Файл: Понятие пенсии по инвалидности (Анализ динамики и структуры пенсионных поступлений).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика инвалидности в системе социального обеспечения
1.1 Понятие инвалидности и порядок ее признания
1.2 Инвалидность как основание для назначения пенсии
1.3 Особенности исчисления и финансирования трудовых пенсий по инвалидности
Глава 2. Анализ пенсионного обеспечения по инвалидности в рамках УПФР в Сосновском районе
2.1 Анализ динамики и структуры пенсионных поступлений по инвалидности за 2016-2018 гг.
Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности – это часть пенсионной выплаты, которую устанавливает правительство; она относится к страховому виду пенсионного обеспечения. Такую выплату получает тот, кто вышел на заслуженный отдых по старости, кто является инвалидом, и кто потерял кормильца. Выплату получают все инвалиды, независимо от их группы.
Эти меры введены для тех, кто целый день занят уходом за инвалидом и поэтому не может работать, для того чтобы они могли формировать свои пенсионные права [19, c.58].
Пенсионному фонду Российской Федерации выделяются средства федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по инвалидности в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов производится за следующие нестраховые периоды:
– период прохождения военной службы по призыву;
– период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
– период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
– период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
– период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, но не более пяти лет в общей сложности.
Инвалиды и дети- и.н.в.а.л.и.д.ы как получатели ЕДВ имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (НСУ), который включает в себя медицинскую, санаторно-курортную и транспортную составляющие. Это право возникает с даты установления им ежемесячной денежной выплаты.
НСУ устанавливается в натуральной форме в беззаявительном порядке после установления ежемесячной денежной выплаты гражданам, за исключением тех, которые относятся к категории «подвергшиеся воздействию радиации».
Гражданин, имеющий право на НСУ, может отказаться от получения социальных услуг в натуральном виде полностью или частично, получая вместо них денежное возмещение в составе ЕДВ. Изменить порядок получения набора услуг можно только с 1 января каждого следующего года при условии, что соответствующее заявление в Пенсионный фонд России подано до 1 октября текущего года. Денежный эквивалент набора социальных услуг в составе ежемесячной денежной выплаты ежегодно индексируется.
Сумма средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пееннссии по инвалидности в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, определяется путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пееннссии по старости, трудовой пееннссии по инвалидности и трудовой пееннссии по случаю потери кормильца стоимости страхового года на продолжительность нестраховых периодов, учитываемую в соответствии со статьей 1 Федерального закона №173. При этом период продолжительностью один месяц считается как одна двенадцатая года, а период продолжительностью один день считается как одна тридцатая месяца. Стоимость страхового года ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации.
Сумма средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пееннссии по старости, трудовой пееннссии по инвалидности и трудовой пееннссии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, включается в расчетный пееннссионный капитал застрахованного лица, исходя из которого ему исчисляется страховая часть трудовой пееннссии по инвалидности.
Ежемесячный объем средств федерального бюджета, подлежащий выделению Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пееннссии по инвалидности в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, определяется путем деления суммы средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за это лицо, на ожидаемую продолжительность периода выплаты трудовой пееннссии по старости.
Годовой объем средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пееннссии по инвалидности в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, включая расходы на доставку трудовых пееннссий, утверждается федеральными законами о федеральном бюджете и о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год [30, c.176].
Таким образом, совершенно очевидно, что кризис уровня заработной платы, заложенный еще в советское время, носит системный характер и вряд ли будет преодолен в ближайшее время. Таким образом, увеличение пееннссии за счет увеличения размера самой заработной платы - это труднопрогнозируемая перспектива. Повышение же пееннссии за счет увеличения тарифов либо повысит цену труда для предпринимателей (даже при низкой зарплате), что приведет к падению спроса на труд, либо сократит и без того низкую зарплату. С учетом этого, если предложенная система пееннссионного обеспечения инвалидов будет финансироваться исключительно за счет страховых взносов, то ее введение в ближайшее время малореально.
