Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ЗАО “Тандер”).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 634

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Конкуренция стала неотделимой частью рыночной экономики и является обязательным условием для развития предпринимательской деятельности и бизнеса. Роль конкуренции в экономической жизни современного общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в России стало важной задачей регулирования экономики со стороны государства. Всё это способствовало отделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды компании, потребность в анализе и исследовании которого объясняется его значительным влиянием на экономико-хозяйственную деятельность любой компании, функционирующей на рынке.

Эффективное применение резервов конкурентоспособности требует наиболее полного и постоянного их выявления. Данная задача может быть решена в течение анализа деятельности предприятия, позволяющего измерить, определить и сопоставить величину резервов и возможностей для роста. Другими словами на основе такого анализа компания может разработать собственную стратегию деятельности по повышению конкурентоспособности, для занятия ведущих позиций на рынке и повышению прибыли.

Рынок розничной торговли – один из самых развивающихся секторов экономики России. Быстрое развитие множества торговых сетей, выход на Российский рынок многих международных компаний, создание крупных торговых комплексов и мегамоллов, которые владеют всеми современными технологиями ведения и организации бизнеса, вызывает поглощение или самоликвидацию неконкурентоспособных отечественных организаций более крупными компаниями.

Проблемы обеспечения конкурентоспособности не могут быть решены без создания соответствующих методов, позволяющих оценивать, формировать и поддерживать конкурентоспособность организации. С учетом этого появляется необходимость в разработке научных подходов к определению и оценке конкурентоспособности на основе показателей деятельности организаций розничной торговли. Большая практическая значимость и недостаток теоретических знаний по данным вопросам предопределяют важность и актуальность выбранной темы курсовой работы.

Целью данной работы является изучение способов и методов оценки и анализа конкурентоспособности предприятия на примере ЗАО «Тандер».

Данная цель определила важность необходимость решения следующих задач:

- изучить понятие и сущность конкурентоспособности предприятия;

- просмотреть основные методы оценки конкурентоспособности предприятия применяемые в отрасли;


- провести анализ хозяйственной и коммерческой деятельности компании ЗАО «Тандер»

- провести оценку конкурентоспособности ЗАО «Тандер» в текущих условиях рынка;

- предложить пути повышения конкурентоспособности ЗАО «Тандер».

Объектом исследования является организация розничной торговли ЗАО «Тандер», предметом исследования является конкурентоспособность рассматриваемого предприятия в текущих условиях рынка с современным набором конкурентов.

При написании данной работы использовались учебные пособия отечественных авторов по вопросам конкурентоспособности предприятий, материалы, предоставленные ЗАО «Тандер», характеризующие основные показатели конкурентоспособности, материалы периодической печати, а также Интернет-ресурсы.

1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия

1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность – это способность субъекта хозяйствования опережать соперников с использованием своих преимуществ для достижения поставленных целей.

Данное понятие является одной из интегральных характеристик, которые могут быть использованы при оценивании эффективности хозяйственной деятельности представителей предпринимательского сектора. Говоря иначе, конкурентоспособность – это способность субъекта выдержать конкуренцию и выжить в текущих условиях.

Рассматривая конкурентоспособность организации, необходимо отметить, что это возможности предприятия по достижению поставленных целей в условиях зачастую жесткой конкуренции. В данном случае речь может идти и об удовлетворении потребностей потребителей и создания продаж в процессе производства и предложении товаров, имеющих определенные преимущества перед аналогами на рынке и пользующиеся спросом.

Конкурентоспособность организации должна рассматриваться как совокупность всех основных характеристик самого предприятия, которые могут быть определены его потенциалом, внешними социально-экономическими, организационными и социальными факторами, позволяющими создавать привлекательную для потребителей продукцию. [12, 42]


Для достижения целей которые перед собой ставит предприятие в современной рыночной экономике решающим элементом должно становиться эффективное использование различных факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность, а именно:

- PR и рекламная политика компаний-соперников;- разработка новых товаров и присвоение торговых брендов и марок;

- внешние оформление товара и его привлекательность для клиента;

- уровень сервиса в компании в отношении клиентов , клиент ориентированность продавцов и людей оказывающих влияние на сервис ;

- организация сбыта продукции у конкурентов и его основные показатели;

- рациональность каналов движения товаров у аналогичных предприятий на рынке.

Иначе говоря, факторы конкуренции выражают показатели, которые участвуют в специфической борьбе бизнес структур на спрос собственной продукции, расширение круга покупателей, клиентов и рост доли на современном рынке.

К факторам, оказывающим влияние на эффективность ведения коммерческой деятельности различных предпринимательских структур, которые может использовать анализ конкурентоспособности, можно отнести:

- государственные факторы или государственная политика в отношении бизнеса, выраженные в экономических методах (например, амортизационная и налоговая политика, наличие преференций, финансово-кредитная и инвестиционная политика, допуск иностранного капитала к участию в предприятии, целевые программы которые как правило связанны с государственной политикой и таможенная политика) и административно-правовых методах (сертификации, стандартизации по законодательной базе);

- рыночные факторы, особенность и емкость рынка на котором конкурирует организация, конкурентами, наличием или отсутствием такого ресурса как персонал, рынком труда и привлекательность компании как работодателя , уровнем дохода насления и отраслевыми спецификациями и особенностями;

- социально-политические факторы в виде общественных организаций, политической стабильности, уровня культуры и социального положения клиентов.

