Файл: Особенности семейного воспитания (Семья как социальный институт).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое исследование условий успешного семейного воспитания
1.1 Семья как социальный институт
1.2 Педагогические условия успешного семейного воспитания
1.3 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
2.1 Этапы и организация исследования
2.2 Анализ полученных результатов
Использование данной методики предполагает оценку испытуемых по шести интегральным показателям или шкалам: «Адаптация»; «Приятие других»; «Интернальность»; «Самовосприятие»; «Эмоциональная комфортность»; «Стремление к доминированию».
Каждый из данных показателей рассчитывается по индивидуальной формуле, найденной, по всей вероятности, эмпирическим путем. Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными, рассчитанными отдельно для детей и подростков, а также для взрослой выборки [48].
Тест-опросник родительского отношения (ОРО), разработанный А.Я. Варгой и В.В. Столиным, относится, прежде всего, к определению родительского отношения у лиц, которые состоят на учете муниципального учреждения, либо самостоятельно обращаются за помощью по вопросам воспитания детей и взаимодействию с ними. Методика представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 2.
Родительское отношение представляет собой систему разного рода чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, которые используются во время общения с ним, специфики восприятия и понимания личностных и поведенческих особенностей ребенка.
Данный опросник включает в себя пять шкал.
Шкала 1. «Принятие–отвержение». Данная шкала характеризует общее эмоциональное отношение к ребенку. Высокое значение показателей по данной шкале говорит о том, что родитель принимает ребенка таким, какой он есть, испытывает к нему уважение, симпатию и любовь. Низкое значение говорит об отрицательном восприятии ребенка, о неуважении со стороны родителей и формировании негативного образа ребенка.
Шкала 2. «Кооперация» является отражением социально желательного и принятого в обществе образа родительского отношения. Показатели по данной шкале отражают уровень заинтересованности родителей в делах ребенка, их готовность к активному участию и оказанию всевозможной помощи в жизни ребенка. Также данная шкала характеризует степень доверия ребенку, поощрения его активности и самостоятельности.
Шкала 3. «Симбиоз» предполагает оценку межличностного расстояния в общении с ребенком. Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о стремлении к симбиотическим отношениям с ребенком, иначе говоря, родитель в данном случае не отделяет себя от ребенка, он совместно с ним переживает и разрешает возникающие трудности, они являются единым целым. Низкие показатели по данной шкале свидетельствуют об автономии родителей по отношению к ребенку, ребенку предоставляется полная свобода действий, за ним никто не следит.
Шкала 4. «Авторитарная гиперсоциализация». Данная шкала является отражением формы и направления контроля родителей за поведенческими проявлениями ребенка. Высокие значения по данной шкале свидетельствуют о некотором авторитаризме родителей в отношениях с ребенком, что означает строгую дисциплину и ожидание абсолютного послушания. Низкие значения показателей по данной шкале говорят скорее о демократии в отношениях родителей с детьми, такой стиль воспитания также может быть в какой-то степени попустительским, потому как ребенку предоставляется свобода в его поведении, в том числе и в отрицательных его проявлениях.
Шкала 5. «Маленький неудачник» характеризует специфику восприятия и понимания ребенка родителем. Высокие значения по данной шкале говорят о восприятии родителями ребенка как излишне инфантильного, то есть несамостоятельного в личностных и поведенческих проявлениях. В данном случае родители не выражают свое доверие ребенку и стремятся оградить его от трудностей. Низкие показатели по данной шкале говорят о восприятии родителями ребенка как излишне взрослого. Зачастую они даже возлагают на него слишком большую ответственность и ставят перед ним очень сложные, несоответствующие возрастному периоду, задачи [34].
2.2 Анализ полученных результатов
Итак, первая методика, которую мы использовали была методика «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда.
Каждому ребенку было предложено 101 утверждение, которое нужно было оценить по семибальной шкале. При этом оценка «0» определялась, как «это ко мне совершенно не относится»; «1» – мне это не свойственно в большинстве случаев; «2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; «3» – не решаюсь отнести это к себе; «4» – это похоже на меня, но нет уверенности; «5» – это на меня похоже; «6» – это точно про меня.
Сырые баллы отражены в ПРИЛОЖЕНИИ 3 послужили для расчета интегральных показателей, посредством которых проводился анализ полученных результатов.
Полученные результаты представлены в Таблице 2.1.
Таблица 2.1 Результаты методики «Диагностика уровня социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонд (все числовые значения представлены в %).
№ п\п |
Адаптивность |
Самопринятие |
Принятие других |
Эмоциональная комфортность |
Интернальность |
Стремление к доминированию |
1 |
74 |
82 |
76 |
83 |
68 |
75 |
2 |
68 |
40 |
80 |
58 |
31 |
24 |
3 |
67 |
86 |
83 |
58 |
71 |
75 |
4 |
73 |
84 |
77 |
80 |
68 |
74 |
5 |
68 |
36 |
68 |
63 |
33 |
22 |
6 |
74 |
86 |
78 |
78 |
73 |
77 |
7 |
68 |
40 |
71 |
66 |
70 |
73 |
8 |
74 |
88 |
78 |
75 |
68 |
78 |
9 |
68 |
41 |
71 |
62 |
34 |
27 |
10 |
70 |
46 |
61 |
61 |
34 |
26 |
11 |
73 |
85 |
74 |
70 |
66 |
78 |
12 |
71 |
89 |
79 |
74 |
68 |
80 |
13 |
39 |
33 |
58 |
36 |
27 |
24 |
14 |
45 |
27 |
62 |
37 |
24 |
31 |
15 |
42 |
23 |
36 |
23 |
22 |
22 |
В результате оценки полученных результатов всех детей можно условно разделить на 3 группы.
