Файл: Особенности проблемного обучения в учебном процессе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Проанализировать работу учителя по применению проблемного обучения в своей педагогической деятельности.

4. Предоставить результаты исследования.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №7 имени историка-профессора Н.И. Павленко г. Ейск. В исследовании приняли участие 20 младших школьника 1-а класса. Из них 12 мальчиков и 8 девочек.

Методики исследования:

1. Диагностика поведения ученика в проблемной ситуации (см. Приложение Б).

Цель: проследить за действиями ученика в условиях проблемной ситуации: обнаруживает ли учащийся проблему вообще и осознает ли ее, может ли найти путь решения проблемной ситуации. При этом учитывается самостоятельность этих действий и помощь наблюдателя.

После выполнения задания и стоящих в нем задач в специальную графу таблицы заносились отметки в баллах.

В процессе выполнения заданий использовались некоторые виды стимулирования деятельности детей: поощрения – похвалу, одобрение; помощь воспитателя.

2. Методика С.В. Кудриной «Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование» (см. Приложение В).

Задания предлагались детям в процессе индивидуальных встреч. Детям давалась инструкция и время для выполнения работы. В ходе индивидуальной беседы детям задавались вопросы, на которые им нужно было ответить.

Экспериментальное исследование включало в себя следующие этапы:

1 этап – констатирующий. На данном этапе проведена первичная диагностика уровня осознанного отношения младшего школьника к проблемной ситуации, его поведения в решении проблемной ситуации. Перед началом диагностики испытуемые были ознакомлены со стимульным материалом настоящего исследования, им были разъяснены инструкции к диагностическим инструментам.

2 этап - формирующий. На данном этапе были разработаны и проведены конспекты уроков по применению проблемного обучения в своей педагогической деятельности.

3 этап – контрольный. На данном этапе была проведена повторная диагностика уровня осознанного отношения младшего школьника к проблемной ситуации, его поведения в решении проблемной ситуации и приведен анализ результатов исследования.

Далее необходимо предоставить результаты исследования поведения ученика в проблемной ситуации на констатирующем этапе исследования (см. Таблицу 2).

Таблица 2 – Результаты исследования поведения ученика в проблемной ситуации (констатирующий этап)

№ п/п

Ф.И. ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Уровень

Задача 1

Задача 2

Задача 1

Задача 2

1

Игорь Б.

Н

Н

С

С

Н

Н

Н

2

Ира С.

С

С

С

Н

С

С

С

3

Аня Б.

Н

Н

Н

С

С

Н

Н

4

Вадим Б.

Н

Н

Н

С

Н

С

Н

5

Надя С.

В

С

В

В

С

В

В

6

Олег Т.

С

С

Н

С

С

Н

С

7

Никита Р.

В

С

В

С

С

С

С

8

Маша Т.

С

В

В

С

В

В

В

9

Вася С.

С

Н

С

С

С

Н

С

10

Оля К.

Н

С

Н

Н

Н

С

Н

11

Денис Л.

С

С

Н

С

С

С

С

12

Кирилл Т.

С

Н

С

С

С

Н

С

13

Олег Б.

С

Н

Н

Н

С

Н

Н

14

Света П.

С

Н

С

С

Н

С

С

15

Алена С.

Н

Н

С

С

Н

Н

Н

16

Костя Т.

С

С

В

С

С

В

С

17

Степа Ф.

В

В

С

В

В

С

В

18

Вова Б.

Н

С

Н

Н

Н

С

Н

19

Галя К.

В

С

В

В

В

С

В

20

Марина К.

С

С

С

В

С

С

С


Таким образом, исходя из Таблицы 2 следует отметить, что высокий уровень поведения ученика в проблемной ситуации был выявлен у 4 (20%) младших школьников, средний уровень был выявлен у 9 (45%) детей, низкий уровень был выявлен у 7 (35%) детей (см. Рисунок 2).

Рис. 2. Результаты исследования поведения ученика в проблемной ситуации (констатирующий этап)

Таким образом, исходя из поведенного исследования следует отметить, что главные трудности детей младшего школьного возраста заключались в том, что не у всех была сформирована устойчивая познавательная активность; даже принимая поставленную задачу или видя проблему самостоятельно, младшие школьники проявляли малую активность в поиске решения, осуществляли его с направляющей помощью воспитателя; трудно давалось построения гипотез; рассуждения по поводу перспектив своей деятельности и даваемых результатов, затруднялись в формулировании вопросов.

В результате проведенного исследования были получены следующие данные по методике С.В. Кудриной «Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование». Наглядно анализ полученных данных представлен в Таблицах 3, 4, 5, 6,7.

Таблица 3 - Оценка способности ребенка вступать в контакт с педагогом, % (констатирующий этап)

Баллы

Количество учеников

%

0

4

20

1

10

50

2

6

30

3

-

0

4

-

0

Таким образом, анализируя полученные данные по первому заданию, были получены следующие результаты: 10 (50%) учеников среди любимых занятий называли прогулку, игры, развлечения, баловство и т.д., 6 (30%) учеников – среди любимых занятий выделяли чтение или рассматривание книг, рисование, лепку, занятия в кружках и т.д.; 4 (20%) ученика – не смогли дать развернутый ответ на поставленные вопросы (см. Рисунок 3).

Рис. 3. Оценка способности ребенка вступать в контакт с педагогом, % (констатирующий этап)

Исходя из Рисунка 3 можно сделать вывод, что не все дети способны вступать в контакт с педагогом и отвечать на заданные вопросы.

