Файл: Налоговая оценка и учет объектов налогообложения. Формы и порядок ведения налоговой отчетности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время современные организации, независимо от вида, формы деятельности и подчиненности, ведут учет имущества, обязательств и деловых операций в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами. Изменения, которые произошли в российской налоговой системе по сей день, привели к тому, что для целей налогообложения стало недостаточно только данных бухгалтерского учета.

Поэтому налоговый учет наряду с бухгалтерским учетом стал необходимостью для каждой организации. На практике лучшим вариантом для организации налогового учета является вариант, при котором данные, необходимые для расчета налога, могут быть получены из бухгалтерского учета. В этом случае достаточно определить в учетной политике, что конкретный учетный регистр будет использоваться в качестве источника информации для подготовки декларации. Ведь общей чертой бухгалтерского и налогового учета является формирование окончательной данной налоговой отчетности.

Проблемы налогового учета достаточно полно исследованы применительно к предыдущему порядку налогообложения прибыли организаций, но практика показывает необходимость их детального изучения в области проводимой налоговой реформы.

В настоящее время налогоплательщики сталкиваются с альтернативой между двумя принципиально разными подходами: налоговый учет как независимая система или подсистема, которая использует и обрабатывает учетные данные.

Цель исследования состоит в изучении налоговой оценки учета и объектов налогообложения, ее форм и порядка ведения.

Объект исследования – налоговый учет и налоговая отчетность

Предмет исследование – ведение налоговой отчетности в организациях.

Исходя из цели нами были сформулированы следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность понятия налогового учета.
  2. Изучить нормативно-правовое регулирование налогового учета.
  3. Раскрыть формы и порядок ведения налоговой отчетности.
  4. Предложить рекомендации по совершенствованию налогового учета.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Понятие и сущность налогового учета


В соответствии со ст. 313 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Налоговый учет ведется с целью получения полной и достоверной информации о порядке учета налогообложения хозяйственных операций, проведенных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также предоставления информации внутренним и внешним пользователям для контроля точности Расчет, полнота и своевременность исчисления налога и уплаты в бюджет. Для расчета налога на прибыль налоговый учет ведется параллельно с бухгалтерским учетом, т. е. Группированием данных из первичных документов в аналитические регистры для формирования налоговой базы.

Аналитические регистры представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный период, сгруппированные без распределения на бухгалтерские счета.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно на основе принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Порядок налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, что также отражает сами налоговые регистры. Формы реестров и их заполнение на основании ст. 314 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и присоединяется к учетной политике организации.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учтенных для целей налогообложения в текущем периоде, сумму сальдо расходов, подлежащих распределению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм созданных резервов, а также суммы задолженности по расчетам с бюджетом.

Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы, в том числе примечание бухгалтера; аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы, налоговые декларации.

Первичными учетными документами являются документы, оформленные в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (статья 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»), в бухгалтерской отчетности отражены корректирующие, дополнительные и вновь выявленные хозяйственные операции, которые не были отражены в текущем учете (например, корректировка налоговых расчетов) [4].


В целях упрощения ведения налоговых регистров их нумерация и наименование могут совпадать с планом счетов предприятия. Но в то же время реестры должны обязательно содержать следующие данные: имя, период, счетчики транзакций в натуральном и стоимостном выражении, содержание бизнес-транзакции, подпись ответственного лица. Основной задачей регистров является полное и достоверное отражение информации о формировании доходов и расходов организации в хронологическом порядке, определение размера налоговой базы в соответствии с главой 25 Налогового кодекса. Основанием для ведения реестра является документальное подтверждение возникновения доходов или расходов. Указанные реестры не являются типичными формами, и нет утвержденных форм реестров, хотя Министерство налогов и сборов Российской Федерации (МНС России) в порядке рекомендаций предоставило примерный перечень таких форм. Поэтому на практике налогоплательщики разрабатывают и ведут регистры налогового учета самостоятельно.

Порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль определяется в ст. 315 Налогового кодекса Российской Федерации. Тем не менее налоговый учет должен обеспечивать надлежащее раскрытие информации о структуре доходов и расходов с целью заполнения налоговой декларации [3].

Данные налогового учета являются коммерческой тайной, поэтому лица, виновные в их раскрытии, несут ответственность в соответствии с законом, то есть они обязаны возместить ущерб, причиненный таким раскрытием. Если лица, виновные в разглашении секретов, являются сотрудниками налоговых органов, то к ним будет дополнительно применена дисциплинарная ответственность.

