Файл: Управление конфликтами в условиях антикризисного управления организацией (ООО «Директ Кредит Центр»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы исследования деловых конфликтов и их роли в процессе управления
1.1 Понятие и типы конфликтов в организации
1.2 Управление деловыми конфликтами
2. Анализ управления конфликтными ситуациями в ООО «Директ Кредит Центр»
2.1 Общая характеристика ООО «Директ Кредит Центр»
2.2 Анализ причин конфликтных ситуаций в ООО «Директ Кредит Центр»
3. Мероприятия по предупреждению конфликтных ситуаций ООО «Директ Кредит Центр»
Кт2017 = 14/40*100 = 35 %
Кт2018 = 3/50*100 = 6 %
Текучесть кадров с 2016 по 2017 год увеличилась на 30,9%, что является значительно-отрицательным фактом для ООО «Директ Кредит Центр», это связано с уходом некоторых работников из-за смены начальства и конфликтами внутри организации и вне её. С 2017 по 2018 год коэффициент текучести кадров уменьшился до 6%, что является положительной тенденцией.
Коэффициент оборота по приему - показывает какую часть составляют работники, принятые в течение данного периода от числа работников, состоящих в списках на конец периода и делается расчет по следующей формуле (2):
Коб. пр. = Чприн/Чср*100, (2)
где Коб. пр - коэффициент оборота по приему;
Чприн. - число принятых за период.
Таким образом:
Коб. пр. 2016 = 4/48*100 = 8,33 %
Коб. пр. 2017 = 3/40*100 = 7,5 %
Коб. пр. 2017 = 13/50*100 = 26 %
В период с 2016 года по 2017 год коэффициент упал на 0,83%, что является незначительно отрицательным фактом, т.к. в ООО «Директ Кредит Центр» за время этого периода было больше уволено, чем принято работников. Однако с 2017 года по 2018 год - коэффициент оборота по приему увеличился до 26% (на 18,5%), что может свидетельствовать о том, что в данное время на работу было принято 13 новых работников.
Коэффициент оборота по выбытию - показывает какая часть работников из числа, состоящих в списках на начало периода, выбыла в отчетном периоде и делается расчет по следующей формуле (3):
Коб. выб. = Чув /Чср*100, (3)
где Коб. выб. - коэффициент оборота по выбытию;
Чув. - число уволенных за период.
Таким образом:
Коб. выб. 2016 = 2/48*100 = 4,1 %
Коб. выб. 2017 = 14/40*100 = 35 %
Коб. выб. 2017 = 3/50*100 = 6 %
В период с 2016 года по 2017 год коэффициент увеличился на 30,9%, что является значительно-отрицательным фактом для ООО «Директ Кредит Центр», это связано с уходом некоторых работников из-за смены начальства и конфликтами внутри организации и вне её. С 2017 по 2018 год коэффициент оборота по выбытию уменьшился до 6%, что является положительной тенденцией.
Для увязки движения рабочей силы с ситуацией на рынке труда необходим коэффициент замещения рабочей силы, который определяется по формуле (4):
Кзам. = Чприн / Чув, (4)
где Кзам. - коэффициент замещения рабочей силы.
Таким образом:
Кзам. 2016 = 4/2 = 2
Кзам. 2017 = 3/14 = 0,21
Кзам. 2017 = 13/3 = 4,3
В период с 2016 года по 2017 год коэффициент уменьшился и достиг 0,21, что является отрицательным фактом, т.к. в ООО «Директ Кредит Центр» было уволено 14 работников, а принято всего 3. Однако с 2017 года по 2018 год - коэффициент замещения рабочей силы увеличился до 4,3%, что может свидетельствовать о том, что в данное время было уволено меньше работников, чем принято, что является положительным фактом.
Коэффициент постоянства кадров характеризует уровень работающих на данном предприятии постоянно в анализируемом периоде (году) и делается расчет по следующей формуле (5):
Кпост. = (Чсрн - Чув) /Чсрк*100, (5)
где Кост. - коэффициент постоянства кадров;
Чсрн. - среднесписочная численность на начало периода;
Чсрк. - среднесписочная численность на конец периода.
Таким образом:
Кпост. 2016 = (46 - 2) /48*100 = 91,6 %
Кпост. 2017 = (48 - 14) /40*100 = 85 %
Кпост. 2017 = (40 - 3) /50*100 = 74 %
Таким образом, в период с 2016 года по 2017 год коэффициент уменьшился на 6,6%, что является положительный фактом. В период с 2017 года по 2018 год - коэффициент постоянства кадров уменьшился до 74%.
