Файл: Понятие пенсии по инвалидности (Анализ динамики и структуры пенсионных поступлений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например, Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что застрахованные вправе получать от работодателя информацию о начисленных страховых взносах. Но с учетом того обстоятельства, что взносы начисляются на вознаграждение по трудовому договору, это будет информация о том, что взносы не начислены. Иными субъектами социального страхования в этот период также не осуществляются установленные для них законом права и обязанности в отношении данного застрахованного лица [23, c.119].

Такая ситуация сложилась в силу ряда обстоятельств. Серьезной недоработкой пенсионного законодательства можно считать закрепление различных условий включения в страховой стаж периодов работы и получения пособий по государственному социальному страхованию. При определении условий назначения страховых (трудовых) пенсий по инвалидности это не было учтено.

Страховая пенсия по и.н.в.а.л.и.д.ности устанавливается независимо от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после ее прекращения (ч. 3 ст. 8 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Назначение пенсии гражданину, ставшему инвалидом до поступления на работу, невозможно в силу отсутствия у него страхового стажа. Если толковать приведенную норму буквально, придется признать, что, трудоустроившись после наступления инвалидности и проработав какое-то время, он сможет обратиться за пенсией. На самом деле это не так. Такой вывод противоречит природе страхования, поскольку оно осуществляется на случай наступления какого-либо события в будущем. Очевидно, законодатель имел в виду, что при наличии страхового стажа страховая пенсия по инвалидности будет назначена застрахованному лицу даже в том случае, если на момент установления ему инвалидности оно не состояло в трудовых отношениях, не занималось предпринимательской деятельностью и не выполняло работы по гражданско-правовым договорам [23, c.120].

Таким образом, пенсионное обеспечение указанной категории граждан осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не зависит от причины и.н.в.а.л.и.д.ности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, а также продолжения инвалидом трудовой деятельности. Назначение пенсии по инвалидности осуществляется на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, либо до даты достижения общеустановленного пенсионного возраста (55 лет - для женщин, 60 лет - для мужчин) при наличии пяти лет страхового стажа. В случае если у гражданина отсутствует право на трудовую пенсию по старости, то пенсия по инвалидности выплачивается до достижения возраста для назначения социальной пенсии по старости — в 60 лет женщинам, в 65 лет мужчинам.


При полном отсутствии страхового стажа, гражданину с ограниченными возможностями устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», обращаем внимание, что факт оплачиваемой трудовой деятельности в текущий период на выплату социальной пенсии не влияет.

Граждане могут обратиться за назначением пенсии по инвалидности (страховой, государственной или социальной) в любое время после возникновения права на нее без каких-либо ограничений по времени. Если пенсия была назначена, то в случае медицинского переосвидетельствования территориальный орган ПФР произведет перерасчет размера пенсии на основании документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. При этом от пенсионера никакого заявления не требуется.

Россияне, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства в России, подают заявление на назначение пенсии по инвалидности (страховой или по государственному пенсионному обеспечению, кроме социальной пенсии) непосредственно в Пенсионный фонд России.

Наиболее удобный способ обращения за назначением пенсии по инвалидности – через Личный кабинет на сайте Пенсионного фонда России.

С 1 января 2017 года Пенсионный фонд России открыл новый интернет-портал – Федеральный реестр инвалидов. На портале постепенно группируется вся информация, необходимая людям с ограниченными возможностями.

Цель создания портала – облегчить жизнь людям с ограниченными возможностями. Федеральный реестр инвалидов обеспечит гражданам возможность получать необходимые государственные услуги в режиме «одного окна» удаленно. Для них на сайте ПФР в Личном кабинете отражается информация о денежных выплатах, мерах социальной поддержки, реализации индивидуальной программы реабилитации, а также подсказки: в каких случаях и куда инвалид может обратиться. В 2017 году Реестр наполняется сведениями из всех необходимых баз данных: из органов медико-социальной экспертизы, Фонда социального страхования, Минобрнауки, Минздрава и Роструда. Полномасштабное использование Реестра с предоставлением инвалидам государственных услуг началось с 2018 года.


1.3 Особенности исчисления и финансирования трудовых пенсий по инвалидности

Пенсионное законодательство придает большое значение тому, при каких обстоятельствах произошло повреждение здоровья гражданина, повлекшее за собой признание его инвалидом. В случае наступления инвалидности вследствие совершения гражданином умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, ему назначается социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Схожее правило существует в гражданско-правовом страховании, при осуществлении которого, согласно ч. 1 ст. 963 ГК РФ, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умышленных действий иных субъектов страхования.

На условия пенсионного обеспечения влияют и другие факторы, например, тяжесть инвалидности [30, c.177].

В пенсионном законодательстве для ее определения вместо группы инвалидности стала использоваться категория "ограничение способности к трудовой деятельности". Согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" она применяется с 1 января 2004 г. Именно к этому моменту в учреждениях медико-социальной экспертизы закончится переосвидетельствование всех граждан, ставших инвалидами до введения в действие нового пенсионного законодательства (I группа инвалидности устанавливается на два года). Ограничению способности к трудовой деятельности III, II и I степени соответствуют I, II и III группы инвалидности. Впрочем, такой подход законодателя не вполне правомерен.