Таблица 4 - Оценка отношения ребенка к школе (констатирующий этап)


Баллы

Количество учеников

%

0

3

15

1

2

10

2

7

35

3

8

40

4

-

0

Ответы учеников на поставленное задание распределились следующим образом: 8 (40%) учащихся любят ходить в школу и отождествляют себя с учеником; 7 (35%) учеников – колеблются, выбирают то картинку со школой, то картинки с внешкольными занятиями (чаще занятия с родителями); 2 (10%) ученика – не стремятся быть учениками, предпочитают игры с детьми; 3 (15%) ученика – отказались от выполнения задания (см. Рисунок 4).

Рис. 4. Оценка отношения ребенка к школе (констатирующий этап)

Таблица 5 - Оценка интереса ребенка к школе (констатирующий этап)

Баллы

Количество учеников

%

0

1

5

1

1

5

2

6

30

3

9

45

4

3

15

Таким образом, из опроса видно, что 3 (15%) ученика хотят в школу, интересуются содержательной стороной обучения; 9 (45%) учеников – интересуются операционной стороной обучения и его внешней атрибутикой; 6 (30%) учеников – колеблются или хотят в школу, проявляют интерес к игре или другой совместной с детьми деятельностью, интересуются музыкой, рисованием, физкультурой и т.д.; 1 (5%) ученик – в школу идти не хочет; 1 (5%) ученик – отказался от участия в беседе (см. Рисунок 5).

Рис. 5. Оценка интереса ребенка к школе (констатирующий этап)

Таблица 6 - Желание учеников посещать школу (констатирующий этап)

Баллы

Количество учеников

%

0

-

0

1

3

15

2

6

30

3

11

55

4

-

0


Анализируя данные таблицы, следует отметить, что 11 (55%) учащихся выразили желание идти в школу; 6 (30%) учеников – проявили колебания, неуверенность; 3 (15%) ученика – вообще не хотят идти в школу; отказавшихся участвовать в беседе нет (см. Рисунок 6).

Рис. 6. Желание учеников посещать школу (констатирующий этап)

Таблица 6 - Интерес детей к учебной деятельности

Баллы

Количество учеников

%

0

-

0

1

5

25

2

9

45

3

6

30

4

-

0

У 6 (30%) учеников большая часть выбранных занятий связана с учебной деятельностью; у 9 (45%) учеников – большая часть выбранных занятий не связана с учебной деятельностью; у 5 (25%) учеников – среди выбранных занятий нет занятий, связанных с учебной деятельностью; отказавшихся участвовать в работе, нет (см. Рисунок 7).

Рис. 7. Интерес детей к учебной деятельности (констатирующий этап)

В основу качественного анализа полученных данных традиционного закладывается описание эмпирически выявленных уровней сформированности изучаемых процессов.

Таким образом, встреча с проблемной ситуацией вызывала у детей затруднения, часто они не могли оформить ее словесно. Вызывала затруднения и ситуация связанная с задаванием вопросов. В свободной беседе дети задавали вопросы, в которых четко и ясно сформулировано то, что они хотят узнать.

Младшие школьники не могли сконцентрировать свое внимание на конкретной проблеме, быстро теряли интерес к выявленной проблеме. Как показали наблюдения, в практической деятельности их больше привлекали либо игры с однообразными действиями (например, катание машин), либо настольные игры со знакомым содержанием, с отработанной последовательностью действий.

Младшие школьники описывали явления, процессы, но не могли сделать выводов, заключений, не могли оценить собственную деятельность, часто не замечали ошибок, затруднялись в выражении собственной точки зрения, обсуждении решения.

Отсюда следует вывод, что деятельность детей должна быть организованна таким образом, чтобы форма организации обучения детей была направлена на развитие поведения ученика в проблемной ситуации.


2.2. Работа учителя по применению проблемного обучения в своей педагогической деятельности

При использовании технологии проблемного обучения на уроке изучения нового материала учитель 1-а класса МБОУ СОШ №7 имени историка-профессора Н.И. Павленко г. Ейск Никифорова Т.В. проработала два звена: постановку учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования (ученики осознают противоречие, заложенное в проблемной ситуации и формулируют проблему).

Поиск решения – этап формирования нового знания (учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы, побуждает выдвигать и проверять гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок, выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию).

При этом достигается подлинное понимание учениками материала, так как нельзя не понимать того, до чего додумался сам.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Правила переноса слов».

Цели урока:

  1. Знакомство с правилами переноса слов;

  2. Формировать умение переносить слова с одной строки на другую;

  3. Развитие логического мышления учащихся (операции анализа и сравнения);

  4. Обогащение словарного запаса;

  5. Развитие самоконтроля, самооценки, взаимоконтроля.

Оборудование: Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык.1 класс», плакаты с ребусом и правилами переноса, тесты М.Г. Ракитиной «Русский язык.1 класс».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Чистописание.

На доске написана строчная буква «р».

Из каких элементов состоит эта буква? (длинная наклонная палочка, крючковая линия с закруглением вверху и внизу).

Назовите буквы, в которых есть похожие элементы (г,п, р).

Дети прописывают строку букв «р», обведи в кружок 3 самые красивые буквы.

3.Словарная работа.

Запись слов под диктовку:

Ворона, воробей, пенал, русский, карандаш.

4.Актуализация знаний.

В записанных словах обозначить гласные, разделить на слоги, поставить ударение.

Как определить, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

Запишем еще одно словарное слово.

Отгадайте, о ком идет речь:

- Я уроки посещаю

И всегда веду дневник.

Сам себя я называю

Школьник или... (ученик)

5. Работа по теме урока.

Введение темы урока.

Учитель предлагает написать слово «ученик» на доске (продолжает запись до конца строки).