Из анализа движения рабочей силы, можно сделать общий вывод о том, что с 2016 по 2018 год произошло сокращение численности сотрудников, в связи со сменой руководства, однако в 2018 году произошло увеличение численности персонала. Так же, основная причина ухода работников из ООО «Директ Кредит Центр» - конфликты внутри организации и вне её, поэтому в следующем пункте настоящей работы, следует провести анализ причин конфликтных ситуаций.
2.2 Анализ причин конфликтных ситуаций в ООО «Директ Кредит Центр»
В ООО «Директ Кредит Центр» на данном этапе работы существуют проблемы, которые сложились в результате конфликтов между сотрудниками и оказывающими влияние на деятельность организации. Данная ситуация имеет не только моральную сторону разрозненности коллектива, но и оказывает влияние на текучесть персонала, а также отношения с клиентами, что в итоге приводит к снижению экономических показателей деятельности организации. Конфликтующим работникам порой нет дела до клиентов и они, получившие некачественное обслуживание, пишут жалобы, а порой и отказываются от услуг, что в дальнейшем приведет к снижению потока клиентов и соответственно снижению размеров выручки у организации, которые приведут к оттоку прибыли.
Данные конфликты носят затяжной характер и переходят от одних сотрудников к другим, данной причиной конфликта является систематические опоздания отдельных сотрудников, в результате чего происходит конфликтная ситуация между работниками, а в дальнейшем и примет более серьезные масштабы, переходя в конфликт между сотрудниками и администрацией. В следствии возникновения данных ситуаций возникают и проблемы в общении с клиентами.
В основном данные конфликтные ситуации происходят между работниками отдела продаж и технического отдела, так как работники технического отдела должны приходить раньше других на работу, так как в случае звонка клиента в офис, на рабочем месте должен быть сотрудник, который может ответить на его вопросы, то здесь важен такой показатель как пунктуальность и ответственность, в противном случае снижается качество обслуживания клиентов. Новый сотрудник - агент технической поддержки, которая отработав испытательный срок, стала систематически опаздывать на работу и вызывает обоснованное недовольство остальных работников. Данная сотрудница является родственницей коммерческого директора и не считает, что за данный факт опоздания ее могут уволить. Так же среди работников отдела продаж в штате состоят консультанты, среди которых есть работница, часто не выходящая на работу, которая ссылается на болезни детей, но не предоставляет больничные листы, а лишь сообщает о болезни за час перед началом своей смены.
Данные систематические опоздания и прогулы не только являются причиной раздора в коллективе, так как невыход и опоздание одного работника в результате приводит к увеличению нагрузки на другого работника, не говоря уже о работе в целом всего филиала.
Часто на имя директора пишутся докладные записки о безответственности и халатном отношении работников к своим должностным обязанностям. В результате создавшейся конфликтной ситуации, происходит вечный конфликт между работниками отделов, в результате перепалки между консультантами были выявлены несколько случаев, когда клиенты, оставляли записи в книге жалоб и отрицательные отзыва на Флампе. Во всех случаях указывались такие причины как: неприветливое обслуживание, раздраженный консультант и слишком длительное время обслуживания клиента.
В последние два месяца конфликт со стороны работников начал принимать открытую форму, конфликт между отделами перерос уже в явные провокации работников между собой. Агент технической поддержки, уже зная, что ее не уволят, так как находится в родственных отношениях с коммерческого директора, пользуется своим служебным положением. Даже понимая, что другие работники проявляют недовольство, она провоцирует их на конфликт, порой, не подчиняясь директору отдела продаж и не считая нужным извиниться за опоздание, порой даже уходит с рабочего места раньше установленного графика. В итоге конфликт разрастается не только между сотрудниками отдела продаж, но и между коммерческим директором и директором отдела продаж. В данном конфликте страдают все работники, в результате многие начинают высмеивать директора отдела продаж, обвиняя его, что он не может разобраться и уволить работника, не соблюдающего правила трудовой дисциплины и элементарные нормы поведения на рабочем месте. Основные причины данных конфликтов представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Причины возникновения конфликта в ООО «Директ Кредит Центр»
Информация о данной ситуации дошла на директора ООО «Директ Кредит Центр» и он, вызвав инспектора отдела кадров и наняв психолога, предложил разобраться в данной ситуации. В результате психолог и инспектор отдела кадров адаптировали анкету, имеющуюся у психолога для данной группы работников, и провели опрос работников. Опрос проводился лишь тех работников, которые были втянуты в конфликт и явно выражали свое недовольство другими работниками и желали либо сменить место работы, либо смену в которой ранее работали. Таким образом последствия протекающих конфликтов представлены в таблице 8.