Критерии установления той или иной группы инвалидности в зависимости от ограничений жизнедеятельности определены в Классификациях и временных критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения РФ от 29 января 1997 г. Изучение этого документа позволяет констатировать: ограничение способности к трудовой деятельности второй и третьей степени является основанием для установления II группы инвалидности, а первой степени - для установления III группы инвалидности. В соответствии с п. 2.1.1 способность к трудовой деятельности вообще не является критерием при установлении I группы инвалидности. Таким образом, соотношение категорий "группа инвалидности" и "ограничение способности к трудовой деятельности" в названном выше Федеральном законе осуществляется произвольно и не соответствует нормативным актам о медико-социальной экспертизе. Ограничение способности к труду второй и третьей степени имеет одинаковые юридические последствия, поэтому оснований для того, чтобы использовать их в качестве критерия для дифференциации правового регулирования общественных отношений, нет [30, c.178].


Закрепление ограничения способности к труду в качестве фактора, определяющего тяжесть инвалидности, нельзя оценить однозначно. Обстоятельства, являющиеся основанием для выплаты страхового обеспечения, можно разделить на две части. Первая связана с постоянной либо временной нетрудоспособностью или смертью застрахованного лица, а вторая - с наступлением социально значимых обстоятельств, которые в соответствии с законом рассматриваются в качестве страхового случая. Так или иначе, но в те периоды, когда эти обстоятельства имеют место, гражданин не может исполнять трудовые обязанности. Такова природа социального страхования, и с этой точки зрения применение степени ограничения способности к трудовой деятельности при назначении трудовых пенсий по инвалидности обоснованно.

Однако в этом вопросе пенсионное законодательство отходит от общих принципов правового института социальной защиты инвалидов, в котором сформулировано определение понятия "инвалидность". Нетрудоспособность в числе других критериев инвалидности входит в комплексное понятие "ограничение жизнедеятельности". К ним при осуществлении медико-социальной экспертизы относят: способность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обучению, к ориентации, к общению и способность контролировать свое поведение. Анализ указанных критериев позволяет сделать вывод, что каждый из них имеет отношение к трудоспособности в целом. К примеру, ограничение способности к обучению затрудняет повышение квалификации работника, а существенное ограничение способности к общению в ряде профессий (секретарь, продавец, менеджер, учитель) может стать непреодолимым препятствием к выполнению работником его трудовой функции. Такое положение делает ограничение способности к трудовой деятельности собирательным и в общем-то излишним критерием. Группа инвалидности, как результат общей оценки всех критериев инвалидности, с этой точки зрения выглядит более предпочтительно [9, c.56].

Переходя к рассмотрению структуры и размера трудовой пенсии по инвалидности, необходимо в первую очередь указать на то, что проведенная в 2002 г. пенсионная реформа получила однозначную отрицательную оценку ведущих ученых-юристов. Непосредственно применительно к пенсиям по инвалидности еще в 2002 г. Н.И Лаас указывала на то, что размеры пенсий, рассчитанные по установленной Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионной формуле ниже прожиточного минимума. Несмотря на внесенные впоследствии изменения, кардинально система пенсионного обеспечения инвалидов не изменилась. Поэтому она далека от совершенства.


Дефекты существующей системы пенсионного обеспечения могут быть устранены только путем возвращения к правилам назначения пенсий по инвалидности, которые содержались в Законе РФ «О государственных пенсиях в РФ» 1990 г.11, модернизированным с учетом передового международного опыта и последних научных исследований в этой области. На основе анализа существующих разработок по совершенствованию пенсионного обеспечения инвалидов можно предложить следующую структуру страховой пенсии по инвалидности, которая должна быть закреплена в законодательстве.

Система пенсионного обеспечения инвалидов должна состоять из трех уровней, что соответствует рекомендациям МОТ.

Первый уровень - базовая пенсия. Она назначается всем лицам независимо от возраста, ставшими инвалидами и не имеющими полный страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии второго уровня, либо иных источников существования (иные пенсии, доходы от ценных бумаг или банковских вкладов и т.д.). Пенсия устанавливается инвалидам I и II группы в размере прожиточного минимума, а инвалидам III группы в размере 22.5 % от прожиточного минимума. Размер базовой пенсии инвалидам III группы рассчитан исходя из того, что отношение размера их трудовой пенсии (30% заработка) к размеру трудовой пенсии инвалидов I и II группы (75% заработка) составляет 22.5%. Работающим инвалидам I и II группы размер базовой пенсии снижается пропорционально выработанному стажу, который дает право на получение трудовой пенсии второго уровня. При расчете стажа период свыше 15 дней округляется до месяца, а период менее 15 дней не учитывается [9, c.57].

С 1 января 2019 года в настоящее время фиксированный базовый размер страховой пенсии по инвалидности составляет:

– и.н.в.а.л.и.д.ы 1 группы:

Без иждивенцев – 10 668,38 руб.

1 иждивенец – 12 446,44 руб.

2 иждивенца – 14 224,50 руб.

3 и более иждивенцев – 16 002,56 руб.

– и.н.в.а.л.и.д.ы 2 группы

Без иждивенцев – 5334,19 руб.

1 иждивенец – 7112,25 руб.

2 иждивенца – 8890,31 руб.

3 и более иждивенцев – 10668,37 руб.

– и.н.в.а.л.и.д.ы 3 группы:

Без иждивенцев – 2402,56 руб.

1 иждивенец – 4004,26 руб.

2 иждивенца – 5605,96 руб.

3 и более иждивенцев – 7207,66 руб.

В зависимости от места проживания человека, экологической и социальной остановки в конкретном регионе, базовая норма пересматривается в сторону увеличения. Разница выплачивается из местных источников финансирования.

Второй уровень - страховая пенсия. Ее размер зависит от страхового стажа и размера заработка.