Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ЗАО “Тандер”).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 636
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
1.2 Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия
2.1 Общая характеристика деятельности организации
2.2 Анализ хозяйственной деятельности компании
3. Основные направления повышения конкурентоспособности ЗАО «Тандер»
- расширить ассортимент сопутствующими товарами;
- усовершенствовать систему подготовки и мотивации персонала. [8, 126]
Таким образом, компания существует в достаточно стабильных условиях, однако для получения дополнительных конкурентных преимуществ фирме следует в полной мере воспользоваться потенциалом развития интернет-услуг и создать на базе гипермаркетов систему интернет-заказов, что позволит увеличить объемы продаж и привлечь новых клиентов.
3.2 Проблемы и пути повышения конкурентоспособности ЗАО «Тандер»
В вопросе повышения конкурентоспособности ЗАО «Тандер» на отечественном рынке розничной торговли немаловажную роль играет устранение недостатков, описанных в предыдущем параграфе. Для решения данной проблемы предлагается рассмотреть следующие мероприятия:
1) развитие возможности безналичного расчета не только в гипермаркетах, а и в супер- и минимаркетах.
К преимуществам данного предложения можно отнести:
- улучшение имиджа предприятия. Предоставление потребителю возможности выбора способа оплаты – это один из способов привлечь покупателя, показав ему, что организация внедряет самые современные технические разработки. Также использование банковских карт позволяет значительно сократить время обслуживания клиента, так как уже не нужно тратить время на подсчет сдачи, что существенно повышает уровень сервиса.
- увеличение объема продаж: По данным маркетинговых и психологических исследований, клиент, оплачивающий покупку банковской картой, обычно тратит значительно большую сумму, чем покупатель, расплачивающийся наличными деньгами.
- расширение клиентской базы за счет платежеспособных клиентов.
- снижение рисков: безналичный расчет позволяет уменьшить риски, связанные с использованием наличных средств (ограбления, фальшивые банкноты и т.п.).
2) развитие использования дисконтных программ (акций)
Чтобы учесть специфику предприятия, привлечь потребителей и тем самым увеличить спрос, возникает необходимость использование дисконтных систем. Простые дисконтные программы могут быть не связаны напрямую с личностью покупателя. В данном случае дисконт для данного клиента не зависит от его активности, а учитываются лишь условия осуществления текущей покупки: общая стоимость приобретенных товаров, системы платежей, праздничные дни, покупка определенного товара, юбилейный покупатель и т.п.
Более сложные дисконтные системы основаны на учете прошлых посещений и общей суммы покупок клиента (накопительные системы) или зачислении определенного процента с суммы покупки на карту в виде бонуса (бонусная система).[8, 124]
Таким образом, все дисконтные системы можно разделить на три категории:
- предоставление скидки на товары всем потребителям в зависимости от события или ситуации при совершении покупки. К примеру, покупатель совершил покупку на определенную сумму, пришел в день распродажи товаров и т.д.;
- предоставление дисконта определенной части покупателей, сгруппированных по каким-либо признакам. Например: скидки для покупателей, обладающих дисконтными карточками магазина; скидки для студентов, пенсионеров и инвалидов;
- предоставление дисконта определенному клиенту, выделение его среди остальных покупателей. Например, накопительная система - клиент получает в магазине скидку в зависимости от величины совершенных им в прошлом покупок; бонусная система – покупатель получает на карту в виде бонуса определенный процент с совершенной покупки.
Варианты предоставления дисконта:
- время, дата осуществления покупки, определенный день недели или месяца – это также позволяет регулировать поток клиентов;
- сумма покупки – предоставление определенного процента скидки на сумму покупки стимулирует клиента совершить более дорогую покупку;
- количество купленного товара («три по цене двух»)– в зависимости от количества покупаемого товара изменяется и стоимость единицы этого товара;
- товар, группа товаров, определенное сочетание товаров («промо-акции») – данный вариант, как правило, применяется для рекламы и продвижения товара;
- тип оплаты – эти условия стимулируют клиента покупать товары по безналичному расчету, использовать определенные кредитные карточки;
- потеря товаром качества или других потребительских свойств, истекающий срок годности товара – данные системы позволяют уменьшить количество списываемой просроченной продукции.
- случайная скидка – своеобразный розыгрыш, который может повлиять на выбор конкретного товара среди подобного класса товаров.
- «миллионный покупатель», «тысячный проданный товар» – используется в основном для рекламы торгового предприятия или производителя;
3) несвоевременное изъятие (наличие) просроченных товаров с прилавков магазина.
