Файл: Корпоративная культура в организации («МИЛАРТ» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Последнее время руководители российских компаний все чаще и чаще задают вопросы про корпоративную культуру - как понять, какая культура в компании сейчас и что с ней потом делать… С одной стороны - замечательно, что российские руководители и специалисты осознали, что корпоративная культура может быть полезным рычагом управления. С другой, иногда возникает ощущение, что вокруг корпоративной культуры создан некоторый ажиотаж, когда все срочно хватаются за голову и бегут «что-то делать» с корпоративной культурой, не до конца осознавая, зачем все это нужно конкретной компании в конкретный момент времени. Ситуация, безусловно, усугубляется тем, что корпоративная культура является, наверное, самым неосязаемым и туманным феноменом среди «модных» сегодня тем, в области менеджмента.

В широком смысле культура является механизмом воспроизведения социального опыта, помогающим людям жить и развиваться в определенной социальной среде, сохраняя единство и целостность своего сообщества. Разумеется, потребность в воспроизведении приобретенного и заимствованного социального опыта актуальна для организации. Однако, вплоть до недавнего времени в России процессы формирования корпоративной культуры шли стихийно, не привлекая внимания субъекта организационной власти, не исследователей. Только в последние годы в России корпоративную культуру стали признавать нематериальной основой развития и успеха любой организации. Однако усиление интереса к данной проблематике не объясняется ее новизной, это является свидетельством накопленного понимания основ и закономерностей социальных структур. Вполне очевидно, что если культура организации согласуется с ее общей целью, она может стать важным фактором организационной эффективности.

В данной работе рассматривается одна из важнейших проблем современного менеджмента - управление корпоративной культурой на

примере рекламного агентства. Ведь управление корпоративной культурой в рекламных агентствах имеет некоторые особенности, которые отличают его от процесса управления культурой в других сферах деятельности. Поэтому актуальность этой темы очевидна, прежде всего, потому, что быстрее всех поднимается и развивается то рекламное агентство, коллектив которого имеет хорошо развитую корпоративную культуру. Именно люди и создаваемая ими атмосфера становятся одной из основных причин достижения успехов или неудач. Ведь специфика корпоративной культуры в рекламном агентстве связана, прежде всего, с особенностью работы кадров агентства и управления человеческими ресурсами. В рекламном агентстве работают люди творческие и зачастую ими сложно управлять. Поэтому корпоративная культура как система убеждений, норм поведения, установок и ценностей, определяет, как должны работать и вести себя люди в данном агентстве. При этом речь идет об убеждениях и ценностях, которые в большей или в меньшей степени разделяются подавляющим большинством членов агентства.


Значение корпоративной культуры для развития любой организации нельзя недооценивать. Она позволяет работникам предприятия осознавать идентичность, даёт ощущение стабильности и надёжности самой организации, формирует чувство социальной защищенности. Она стимулирует самосознание и высокую ответственность работника.

Многие западные и российские предприниматели пришли к выводу, что процветает та фирма, в которой создан сплоченный коллектив, где сломлены иерархические перегородки, где каждый кровно заинтересован в общем успехе, ибо от этого зависит его материальное благополучие. Для рекламного персонала особо необходим командный дух, сплоченность, благоприятная атмосфера в коллективе. Важно создать такую корпоративную культуру, при которой каждый из работников рекламного агентства не боялся и не стеснялся высказывать свои идеи и мнения.

Целью курсовой работы является анализ управления корпоративной культурой в рекламном агентстве. Предметом является организационно-методические положения по формированию и развитию корпоративной культуры. А объектом данного исследования становится анализ особенностей сложившейся корпоративной культуры в рекламном агентстве «МиЛАРТ».

Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие задачи:

  • раскрыть общие понятия, сущность и свойства корпоративной культуры, изучить основные элементы структуры и ее модели;
  • рассмотреть типы корпоративной культуры;
  • определить методы диагностики состояния корпоративной культуры;
  • проанализировать сложившуюся корпоративную культуру одного из рекламных агентств;
  • оценить влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности агентства.

Новизна исследования состоит в том, что в результате проделанной работы уточнены теоретические подходы к определению сущности и значению корпоративной культуры в современных условиях.

В работе использовались методы системного подхода, сравнительно-сопоставительные методы (анализ, синтез, аналогия, классификация), статистические методы количественных показателей, экспертная балльная оценка, а также общелогические методы построения научной концепции.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты, полученные в результате курсовой работы, могут быть использованы для выявления приоритетов, мер и разработки программы по совершенствованию корпоративной культуры в компаниях, предоставляющих свои услуги в области рекламы.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ

    1. Понятие корпоративной культуры и ее значение для организации

Корпоративная культура – это система взаимодействующих материальных и духовных ценностей, проявлений, присущих организации, отражающих её индивидуальность, восприятие себя и окружающей среды.