Таблица 8 - Последствия протекающих конфликтов в ООО «Директ Кредит Центр»
- некачественное выполнение работы |
- ссоры между работниками |
- сбой в работе |
- отток клиентов |
Для анализа сложившихся конфликтов и выявления их причин были использованы следующие методы:
- лонгитюдное наблюдение - наблюдение за поведением работников;
- психологическое тестирование посредством теста К. Томаса.
В первую очередь в организации проведут тестирование на основании тестов К. Томаса и "Твоя конфликтность", обработав результаты теста, выявят наиболее конфликтных работников, при анкетировании могут быть выявлены работники со скрытым потенциалом к конфликтам. Также в ООО «Директ Кредит Центр» установлены видеокамеры наблюдения. Психологом и инспектором отдела кадров будет изучен данный материал, с привязкой ко времени на основании докладных записок работников.
Собрав весь материал по результатам просмотров видеозаписей и тестирования, были получены следующие результаты представленные ниже.
В таблице 9, представлены данные о количестве работников как подверженных конфликтности, так и бесконфликтный контингент работников, за исключением работников администрации.
Таблица 9 - Данные о количестве людей подверженных конфликтам в ООО «Директ Кредит Центр»
Наименование |
Количество работников |
Доляработников |
Подверженных конфликтам |
20 |
56,52 |
Неподверженные конфликтам |
26 |
43,48 |
Итого |
46 |
100,00 |
По данным таблицы 9, можно сделать вывод, что конфликтам подвержены 56,52% работников, что свидетельствует о нарастающей проблеме в организации.
Среди работников подверженным конфликтам в разной степени были выявлены определенные работники. Те работники, которые не подвержены конфликтам, так же их называют бесконфликтные - это работники либо очень добродушные и веселые либо те, которые дорожат своим рабочим местом.
Первые будут сводить конфликтную ситуацию к шутке, вторые - это люди, которые боятся потерять работу и, как результат, постараются не вступать в конфликт и сторонится каких - либо разборок возникающих между коллегами.
Так же в конфликтной группе работников еще было выявлено разделение на степень конфликтности.
Доля конфликтующих и причины конфликтов представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Доля конфликтующих и причины конфликтов в ООО «Директ Кредит Центр»
Таким образом, из рисунка 3 видно, что 20% конфликтных работников готовы вступить в конфликт, заступаясь за своего товарища или коллегу, 35% от общей массы конфликтующих просто не считаются с другими работниками могут отпускать неуместные шутки не понимая, что могут обидеть других сотрудников; 45% работников вступают в конфликт просто из-за того, что нарушают трудовую дисциплину и не считают себя виноватыми.
При отслеживании видеокамер был получен результат, что докладные записки соответствуют действительности и работники опаздывают на работу и вступают в конфликт. Сначала начинается конфликт между двумя работниками, который в дальнейшем втягивает уже новых сотрудников и перерастает в более широкие масштабы, так как у каждого работника есть как соратники, так и противники.
Так же был проведен опрос, позволяющий понять, в результате чего возникают конфликтные ситуации и если конфликтные ситуации возникли между сотрудниками, то могут ли они быть стимулом для разжигания конфликтов с клиентами.
Так же была определена сплоченность группы по данным анкетирования и обработанным результатам. Используя социометрический метод анализа межличностных отношений, стало возможным выявить структуры изучаемых объектов, выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков, получить информацию о состоянии данных групп.
Анализ проводился среди сотрудников отдела продаж и технического отдела, состоящих в общей сложности из 32 человек (Таблица 10).
Таблица 10 - Сплоченность группы при трудовой деятельности
Всего выборов по группе |
В том числе: |
||||||
положительных |
отрицательных |
нейтральных |
|||||
Шт. |
% |
Шт. |
% |
Шт. |
% |
Шт. |
% |
32 |
100 |
4 |
15 |
8 |
25 |
20 |
60 |