Файл: Понятие пенсии по инвалидности (Анализ динамики и структуры пенсионных поступлений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема понятия и установления инвалидности, очень важна поскольку, у некоторых граждан нашей страны, к сожалению, рано или поздно, есть возможность столкнуться с таким понятием как инвалидность, а также с ее установлением.

Наметившийся во всем мире мощный процесс гуманизации общественных отношений стимулирует обострение общечеловеческого интереса к проблемам наименее социально защищенных слоев, среди которых инвалиды занимают одно из первых мест.

Разные причины ведут к потере значительной частью человечества здоровья и трудоспособности, что жестоко отражается на их материальном положении и мироощущении, порождает настроения обездоленности, ущербности и пессимизма не только у них самих, но и у окружающих. Поэтому перед обществом, осознающим свою человечность и стремящимся к ее реализации, встает проблема всесторонней помощи тем, кто в ней крайне нуждается.

Практически это находит выражение в практике реабилитации инвалидов, конечной целью которой является, по определению Всемирной организации здравоохранения, их социальная интеграция, т.е. активное участие в основных направлениях деятельности и жизни общества, включенность в социальные структуры, предназначенные для здоровых и связанные с различными сферами жизнедеятельности человека - учебной, профессиональной и пр.

Политика социальной поддержки инвалидов должна строиться на платформе создания условий для равного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества. Организация доступности окружающей среды для инвалидов предполагает вслед за признанием равных прав инвалидов на участие в жизни общества организацию эффективного рынка услуг, где инвалиды все более и более представляются как потребители, имеющие специфические требования, спрос на определенные товары, услуги и доступные здания.

Данная тема актуальная, потому что назначение и начисление пенсии – всегда немаловажный вопрос в любом государстве. Такая важная и развивающаяся сфера социального обеспечения населения всегда привлекает внимание многих юристов и исследователей. Особенно актуальна данная тема на сегодняшний день в нашей стране, с учетом постоянной индексации пенсий и изменения порядков их исчисления.

Объектом исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами права социального обеспечения, связанные с характеристикой инвалидности в системе социального обеспечения.


Предметом исследования является инвалидность в системе социального обеспечения.

Целью работы является комплексный правовой анализ инвалидности в системе социального обеспечения.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

1) дать общую характеристику понятия инвалидности и порядка ее признания

2) рассмотрение инвалидности с точки зрения причины назначения отдельного вида пенсии;

3) определение структуры пенсии по инвалидности;

4) рассмотреть назначение и выплату трудовой пенсии по инвалидности в рамках УПФР в Сосновском районе.

Изучены нормативно-правовые источники, комментарии законодательства, судебная практика, а также монографическая, учебная и периодическая литература по данной теме.

Методологическую основу исследования составили общенаучный, логический, исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой и аксиологический методы.

Структура работы представляет собой введение, две главы, заключение и список источников.

Глава 1. Общая характеристика инвалидности в системе социального обеспечения

1.1 Понятие инвалидности и порядок ее признания

Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты.

Инвалидность – это временная или пожизненная потеря трудоспособности. В таком состоянии человек не может в полную силу трудиться и получать за это соответствующую своему труду оплату. Потерянная на службе нога или пропавшее на тяжелой работе зрение уже не вернуть, и такой человек вынужден рассчитывать на помощь государственной системы социального обеспечения. И такая помощь нужна ему в первую очередь. Поэтому все социально ориентированные государства уже давно разработали систему соцзащиты таких граждан.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид" [17, c.29]. Категории инвалидности представлены на рисунке 1.


Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Рисунок 1. Категории инвалидности

Условиями признания гражданина инвалидом являются [21, c.7]:

- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

- необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".

При установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется в соответствии с классификациями и критериями, предусмотренными пунктом 2 настоящих Правил, степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности [21, c.10].

Критерии определения 1 группы инвалидности - отсутствие способности самостоятельно себя обслуживать; - невозможность самостоятельно передвигаться; - потеря навыка ориентации в пространстве (дезориентация); - неспособность общаться с людьми; - невозможность контролировать свое поведение и отвечать за совершенные действия. Критерии определения 2 группы инвалидности - способность обслуживать себя самостоятельно, используя для этого различные вспомогательные средства или незначительную помощь третьих лиц; - невозможность осуществлять трудовую деятельность или способность работать, только если для этого созданы специальные условия; - присутствие навыков ориентации как в пространстве, так и во времени; - умение общаться, но при условии использования специальных средств. Третья группа инвалидности устанавливается при значительном снижении трудоспособности человека в результате нарушений в работе систем и функций организма, что обусловлено хроническими заболеваниями, а также различными анатомическими дефектами.


Первая группа инвалидности оформляется сроком два года, Вторая и третья группы сроком - на 1 год.

Степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности.

Категория "ребенок- и.н.в.а.л.и.д." устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

В случае признания гражданина и.н.в.а.л.и.д.ом датой установления и.н.в.а.л.и.д.ности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.

Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).

Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет:

не позднее 2 лет после первичного признания и.н.в.а.л.и.д.ом (установления категории "ребенок- и.н.в.а.л.и.д.") гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению;

не позднее 4 лет после первичного признания гражданина и.н.в.а.л.и.д.ом (установления категории "ребенок-и.н.в.а.л.и.д.") в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам) [28, c.39]. Порядок признания инвалидности можно посмотреть на рисунке 2.

Порядок признания инвалидности

Рисунок 2 Порядок признания инвалидности.

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории "ребенок- и.н.в.а.л.и.д." до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории "ребенок-инвалид") по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину организацией, оказывающей ему лечебно-профилактическую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных мероприятий [28, c.40].


В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида [30, c.171].

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В последние десятилетия наметилась интеграция и включение инвалидов в нормальную жизнь общества, признание потенциальных возможностей инвалидов.

Новой редакцией от 29 июля 2018 года в целях создания условий для формирования в стране полноценной системы комплексной поддержки инвалидов внесены изменения в Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).