Корпоративная культура – это философия, определяющая и смысл существования организации, и её отношение к сотрудникам и клиентам; моральный и социальный климат, проявляющийся во внутренней атмосфере организации, взаимодействии с внешней средой; преобладающие ориентиры, лежащие в основе формирования целей организации и путей их достижения; система взаимодействия персонала в организации. Значение корпоративной культуры для развития любой организации нельзя недооценивать.

Она позволяет работникам предприятия осознавать идентичность, даёт ощущение стабильности и надёжности самой организации, формирует чувство социальной защищенности. Она стимулирует самосознание и высокую ответственность работника. Корпоративная культура оказывает значительное влияние на успешность реализации стратегии организации.

Корпоративная культура как социальный феномен является одним из предметов двух смежных наук: научного менеджмента и социологии управления, которыми рассматривается как инструмент менеджмента организации в реализации ее предпринимательских целей. Как область исследования и менеджмента и социологии корпоративная культура начала оформляться в 80 - 90-х годах, когда накопился достаточный объем эмпирических знаний, позволяющих группировать и описывать совокупность профессиональных и личностных взаимоотношений внутри коллектива, прогнозировать предпринимательские возможности такой системы.

Традиционно возникает вопрос о том, чем корпоративная культура отличается от организационной. Здесь нужно говорить не о каком-то принципиально важном и содержательном отличии, а просто об описании разных дисциплинарных языках одного и того же явления. Поэтому далее эти термины будут употребляться как синонимы.


Выделенный объект управления в рамках корпоративной культуры в теории и системе менеджмента вплоть до сегодняшнего дня остается неопределенным с точки зрения инструментов ее создания и изменения в рамках организации. То есть, выделены и вполне понятны, типы корпоративной культуры, но не всегда понятно, как ее создать с определенными чертами, отвечающими задачам бизнеса. Достаточно привести понимание корпоративной культуры в контексте различных взглядов на организацию управленческой деятельности, чтобы стало ясно - объект и логика корпоративной культуры на предприятии неоднозначны.

Так, С. Роббинс понимает корпоративную культуру как «социальный клей», который помогает удерживать целостность организации за счет создания приемлемых стандартов мышления и поведения.[1] В представлении С. Коссена это ценности, оказывающие влияние на среду, в которой работают люди.[2] Б. Фреган дает такое определение корпоративной культуры. Корпоративная культура - это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой. Сюда входят опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, реально испытанные вами или вашими сотрудниками. Ваша организационная культура - это, как люди относятся к хорошо сделанной работе, а также и то, что позволяет оборудованию и персоналу работать гармонично вместе. Это то, почему люди занимаются различной работой в рамках компании. Это то, как одни части компании видят другие ее части и какие формы поведения выбирает для себя каждое из подразделений в результате этого видения. Она проявляет себя открыто в шутках и шаржах на стенах, либо держится взаперти и объявляется только своим. Это то, о чем знают все, за исключением, возможно, лишь руководителя. [3]

Э. Шейн: Организационная культура - это комплекс базовых предложений, изобретений, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтвердил свою состоятельность, и потому он должен передаваться новым членам организации как правильный образ мышления и чувств в отношении упомянутых проблем.[4]

М. Армстронг: Корпоративная культура - это совокупность убеждений, отношений, норм поведения и ценностей, общих для всех сотрудников данной организации. Они могут не быть четко выражены, но при отсутствии прямых инструкций определяют способ действий и взаимодействий людей и в значительной мере влияют на ход выполнения работы.[5]


Наконец, отечественные исследователи тоже предлагают свои взгляды на данный феномен. Н.В. Тесакова рассматривает корпоративную культуру как, признаваемые в конкретной организации правила поведения (ценности; социальные, коммуникативные и моральные нормы; ритуалы; фирменный стиль) и правила управления (организационная структура, коммуникации, кадровая политика).[6] Т.Ю. Базаров предлагает такое определение. Корпоративная культура - это сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях.[7]

В.А. Спивак: культура корпорации - очень сложное, многослойное, динамичное явление, включающее и материальное, и духовное в поведении организации по отношению к субъектам внешней среды и к собственным сотрудникам. Это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих её индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.[8]

Большинство авторов сходится на том, что культура организации представляет собой сложную систему психолого-поведенческих элементов, бездоказательно принимаемых и разделяемых членами коллектива, кроме того, корпоративная культура трактуется как принимаемая большей частью организации философия и идеология управления, как ценностные ориентации, верования, ожидания и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за её пределами.[9]

Таким образом, в социологической науке корпоративная культура выделилась естественным образом как совокупность исследований, лежащих в природе социального поведения сотрудников организации. Научные методы описания социума в организации, критерии группировки социально-профессиональных образований, принципы анализа возможностей той или иной культуры в системе управления позволяют рассуждать о корпоративной культуре как целостном знании, объекте исследования и управления.