Файл: Особенности семейного воспитания (Семья как социальный институт).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое исследование условий успешного семейного воспитания
1.1 Семья как социальный институт
1.2 Педагогические условия успешного семейного воспитания
1.3 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
2.1 Этапы и организация исследования
2.2 Анализ полученных результатов
Введение
Сам процесс существования человека в обществе сопровождается влиянием на него множества различных факторов, которые могут быть и биологическими, и социальными. Среди последних особенно выделяется семья. Существуют различные семьи, их различия могут заключаться в составе (полная или неполная), в характере взаимоотношений членов семьи друг к другу или к окружающему миру и т.д.
Особенности межличностного взаимодействия в семье оказывают влияние построение человеком своей будущей карьеры, а также выборе того ли иного пути развития для себя.
В условиях семейного воспитания человек получает свой первый жизненный опыт, именно поэтому особенно важно то, в какой семье растет и развивается человек, а также от каких родителей получает воспитание – ответственных или безответственных.
В ходе выполнения курсовой работы были проанализированы исследования, посвященные изучению семьи. В них показано многообразие особенностей родительского отношения к ребенку, а также описаны всевозможные стили воспитания и типы семей в целом. Такие исследователи взаимоотношений в семье, как А.И. Захаров, В. Сатир, С.Л. Соловейчик, указывали на роль родителя, а также на значение семьи в развитии ребенка. В работах Е.Н. Землянской, Л.К. Веретенниковой и других раскрыты особенности воспитания современного младшего школьника в семье.
Исходя из этого, актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в современном обществе возрастают требования к изучению роли семьи, а также важностью уточнения теоретических вопросов к изучению характера и личности человека, и недостаточно накопленной базе знаний касательно родителей в сфере детско-родительских отношений и их влияния на развитие ребенка.
Объект исследования: процесс семейного воспитания детей младшего школьного возраста.
Проблема исследования: каковы условия успешного семейного воспитания? Решение этой проблемы составляет цель данной курсовой работы.
Задачи исследования:
- Проанализировать теоретические источники по проблеме;
- Дать характеристику семьи как социального института;
- Выявить и охарактеризовать педагогические условия успешного семейного воспитания;
- Изучить психолого-педагогические особенности ребенка младшего школьного возраста и специфику их учета в семейном воспитании.
Методы исследования: для того, чтобы решить поставленные задачи, а также проверить исходные положения, были использованы методы наблюдение, анализ теоретический источников по исследуемой проблеме, беседа и тестирование.
Методологическая основа исследования состоит из ведущих принципов педагогики, таких как единства сознания, развития и деятельности, также учения об отношениях, как целостной системы избирательных, индивидуальных и сознательных связей, психолого-педагогических теориях и концепциях.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1. Теоретическое исследование условий успешного семейного воспитания
1.1 Семья как социальный институт
В жизни каждого человека очень важное место занимает период детства. Прежде чем человек повзрослеет и станет самостоятельным, проходит довольно много времени. В период детства особо важен процесс социализации, а одним из определяющих ее факторов является институт семьи.
В период детства человек представляется довольно беспомощным. Любому ребенку необходимо уделять много внимания, он должен чувствовать заботу – в этом заключается ключевая роль матери, также ребенку нужна защита. В которой заключается ключевая роль отца [43, 81].
Семья объединяет в себе множество свойств, в частности она представляет собой и социальную организацию, и некую социальную структуру, также ее можно назвать институтом или малой группой. Семья является одним из ведущих предметов изучения социологии воспитания, а также изучается и рассматривается в контексте социологии образования, социологии труда, социологии культуры и шире – как фактор социализации. Изучение семьи способствует лучшему пониманию процессов социального контроля, социальной подвижности, а также возможных демографических преобразований. Изучение семьи зачастую происходит в рамках социального поведения, теории принятия решений и т.д. [31, 92].
