникает у ищущих педагогов, перешагнувших первую пятилетку, добившихся результатов в деятельности. Они принимаемы коллективом и администрацией. Внутренний «педагог» постепенно занимает в человеке слишком много места. Вся текущая и порученная работа выполняется на «ура!», а учитель чувствует себя как разбитым. Педагогические успехи не вызывают былой радости. Даже мысль о контакте с коллегами, может вызывать плохое настроение, бессонницу, чувство страха;

3. Кризис 12-15 лет: - чаще всего синдром эмоционального выгорания развивается к 40 годам - пику биологического состояния здоровья. Все инновации, правила, бумаги вызывают протест, раздражение, агрессию. Педагогическая самооценка занижена. Панический страх перед аттестацией, и как следствие систематическое подтверждение второй квалификационной категории. Педагогу хочется остаться незамеченным, он не выдерживает длительного общения с людьми.


Наибольшее количество педагогов находится во второй фазе эмоционального выгорания, в фазе «резистенции» - сопротивления и симптома «неадекватного эмоционального реагирования». Сформированность данного симптома говорит о том, что профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономным проявлением эмоций и неадекватным избирательным эмоциональным реагированием. Неадекватная «экономия» эмоций ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. При этом человеку кажется, что он поступает допустимым образом. Во время урока учитель обращается к большому числу учеников, в основном - сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно.

Эмоциональность учителя - важнейший фактор воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательной работе; она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность. Соответственно, ученики «выгоревшего» педагога будут испытывать трудности в формировании опыта эмоционального реагирования. Поскольку эмпатия является аффективным «пониманием» другого человека, такие ученики не смогут откликнуться на проблемы других людей или осознать, как они будут восприниматься партнерами по общению[22].

Для учеников «выгоревшего» педагога характерна затрудненность в развитии эмпатии и рефлексии, что неизбежно приведет к низкому уровню развития коммуникативных навыков.

Эмоции выступают регуляторами познавательной деятельности, поэтому у детей с низким уровнем развития навыков эмоционального реагирования неизбежно будет страдать процесс приема и трансляции учебного материала. Как следствие, у детей развивается негативное восприятие себя со стороны учителя, что в свою очередь затрудняет формирование адекватной самооценки и вызывает нарушения нормативного поведения. Негативное оценивание педагогом результатов работы ученика в итоге приведет к снижению мотивации учебной деятельности.

Более всего риску возникновения выгорания подвержены лица, предъявляющие к себе чрезмерно высокие требования. Для них образцом «настоящего» педагога является совершенный человек, относящийся к работе как жизненному предназначению, сверхзадаче. Происходящие в результате длительной профессиональной деятельности личностные изменения («выгорание») учителя, безусловно, оставят свой след в других людях. Деперсонализация - негативное отношение к человеку, отрицательное, циничное либо безразличное восприятие его, развивается как защита от подавляющих эмоциональных состояний вследствие обращения с учеником как объектом профессионального воздействия. Для «выгоревшего» педагога характерно превалирование негативных оценок в восприятии своих учеников. В.В. Бойко отмечает еще одну особенность «выгоревшего» педагога - слабую мотивацию эмоциональной отдачи в работе. Специалист сферы «человек - человек» не считает необходимым или почему-либо не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. «Выгоревший» педагог стремится облегчить или сократить те свои обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Происходит полная или частичная утрата интереса к ребенку. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций.


Редукция профессиональных достижений проявляется в переживании некомпетентности и не успешности своей деятельности, т. е. для «выгоревшего» педагога характерна низкая профессиональная самооценка. Профессиональное выгорание педагогов наиболее опасно для общества. Ряд социально-педагогических причин неуспеваемости обучающихся связаны не с нежеланием и неумением педагогических кадров эффективно построить процесс обучения, а с эмоциональными и физическими перегрузками педагога. Синдром выгорания сказывается не только на поведении преподавателя, но и на стиле обучения. По мнению В.В. Бойко, такой учитель, как правило, холоден, нетактичен, авторитарен в отношениях с детьми, позволяет себе игнорировать их права, срываться на них.

Независимо от того, работает ли педагог в дошкольном образовательном учреждении или в старших классах школы, его опустошение влияет на отношение детей к школе и на их желание учиться. Если учитель работает в младших классах, то у детей развиваются негативные чувства по отношению к школе вообще. Если это случается с преподавателем старших классов, то на уроках создается атмосфера равнодушия и напряжения. Вызывая негативные чувства у подростков не только к учителю, но и к самому предмету.

В последние 10 - 15 лет появляются работы, в которых исследуется негативное, деформирующее, дезадаптирующее влияние профессионального выгорания на личность преподавателя и на его педагогический стиль деятельности. Под личностно-профессиональными деформациями понимается существенное отклонение от оптимального развития личности как субъекта профессиональной и повседневной жизнедеятельности, проявляющееся в развитии качеств, затрудняющих и снижающих эффективность профессиональной работы учителя. Личностными деформации могут быть названы в силу того, что педагогическая деятельность относится к разряду таких, в которых главным инструментом выступает личность самого педагога. Следовательно, деформированию подвергаются не отдельные психические свойства и процессы, а личностные качества и индивидуальный стиль деятельности педагога.

Личностные особенности, развивающиеся на фоне профессионального выгорания это:

- нерешительность - снижение способности самостоятельности принимать решения и реализовывать их в деятельности;

- пассивность - стремление избегать затрат - эмоциональных и физических;

- консерватизм - трудности в смене установок, теряется гибкость в общении, поведении;