В ассортименте торговой сети «Магнит» большую часть товаров составляет скоропортящаяся продукция, в связи с этим возникает проблема своевременного выявления и изъятия товара с истекшим сроком годности.
Для решения этой проблемы необходимы следующие мероприятия:
- отслеживание спроса на скоропортящийся товар и закупка его у поставщиков в том объеме, который требуется.
- автоматизация учетов запаса скоропортящейся продукции, введение программ складского учета в каждой торговой точке, своевременная выкладка на прилавки магазинов и, соответственно, своевременное изъятие;
- расположение товаров со сроком годности, подходящим к концу, отдельно от остальных, привлечение внимания покупателей аукционными скидками, таких как «два товара по цене одного», скидка на цену.
- направление на переработку товаров с истекшим сроком годности для изготовления кормов для животных в близлежащее сельскохозяйственное предприятие, с которым предварительно был заключен договор. Можно также рассмотреть вариант организации собственного производства животноводческой продукции.
Основными преимуществами от проведения данных мероприятий являются: сокращение количества товаров с истекшим сроком в магазинах, и, соответственно, снижение издержек, связанных с их утилизацией, повышение доверия со стороны покупателей, отсюда увеличение спроса, что в конечном итоге ведет к повышению имиджа и репутации компании.
Помимо описанных факторов существенно влияют на конкурентоспособность и имидж ЗАО «Тандер» такие мероприятия, как налаживание эффективной организации сбытовой деятельности и снижение текучести кадров. Поэтому рассмотрим их более подробно с учетом необходимых затрат.[8, 128]
Заключение
Анализируя конкурентоспособность в текущих рыночных реалиях экономики, необходимо отметить, что она связана с термином «конкуренция». На сегодняшний момент в России происходит значительное усиление позиций конкуренции в частности в продуктовом ритейле, вследствие этого руководители предприятий постоянно ищут новые и совершенствуют действующие способы управления компаниями и ищут способы усиления конкурентоспособности организации.
Определение конкуренции настолько неоднозначно, что оно может описываться множеством различных понятий. Это и способ хозяйствования, и такой метод существования капитала, при котором капитал одной фирмы соперничает с капиталом другой. Вместе с тем конкуренция выступает и в роли регулятора общественного производства.
Конкуренция существует при некотором состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определенного состояния рынка. В соответствии с этой вводной различают рынки несовершенной и совершенной конкуренции.
Конкурентная среда - рынок в целом или его часть, где бизнесмены могут свободно соперничать за право продать свой товар покупателю. На рынке происходит острая конкурентное противостояние между предприятиями, производящим или продающими однотипную продукцию одним и тем же категориям покупателей.
Конкурентная борьба - перечень деятельности фирмы, направленной на достижение конкурентного преимущества и целей, на завоевание и удержание устойчивых позиций на рыночном сегменте, и вытеснение с него фирмы-конкурента.
Таким образом, конкурентоспособность объекта – это состояние, которое описывает фактическую или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях противодействия конкурентов. Данное определение описывает самую общую, применимую без исключения ко всем объектам, характеристику.
Анализ конкурентоспособности представляет собой интерпретацию, расчет и проведенный анализ системы показателей предприятия. Эта оценка характеризует как конкурентоспособность самой продукции, так и маркетинговую деятельность субъекта в целом.
Проведение анализа конкурентоспособности любой фирмы включает в себя и представляет собой исследование внешнего и внутреннего конкурентного преимущества, которое позволяет не только усилить позиции компании на действующем секторе, но и выйти на новые рынки сбыта, предложив потребителям более новые и современные товары.
В ходе работы были выявлены наиболее эффективные методы оценки конкурентоспособности на примере розничного торгового предприятия ЗАО «Тандер».
В ходе исследования темы курсовой работы была проведена оценка конкурентоспособности предприятия в сравнении с конкурентами – розничными торговыми организациями. Сделан SWOT-анализ, в результате которого были выявлены проблемы, влияющие на уровень конкурентоспособности.
По итогам анализа выявленных проблем были определены направления по повышению конкурентоспособности рассматриваемой компании. Это применение новых методы стимулирования потребителей на основе использования дисконтных карт; расширение каналов сбыта через современные средства торговли такие как интернет-магазин; улучшение процесса обучения и мотивации персонала.
Таким образом, предлагаемые для реализации мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия ЗАО «Тандер» позволят усилить его конкурентные преимущества в сравнении с главными конкурентами, расширить рынок сбыта, а также повысить в целом эффективность деятельности компании ЗАО «Тандер».
Список использованной литературы
- Герчикова И. Н. Маркетинг/И. Н. Герчикова. — М.: Маркет ДС, 2012. — 470с.
