Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ЗАО “Тандер”).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 634
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
1.2 Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия
2.1 Общая характеристика деятельности организации
2.2 Анализ хозяйственной деятельности компании
3. Основные направления повышения конкурентоспособности ЗАО «Тандер»
Введение
Конкуренция стала неотделимой частью рыночной экономики и является обязательным условием для развития предпринимательской деятельности и бизнеса. Роль конкуренции в экономической жизни современного общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в России стало важной задачей регулирования экономики со стороны государства. Всё это способствовало отделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды компании, потребность в анализе и исследовании которого объясняется его значительным влиянием на экономико-хозяйственную деятельность любой компании, функционирующей на рынке.
Эффективное применение резервов конкурентоспособности требует наиболее полного и постоянного их выявления. Данная задача может быть решена в течение анализа деятельности предприятия, позволяющего измерить, определить и сопоставить величину резервов и возможностей для роста. Другими словами на основе такого анализа компания может разработать собственную стратегию деятельности по повышению конкурентоспособности, для занятия ведущих позиций на рынке и повышению прибыли.
Рынок розничной торговли – один из самых развивающихся секторов экономики России. Быстрое развитие множества торговых сетей, выход на Российский рынок многих международных компаний, создание крупных торговых комплексов и мегамоллов, которые владеют всеми современными технологиями ведения и организации бизнеса, вызывает поглощение или самоликвидацию неконкурентоспособных отечественных организаций более крупными компаниями.
Проблемы обеспечения конкурентоспособности не могут быть решены без создания соответствующих методов, позволяющих оценивать, формировать и поддерживать конкурентоспособность организации. С учетом этого появляется необходимость в разработке научных подходов к определению и оценке конкурентоспособности на основе показателей деятельности организаций розничной торговли. Большая практическая значимость и недостаток теоретических знаний по данным вопросам предопределяют важность и актуальность выбранной темы курсовой работы.
Целью данной работы является изучение способов и методов оценки и анализа конкурентоспособности предприятия на примере ЗАО «Тандер».
Данная цель определила важность необходимость решения следующих задач:
- изучить понятие и сущность конкурентоспособности предприятия;
- просмотреть основные методы оценки конкурентоспособности предприятия применяемые в отрасли;
- провести анализ хозяйственной и коммерческой деятельности компании ЗАО «Тандер»
- провести оценку конкурентоспособности ЗАО «Тандер» в текущих условиях рынка;
- предложить пути повышения конкурентоспособности ЗАО «Тандер».
Объектом исследования является организация розничной торговли ЗАО «Тандер», предметом исследования является конкурентоспособность рассматриваемого предприятия в текущих условиях рынка с современным набором конкурентов.
При написании данной работы использовались учебные пособия отечественных авторов по вопросам конкурентоспособности предприятий, материалы, предоставленные ЗАО «Тандер», характеризующие основные показатели конкурентоспособности, материалы периодической печати, а также Интернет-ресурсы.
1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
Конкурентоспособность – это способность субъекта хозяйствования опережать соперников с использованием своих преимуществ для достижения поставленных целей.
Данное понятие является одной из интегральных характеристик, которые могут быть использованы при оценивании эффективности хозяйственной деятельности представителей предпринимательского сектора. Говоря иначе, конкурентоспособность – это способность субъекта выдержать конкуренцию и выжить в текущих условиях.
Рассматривая конкурентоспособность организации, необходимо отметить, что это возможности предприятия по достижению поставленных целей в условиях зачастую жесткой конкуренции. В данном случае речь может идти и об удовлетворении потребностей потребителей и создания продаж в процессе производства и предложении товаров, имеющих определенные преимущества перед аналогами на рынке и пользующиеся спросом.
Конкурентоспособность организации должна рассматриваться как совокупность всех основных характеристик самого предприятия, которые могут быть определены его потенциалом, внешними социально-экономическими, организационными и социальными факторами, позволяющими создавать привлекательную для потребителей продукцию. [12, 42]
Для достижения целей которые перед собой ставит предприятие в современной рыночной экономике решающим элементом должно становиться эффективное использование различных факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность, а именно:
- PR и рекламная политика компаний-соперников;- разработка новых товаров и присвоение торговых брендов и марок;
- внешние оформление товара и его привлекательность для клиента;
- уровень сервиса в компании в отношении клиентов , клиент ориентированность продавцов и людей оказывающих влияние на сервис ;
- организация сбыта продукции у конкурентов и его основные показатели;
- рациональность каналов движения товаров у аналогичных предприятий на рынке.
Иначе говоря, факторы конкуренции выражают показатели, которые участвуют в специфической борьбе бизнес структур на спрос собственной продукции, расширение круга покупателей, клиентов и рост доли на современном рынке.