Проводимая оценка конкурентоспособности может использовать такие внутренние факторы:

- организационную структуру предприятия (например, финансово-экономический и производственно-технологический потенциал, а также материально-техническое обеспечение);

- инновационный фактор, выраженный в потенциале развития персонала и кадров, контроле и анализе реализуемых инноваций, системе сертификатов и стандартов принятых в компании;


- качество обслуживания и эксплуатации в форме упаковки, хранения, транспортировке продукции, экологичности продукции, возможности утилизации и т. д.

С множеством острых вопросов связана конкурентоспособность. Здесь нам необходимо отталкиваться от, во-первых, определение степени актуальности всей производственно-технической структуры требованиям в сфере маркетинга, оценки возможности эффективного ресурсосбережения при выпуске качественной и экономичной продукции.

Во-вторых, увеличение уровня конкуренции предприятий может влиять на степень осознания сотрудниками стратегии и целей организации.

В-третьих, повышение конкурентоспособности в нормативной базе зависит от актов регламентирующих данную деятельность, технологической и методической документации, а также различных качеств готовой продукции влияющих на выбор клиентов.

В-четвертых, соперничество в сфере информационных ресурсов может выражаться в определенной практической применимости, системности и доверенности. [9, 23]

Успех любого предпринимателя зависит и от такого важного фактора, как внутренняя среда компании, которая находится в прямой зависимости, как от самого предпринимателя, так и от его компетентности в процессах бизнеса в которых работает компания, нацеленности на результат, умения доводить процессы до конца, навыков и умений в области ведения дела. На повышение конкурентоспособности предприятия оказывает влияние четкое соблюдение самими предпринимателями и их менеджерами нормативных актов и правил, которые отвечают за регулирование деятельности того или иного бизнеса, либо организационно-правовой формы.

Таким образом, можно сделать вывод, что конкурентоспособность предприятия – это состояние, которое описывает фактическую или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях противодействия и оказывания давления конкурентов. Данное определение описывает самую общую, применимую без исключения ко всем объектам, характеристику.

Практический и историчпский опыт показывает, что финансового процветания наиболее часто достигают организации с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом предприятия предполагается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в определенных сегментах рынка конкурентоспособные товары, т.е. продукцию, превосходящую по качественно-ценовым характеристикам аналоги и пользующуюся преимущественным спросом у потребителей.


Высокая конкурентоспособность фирмы предопределяется наличием трех следующих признаков:

- потребители удовлетворили свои потребности и готовы возвращаться вновь, купить повторно продукцию этого предприятия;

- социум, партнеры, контрагенты, акционеры не имеют претензий к предприятию;

- сотрудники осознают свою пользу в деятельности фирмы, у сотрудников высокий уровень включенности и вовлечения в процессы компании, а посторонние считают за честь работать в этой компании.

Чтобы стать достаточно конкурентоспособной компанией необходимо: обеспечить достаточный уровень конкурентоспособности производимой продукции в основных сегментах рынка. [6, 33]

С учетом таких факторов как экономический потенциал предприятия, возможность его усиления, стадий жизненного цикла продукции на рынке, состояния НИОКР, особенности технологии в данной сфере деятельности, времени существования фирмы на определенном потребительском рынке, а также положения экономики в целом выбирается определенная стратегия повышения конкурентоспособности предприятия или их совокупность.

В основе обеспечения долгосрочной конкурентоспособности предприятия лежат постоянные действия по повышению его эффективности.

1.2 Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия

Разные авторы предлагают множество методов оценки и мониторинга конкурентоспособности предприятий. Можно выделить следующие этапы оценки конкурентоспособности предприятия:

1) оценка конкурентоспособности с точки зрения сравнительных преимуществ – суть этого метода состоит в том, что создание и реализация продукции выгоднее, когда затраты на производство ниже, чем у конкурентов. Главный критерий, применяемый в этом методе, – это низкие издержки и затраты на производство. Достоинством метода является сравнительная легкость проводимой оценки степени конкурентоспособности и отсутствие больших затрат при осуществлении сравнения;

2) оценка с точки зрения теории равновесия – в основании данного метода рассматривается позиция, при которой фактор производства учитывается с идентичной и одновременно наивысшей производительностью. Вместе с тем у предприятия отсутствует дополнительная прибыль, вызванная действием одного из факторов производства и у организации нет заинтересованности для улучшения применения того или иного фактора. Основной мерой оценки является присутствие тех факторов производства, которые не используются в полном объеме. Безусловным достоинством указанного метода является возможность измерения собственных запасов. [7, 89]