- Еремин, В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник / В.Н.Еремин. – М.: КноРУс, 2014. – 648 с.
- Прокшина, Т. П. Маркетинг: учебник / Т. П. Прошкина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 314 c.
- Степанов Л.В. Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка. — Воронеж: Научная книга, 2010. — 203 с.
- Андронов Д.А. Управление стратегической конкурентоспособностью компании // Экономика, предпринимательство и право. — 2011. — № 5 (5). — c. 16-21.
- Борлакова Л.А. Комплексный подход к содержанию конкуренции и конкурентоспособности // Креативная экономика. — 2012. — № 7 (67). — c. 31-38.
- Дорофеева В. В. Методика оценки уровня конкурентоспособности предприятий / В. В. Дорофеева // Известия ИГЭА. — 2011. — № 4. — С. 89–94.
- Кудрявцев К.А. Способы повышения конкурентоспособности предприятий // Креативная экономика. — 2010. — № 12 (48). — c. 123-128.
- Кудрявцев К.А. Современное содержание конкуренции и конкурентоспособности экономического субъекта // Российское предпринимательство. — 2010. — № 12 Вып. 1 (173). — c. 22-26.
- Лазаренко А. А. Методы оценки конкурентоспособности /А.А. Лазаренко // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 374-377.
- Лазаренко А. А. Этапы проведения анализа конкурентоспособности организации / А. А. Лазаренко // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 479-484.
- Метелев И. С. Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности: сущность, методы, факторы и критерии оценки // Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011. – с. 42-54.
- Поляничкин Ю.А. Методы оценки конкурентоспособности предприятий // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – Выпуск № 3 / 2012. – с. 191 – 194.
- Птицына А.С. Методологические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nauka-rastudent.ru/11/2166/
- Информация о компании / ОАО «Магнит»: [электронный ресурс]. – URL: http://magnit-info.ru
- Официальный сайт розничной сети x5 retail group: [электронный ресурс]. – URL: http://www.x5.ru/
- Официальный сайт ООО «Лента»: [электронный ресурс]. –URL:http://www.lenta.com/
- Официальный сайт ООО «Ашан»: [электронный ресурс]. –URL:http://www.auchan.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Матрица SWOT - анализ предприятия
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1.Занимает первое место в России по количеству магазинов и второе по объему выручки в стране. Территориальный захват рынка. 2.Производство товаров крупными партиями и снижение себестоимости продукции 3.Компания располагает собственным автопарком. 4.Внедрена в компанию автоматизированная система управления товарными запасами. 5.Большое внимание уделяется сотрудничеству с местными производителями и поставщиками. 6.Новейшие методы и технологии в области товародвижения, продаж, финансов и кадровой политики. 7.В ассортименте магазинов «Магнит» наличие наименований товаров собственной торговой марки. 8.Гибкая ценовая политика и ассортиментная матрица, регулируемая в соответствии с уровнем доходов потребителя. 9.Сеть дистрибьюторских центров на всей европейской части России. 10. Уникальная система обучения сотрудников, перспектива карьерного роста. |
1. Отдаленность филиалов по России от центрального офиса, сложности в должном управлении и контроле. 2. Поскольку компания довольно большая есть коррупция и бюрократизм внутри самой компании; среди руководителей встречаются не совсем компетентные, непрофессионалы, от которых напрямую зависят условия работы, оплата труда, возможность самореализации. 3. Небольшое количество гипермаркетов. 4. Недостаточный ассортимент продукции под торговой маркой «Магнит», плохо развито собственное производство. 5. Магазины формата дискаунтер «у дома» не достаточно просторные, маленькая площадь магазина и теснота в торговом зале, низкая пропускная способность касс. 6. Отсутствие стандартов на выкладку товара. 7. Текучесть кадров на уровне низшего и среднего звена. 8. Отсутствует заинтересованность сотрудников в увеличении продаж, расширении клиентской базы. |
Рыночные возможности |
Рыночные угрозы |
1.Новые виды продукции. 2.Новые технологии. 3.Дополнительные услуги. 4.Увеличение рекламы. 5.Конкурентоспособные цены, соотношение цены/качества. 6.Рост безработицы. 7.Тенденция к укрупнению размеров магазинов и вытеснению мелких торговых точек. |
1.Выход на рынок новых конкурентов. 2.Рост безработицы, снижение уровня жизни населения. 3.Высокая подверженность влиянию изменения законодательства и регулятивных мер, рост налогов. 4.Постоянное увеличение арендной платы может снизить прибыльность магазинов. 5.Хищения персонала, преднамеренно неправильная оценка товара |