Учитывая многосторонний анализ и возможности изучения семьи, можно говорить и о многообразии определений данного понятия. Семью рассматривают и определяют, как группу людей, которые друг друга любят, и в то же время как группу лиц, имеющих общих предков или группу людей, которые совместно проживают.
В контексте данной дипломной работы наиболее емким из имеющихся определений семьи можно назвать определение, данное известным социологом А. Г. Харчевым: семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [36, 75].
Семья образовывается, когда появляются отношения между родителями и детьми, тогда как заключение брака является только лишь официальным признанием отношений между партнерами, между мужчиной и женщиной, в том и числе и признание определенных форм сожительства, сексуальных отношений, в условиях которых появляются дети [50, 36].
Также, когда мы говорим о семье, мы предполагаем наличие определенного пространства, в рамках которого обитает определенная группа людей, то есть квартира, загородный дом и т.п., также мы предполагаем наличие экономической основы, под которой подразумевается деятельность целой семьи, которая выходит за рамки быта [24, 55].
Учитывая все вышеописанное, семья – это определенная общность людей, которая основывается на единой общесемейной деятельности людей, и способствует воспроизводству населения и преемственности семейных поколений, а также оказывает влияние на социализацию детей и определяет жизнедеятельность и само существование всех членов семьи [3, 28].
Семья как социальный институт предполагает наличие определенных социальных результатов, которые рассматриваются на разных уровнях, в том числе и на уровне общества. Данный фактор следует учитывать, когда мы говорим о функциях семьи в целом.
Наше общество должно выполнять определенные функции. У каждого общества есть социальные институты. У каждого такого института есть собственные функции, которые и определяют его особенности, профиль деятельности и саму сущность. Подобные функции есть и у института семьи. При этом их нельзя однозначно разделить на главные и второстепенные. Главными можно назвать все семейные функции, но вреди них можно выделить и те, которые отличают семью от других институтов. По этой причине можно выделить специфические и неспецифические функций семьи. Причем первые, согласно положениям А. Г. Харчева, определяются самой сущностью семьи, а также является отражением ее функций. Другими словами, это такие функции, которые семья вынуждена выполнять ввиду определенных, исторически сложившихся, обстоятельств [2, 58].
К специфическим функциям семьи относится рождение и содержание детей (репродуктивная и экзистенциональная функция), а также их воспитание (функция социализации). Данные функции остаются неизменными при любых изменениях социума, однако характер взаимосвязи семьи и общества может исторически изменяться.
Неспецифические функции семьи прежде всего связаны с накоплением и передачей собственности, а также с передачей социального статуса, они связаны с организацией потребления и производства, досуга, поддержанием здоровья и всестороннего благополучия членов семьи, в том числе и с созданием и поддержанием микроклимата, который оказывает воздействие на устранение всякого напряжения и сохранение целостности Я-концепции каждого члена семьи. Данные функции отражают исторический характер взаимосвязи общества и семьи, а также в полной мере показывают исторически складывающуюся картину рождения, содержания и воспитания ребенка в условиях семьи [17, 42].
Выполнять заданные функции семье все чаще стали помогать другие социальные институты. Очень часто школы и детские сады берут на себя функции образования и воспитания, учреждения охраны и наша полиция берет на себя функции защиты, учреждения сферы обслуживания выполняют функции обеспечения необходимым количеством еды и одежды, а также занимаются организацией свободного времени, другие организации предоставляют рабочие места, помогая людям в достижении необходимого им социального статуса и уровня благосостояния [14, 63].
С.В. Ковалев в своем исследовании «Психология семейных отношений» отмечает, что семейные отношения условно подразделяются на нравственно-психологические, хозяйственно-бытовые, а также интимно-личные. Однако нас интересует аспект взаимоотношений внутри семьи [24].
Как известно, взаимоотношения внутри группы, также и в семье, могут формироваться под влиянием огромного числа разнообразных факторов, среди которых присутствуют психологические, социальные, а также экономические, что говорит о том, что стили таких взаимоотношений внутри семьи, а также семейные модели могут изменяться в зависимости от культурной и исторической ситуации.