К факторам, оказывающим влияние на эффективность ведения коммерческой деятельности различных предпринимательских структур, которые может использовать анализ конкурентоспособности, можно отнести:
- государственные факторы или государственная политика в отношении бизнеса, выраженные в экономических методах (например, амортизационная и налоговая политика, наличие преференций, финансово-кредитная и инвестиционная политика, допуск иностранного капитала к участию в предприятии, целевые программы которые как правило связанны с государственной политикой и таможенная политика) и административно-правовых методах (сертификации, стандартизации по законодательной базе);
- рыночные факторы, особенность и емкость рынка на котором конкурирует организация, конкурентами, наличием или отсутствием такого ресурса как персонал, рынком труда и привлекательность компании как работодателя , уровнем дохода насления и отраслевыми спецификациями и особенностями;
- социально-политические факторы в виде общественных организаций, политической стабильности, уровня культуры и социального положения клиентов.
Проводимая оценка конкурентоспособности может использовать такие внутренние факторы:
- организационную структуру предприятия (например, финансово-экономический и производственно-технологический потенциал, а также материально-техническое обеспечение);
- инновационный фактор, выраженный в потенциале развития персонала и кадров, контроле и анализе реализуемых инноваций, системе сертификатов и стандартов принятых в компании;
- качество обслуживания и эксплуатации в форме упаковки, хранения, транспортировке продукции, экологичности продукции, возможности утилизации и т. д.
С множеством острых вопросов связана конкурентоспособность. Здесь нам необходимо отталкиваться от, во-первых, определение степени актуальности всей производственно-технической структуры требованиям в сфере маркетинга, оценки возможности эффективного ресурсосбережения при выпуске качественной и экономичной продукции.
Во-вторых, увеличение уровня конкуренции предприятий может влиять на степень осознания сотрудниками стратегии и целей организации.
В-третьих, повышение конкурентоспособности в нормативной базе зависит от актов регламентирующих данную деятельность, технологической и методической документации, а также различных качеств готовой продукции влияющих на выбор клиентов.
В-четвертых, соперничество в сфере информационных ресурсов может выражаться в определенной практической применимости, системности и доверенности. [9, 23]
Успех любого предпринимателя зависит и от такого важного фактора, как внутренняя среда компании, которая находится в прямой зависимости, как от самого предпринимателя, так и от его компетентности в процессах бизнеса в которых работает компания, нацеленности на результат, умения доводить процессы до конца, навыков и умений в области ведения дела. На повышение конкурентоспособности предприятия оказывает влияние четкое соблюдение самими предпринимателями и их менеджерами нормативных актов и правил, которые отвечают за регулирование деятельности того или иного бизнеса, либо организационно-правовой формы.
Таким образом, можно сделать вывод, что конкурентоспособность предприятия – это состояние, которое описывает фактическую или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях противодействия и оказывания давления конкурентов. Данное определение описывает самую общую, применимую без исключения ко всем объектам, характеристику.
Практический и историчпский опыт показывает, что финансового процветания наиболее часто достигают организации с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом предприятия предполагается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в определенных сегментах рынка конкурентоспособные товары, т.е. продукцию, превосходящую по качественно-ценовым характеристикам аналоги и пользующуюся преимущественным спросом у потребителей.
Высокая конкурентоспособность фирмы предопределяется наличием трех следующих признаков:
- потребители удовлетворили свои потребности и готовы возвращаться вновь, купить повторно продукцию этого предприятия;
- социум, партнеры, контрагенты, акционеры не имеют претензий к предприятию;
- сотрудники осознают свою пользу в деятельности фирмы, у сотрудников высокий уровень включенности и вовлечения в процессы компании, а посторонние считают за честь работать в этой компании.
Чтобы стать достаточно конкурентоспособной компанией необходимо: обеспечить достаточный уровень конкурентоспособности производимой продукции в основных сегментах рынка. [6, 33]
С учетом таких факторов как экономический потенциал предприятия, возможность его усиления, стадий жизненного цикла продукции на рынке, состояния НИОКР, особенности технологии в данной сфере деятельности, времени существования фирмы на определенном потребительском рынке, а также положения экономики в целом выбирается определенная стратегия повышения конкурентоспособности предприятия или их совокупность.
В основе обеспечения долгосрочной конкурентоспособности предприятия лежат постоянные действия по повышению его эффективности.
1.2 Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия
Разные авторы предлагают множество методов оценки и мониторинга конкурентоспособности предприятий. Можно выделить следующие этапы оценки конкурентоспособности предприятия:
1) оценка конкурентоспособности с точки зрения сравнительных преимуществ – суть этого метода состоит в том, что создание и реализация продукции выгоднее, когда затраты на производство ниже, чем у конкурентов. Главный критерий, применяемый в этом методе, – это низкие издержки и затраты на производство. Достоинством метода является сравнительная легкость проводимой оценки степени конкурентоспособности и отсутствие больших затрат при осуществлении сравнения;
2) оценка с точки зрения теории равновесия – в основании данного метода рассматривается позиция, при которой фактор производства учитывается с идентичной и одновременно наивысшей производительностью. Вместе с тем у предприятия отсутствует дополнительная прибыль, вызванная действием одного из факторов производства и у организации нет заинтересованности для улучшения применения того или иного фактора. Основной мерой оценки является присутствие тех факторов производства, которые не используются в полном объеме. Безусловным достоинством указанного метода является возможность измерения собственных запасов. [7, 89]