Организация налогового учета была отражена в информационном сообщении Министерства по налогам и сборам России от 19 декабря 2001 года «Система налогового учета, рекомендованная Министерством по налогам и сборам России для расчета прибыли в соответствии с положениями главы». 25 Налогового кодекса Российской Федерации». В этом сообщении предлагаются основные регистры системы налогового учета, каждый из которых представляет собой список основных показателей, необходимых для расчета налоговой базы по прибыли. Разработанные регистры могут быть произвольно расширены, дополнены, разделены или иным образом адаптированы для отражения деятельности этого предприятия.

Отсутствие реестра среди предложенных, а также наличие собственного реестра не могут служить основанием для применения налоговых санкций. Наказанием является неправильный расчет подоходного налога.


Как уже указывалось, характерной особенностью бухгалтерских и налоговых показателей (налоговых регистров) является то, что они во многом обусловлены данными бухгалтерского учета. Результатом использования налогового учета является представление в Федеральную налоговую службу России (ФНС России) специализированных типовых форм, в которых налогоплательщик отражает основные показатели расчета налога и рассчитывает сумму налогового обязательства. Для сближения налогов и бухгалтерского учета можно выделить дополнительные субсчета в регистрах бухгалтерского учета или добавить информацию, необходимую для расчета налоговой базы, к каждой записи [11, с. 78].

Регистры бухгалтерского учета, имеющие всю необходимую информацию для использования данных для расчета прибыли в соответствии с правилами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, будут признаваться регистрами налогового учета (согласно статье 313 Налогового кодекса Российской Федерации). В частности, большинство предприятий используют данные бухгалтерского учета для получения доходов и внереализационных доходов для целей налогообложения. В то же время, как показывает практика, существуют определенные виды операций, для которых использование учетных данных для целей налогообложения невозможно. Такие операции могут быть определены только в системе налогового учета с использованием налоговых регистров.

1.2 Нормативно-правовое регулирование налогового учета

организаций

Основным нормативным документом, регулирующим налогообложение в Российской Федерации, является НК РФ, (части первая и вторая) - I уровень нормативного регулирования. Нормативными документами определены условия исчисления налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности. Для достоверного представления налоговой отчетности организация прежде всего должна определить следующие процедуры [2,3]:

1) плательщиком каких налогов и сборов в соответствии с действующим налоговым законодательством она является;

2) элементы налогообложения, а именно: - объект налогообложения, - налоговую базу, - налоговый период, - налоговые ставки, - порядок исчисления налога, - порядок и сроки уплаты налога. Главой 2 НК РФ установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, региональные налоги, местные налоги. Федеральные налоги и сборы, устанавливаемые частью второй НК РФ (раздел VIII), являются обязательными к уплате на всей территории РФ. Согласно ст.13 части I НК РФ в состав федеральных налогов входят: 1) налог на добавленную стоимость глава 21 НК РФ (введена с 1 января 2001г.); 2) акцизы глава 22 НК РФ (введена с 1 января 2001г.);


3) налог на доходы физических лиц глава 23 НК РФ (введена с 1 января 2001г.);

4) единый социальный налог глава 24 НК РФ (введена с 1 января 2001г.); С 1 января 2010 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона ФЗ, устанавливающего порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС Р, ФФОМС и ТФОМС.

5) налог на прибыль организаций глава 25 НК РФ (введена с 1 января 2002г.);

6) налог на добычу полезных ископаемых глава 26 НК РФ (введена с 1 января 2002г.);

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов глава 25.1 НК РФ (введена с 1 января 2004г.);

8) водный налог глава 25.2 НК РФ (введена с 1 января 2005г.); 9) государственная пошлина глава 25.3 НК РФ (введена с 1 января 2005г.). Региональные налоги, устанавливаемые разделом IX НК РФ и законами субъектов РФ, являются обязательными к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

При этом законодательными органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и основания для их использования. В состав региональных налогов в соответствии со ст.14 части I НК РФ включены:

1) транспортный налог глава 28 НК РФ (вступила в силу с 1 января 2003г.; введен взамен налога с владельцев транспортных средств, являющегося федеральным налогом, и местного налога на водно-воздушные транспортные средства);

2) налог на игорный бизнес глава 29 НК РФ (введена с 1 января 2004г.);

3) налог на имущество организаций глава 30 НК РФ (введена с 1 января 2004г.).

Местные налоги устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются законами указанных субъектов РФ. Представительными органами муниципальных образований в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ; - порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы и основания для их использования. К местным налогам относятся: земельный налог глава 31 НК РФ (введена с 1 января 2005 г.); налог на имущество физических лиц (в настоящее время по указанному налогу руководствуемся Законом Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от, в ред. от 29 июня 2012 г.).

Кроме того, НК РФ установлены специальные налоговые режимы: - единый сельскохозяйственный налог глава 26.1 НК РФ; упрощенная система налогообложения глава НК РФ; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности глава 26.3 НК РФ; система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции глава 26.4 НК РФ.