В целом, ранний онтогенез жизни человека являет собой наибольший интерес, как период появления сознания, а также отношений с другими людьми. С самых первых месяцев своей жизни, ребенок начинает понимать себя сквозь призму отношений с другими людьми. Дети испытывают собственную зависимость от окружения, а также считаются с требованиями, которые предъявляются к нему обществом. Поэтому характер таких отношений определяет полноценное развитие ребенка, а как мы уже поняли, семья – это та среда, в которой детерминируется развитие личности ребенка.
Взаимоотношения между родителем и ребенком отличаются от всех видов межличностных отношений. Как отмечают многие исследователи, взаимоотношения между ребенок и родителем характеризуются сильнейшей эмоциональной значимостью, как для родителя, так и для ребенка. Также, имеет место быть амбивалентность в отношениях ребенка и родителя, так как с одной стороны родителей уберегает ребенка от опасности, а с другой – дает ему опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром. Также, родители обязаны заботиться о ребенке и учить его о заботе к другим людям. И последняя особенность родительского отношения к ребенку заключается в том, что оно способно изменяться в зависимости от возраста ребенка [16, 101].
Значительное влияние на дальнейший жизненный путь ребенка оказывают именно условия семьи. Сюда можно отнести и социальное положение семьи, и профессиональный статус родителей, и уровень образования членов семьи. Особое значение в данных условиях приобретает атмосфера внутри семьи, потому как именно она обеспечивает полноценное и целенаправленное воспитание детей, однако данный эффект с течением времени стирается или преломляется в личностной структуре.
Всегда считалось, что отец и мать выполняют качественно разные функции, другими словами, воспитание, которое дает отец отличается от воспитания, которым занимается мать. Зачастую отец – это глава семьи, данный статус и определяет его взаимоотношения с детьми. Данная авторитетная, главенствующая роль является ведущей и наиболее действенной силой воспитания мужчиной.
Мать в большинстве случаем наделяется ролью хранительницы домашнего очага, а также эмоциональной основы семьи. Благодаря данной роли, считается, что мать способна духовно наполнить ребенка и развивать именно моральные и этические качества ребенка.
Разность ролей и положений в семье матери и отца определяет тот факт, что нормальное и полноценное развитие ребенка возможно лишь в случае соединения материнского и отцовского воспитания был. В условиях отсутствия матери или отца невозможно существование идеального родительского дома, а также невозможно полноценное становление и развитие личности ребенка [35, 81].
Подводя итоги, можно сказать, что микросреда, существующая в семье, психологический климат, настроение, а также особенности личности обоих родителей всегда находят свое отражение на воспитании и развитии ребенка. В случае, если атмосфера в семье является неблагоприятной для развития психики ребенка, то в большинстве случаев, будущие личностные черты этого ребенка также будут отличаться определенной патологией. Один из отечественных исследователей П. Ф. Лесгафт определил, что ребенок может стать носителем определенного симптома, присутствующего в семье, его воспитавшей. Присутствие данного симптома непременно отразится на его личностных свойствах [30, 24].
При этом далеко не каждый родитель осознает свою ведущую роль в воспитании и развитии личности ребенка, это проявляется в том, что отец и мать зачастую не обращают внимания на психологическое состояние семьи и не могут адекватно оценить качество условий семейного воспитания.
Семья как институт первичной социализации несет ответственность перед обществом за организацию системы условий для оптимального развития данного процесса, которые должны соответствовать возрастному периоду и способствовать должному развитию личности ребенка [27, 31].
В период младенчества одной из ведущих задач семьи является формирование первой социальной потребности ребенка – потребности в социальном контакте (М.И. Лисина), а также формирования базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт). В периоды дошкольного и младшего школьного возраста, соответственно, развитие предметно-орудийной компетентности, развитие социальной компетентности, а также сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности. В подростковом и юношеском возрасте перед родители стоит задача по созданию оптимальных условий для развития автономии и самосознания детей [19, 21].