В сложившихся в настоящее время в России уникальных экономических условиях обеспечение достойного уровня пееннссий для инвалидов возможно только при софинансировании государством системы их пееннссионного обеспечения. Источником государственного финансирования пееннссий, как указывает академик Д.С. Львов, может стать рентная плата. Рента с природных ресурсов - это незадействованный в настоящее время фундаментальный источник доходов бюджета, который есть у России. В отличие от многих других стран в России основную долю в приросте чистой народнохозяйственной прибыли (не менее 75%) составляет природная рента. Вклад труда в 15, а капитала, примерно в 4 раза меньше. Большая часть рентного дохода сегодня оказалась приватизированной, в результате чего 90% населения страны лишены доступа к природному общественному благу. Однако природная рента не является результатом трудовой или коммерческой деятельности, коммерческих рисков и т.п. Это доход от той части национального богатства, которая дарована нам, как говорится, свыше. Поэтому с морально-этических, общечеловеческих и нравственных принципов этот доход должен принадлежать всем. За счет ренты Россия могла бы покрывать первоочередные расходы на оборону, на поддержку науки, образования, культуры и здравоохранения, на содержание госаппарата. Можно было бы, в принципе, отказаться от обложения налогами труда и капитала, освободить предприятия от отчислений в ПФР, а основную массу трудящихся - от подоходного налога [30, c.178].
Следует отметить, что финансовое обеспечение пееннссионных законов в СССР было многоканальным. При низком пееннссионном налоге государство финансировало пееннссионную систему за счет государственного бюджета, средства которого формировались за счет использования природных ресурсов и других элементов общественного богатства страны. Поэтому вполне оправдана передача Пенсионному фонду доли доходов нетрудового характера от использования общественного богатства, поскольку такая практика была и раньше. Природные ресурсы завоевывались и осваивались многими поколениями наших предков. Поэтому они являются национальным достоянием, и каждый житель России имеет право независимо от результатов его трудовой деятельности на соответствующую его нуждаемости поддержку за счет доходов от природных ресурсов в случае потери трудоспособности или попадания в иную трудную жизненную ситуацию.
За счет природной ренты может финансироваться только базовая пееннссия или базовая и страховая пееннссия. По мере улучшения экономической ситуации в стране и роста заработной платы доля государственного финансирования может сокращаться. Говоря о финансировании, мы имеем в виду внесение государством страховых взносов за работников. Таким образом, в принципе страховая сущность пееннссионного обеспечения инвалидов сохраняется.
Глава 2. Анализ пенсионного обеспечения по инвалидности в рамках УПФР в Сосновском районе
2.1 Анализ динамики и структуры пенсионных поступлений по инвалидности за 2016-2018 гг.
В своей деятельности УПФР в Сосновском районе руководствуется Конституцией Российской Федерации; международными договорами (соглашениями) Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами ПФР и другими нормативно-правовыми актами.
УПФР в Сосновском районе является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. УПФР в Сосновском районе выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности. УПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства УПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
УПФР обеспечивает:
- целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных Положением о Пенсионном фонде России;
- организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пееннссий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
- капитализацию средств УПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в УПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
- организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пееннссионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) и т.д.
При анализе взаимодействия Управления с органами исполнительной власти выявлены следующие проблемы:
При реализации совместных программ социальной значимости с Министерством социальной защиты населения в нормативных документах нет четкого распределения ответственности за выполнение функций предусмотренных программой.
Необходимая Отделению статистическая информация Областным комитетом статистики не предоставляет в срок и не в полном объеме, так как не договора на оказание информационных услуг.
Анализ действующей организационной структуры управления показал, что данная структура еще далека от совершенства. Она слишком централизована и отсутствие гибкости не позволяет решать современные задачи.
На 1 апреля 2018 г. произошло следующее движение численности пееннссионеров по инвалидности по УПФР в Сосновском районе Челябинской области:
Число умерших пееннссионеров по инвалидности в отчетном квартале – 188 человек, в том числе в домах-интернатах – 9 человек.
Число выбывших пееннссионеров по инвалидности за пределы региона – 27 человек.
Число прибывших пееннссионеров по инвалидности из других регионов – 55 человек.
За первый квартал 2018 г. были вновь назначено 353 пееннссии по инвалидности.
31 пееннссионеру, выплата пенсии по инвалидности была приостановлена.