I группу составляют дети, чьи результаты по всем показателям шкал социально-психологической адаптации составляют больше 50 %. К данной группе относятся ребенок из Семьи № 1, ребенок из Семьи № 3, ребенок из Семьи № 4, ребенок из Семьи № 6, ребенок из Семьи № 8, ребенок из Семьи № 11 и ребенок из Семьи № 12 – 7 детей. Детей, которые воспитываются в данных семьях отличает выраженная приспособленность к условиям взаимодействия c окружающими людьми, как сверстниками, так и значимыми взрослыми, положительная самооценка собственных качеств и возможностей, вера в собственные силы, терпимость по отношению к достоинствам и недостаткам других людей, эмоциональная уравновешенность, оптимизм, преобладание внутренней мотивации над внешней, а также умеренное или выраженное стремление к доминированию и лидерству.
II группу составляют ребенок из Семьи № 2, ребенок из Семьи № 5, ребенок из Семьи № 7 и ребенок из Семьи № 9, у которых отмечаются некоторые отклонения, связанные с низкой самооценкой, преобладанием внешней мотивации над внутренней, инфантильность а также некоторая пассивность, однако при этом у детей данной группы можно обозначить общий положительный эмоциональный настрой, также оптимальный уровень социальной адаптации и умеренную или ситуативную способность к приспособлению и адаптации во взаимоотношениях с окружающими людьми, как со сверстниками, так и со значимыми взрослыми.
И, наконец, III группу составляют дети с преимущественно низкими показателями шкал социально-психологической адаптации, которые выражаются в трудностях построения и существования в межличностных отношениях с другими людьми, негативном восприятии себя, низкой самооценке, повышенной тревожности и преобладающем негативном эмоциональной настрое, выраженном преобладании внешней мотивации над внутренней, инфантильности и пассивности.
Далее мы проводили оценку родителей детей каждой из семей при помощи Теста-опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
Полученные результаты предоставлены в Таблице 2.2.
Таблица 2.2 Результаты Теста-опросника родительского отношения А.Я.Варга и В.В.Столина
Принятие-отвержение ребенка |
Кооперация |
Симбиоз |
Контроль |
Отношение к неудачам ребенка |
|
1 |
25 |
7 |
6 |
3 |
1 |
2 |
20 |
3 |
4 |
6 |
6 |
3 |
21 |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
26 |
8 |
7 |
4 |
2 |
5 |
22 |
6 |
5 |
7 |
6 |
6 |
30 |
8 |
7 |
4 |
1 |
7 |
31 |
7 |
6 |
1 |
2 |
8 |
25 |
8 |
7 |
3 |
3 |
9 |
17 |
4 |
4 |
7 |
6 |
10 |
18 |
5 |
4 |
7 |
6 |
11 |
26 |
7 |
7 |
4 |
2 |
12 |
27 |
8 |
6 |
5 |
2 |
13 |
9 |
2 |
2 |
1 |
6 |
14 |
9 |
2 |
2 |
6 |
7 |
15 |
11 |
2 |
2 |
6 |
6 |
Проанализируем полученные данные при помощи диаграмм 1-5.
Рис.1. Показатели 1 шкалы
Как мы видим из полученной диаграммы, среди группы родителей было выявлено: 47%, то есть 7 родителей, которые принимают ребенка и признают его интересы, а также 53%, то есть 8 человек, у которых показатель принятия ребенка находится на среднем уровне.
Рис.2. Показатели 2 шкалы
Как мы видим из полученной диаграммы, среди группы родителей было выявлено: 40%, то есть 6 родителей, у которых показатели шкалы «Кооперация» соответствуют высокому уровню и 40% родителей, у которых данные показатели находятся на среднем уровне развития. При этом было выявлено и некоторое количество родителей – 20 %, у которых данные показатели соответствуют низкому уровню.
Проследим динамику показателей по шкале Симбиоз.
Рис.3. Показатели по 3 шкале
По шкале психологической дистанции, среди группы родителей было выявлено: 33 %, то есть 5 родителей, у которых данные показатели соответствуют высокому уровню, 47% родителей, у которых данные показатели находятся на среднем уровне развития. Количество родителей, у которых данные показатели соответствуют низкому уровню составляют 20 %.
Рис.4. Показатели по 4 шкале
Как мы можем наблюдать из полученной диаграммы, среди выборки родителей мы обнаружили 40% людей, то есть 6 человек, которые проявляют повышенный контроль к своему ребенку. 20%, то есть 3 человека, у которых контроль над ребенком находится на оптимальном уровне и 40%, у которых наблюдается пониженный контроль за действия своего ребенка, то есть 6 человек.
Рис.5. Показатели по последней пятой шкале.
Как мы можем видеть, в целом, группа родителей показывает адекватное отношение к неудачам ребенка - 53%, то есть 8 родителей, при этом 7% - 1 человек показывает положительное отношение к неудачам ребенка и 40%, то есть 6 человек - крайне негативное отношение к неудачам собственного ребенка.
Если проанализировать взаимосвязь между показателями, полученными после применения Теста-опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина и показателями, полученными после применения методики «Диагностика уровня социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда, можно отметить некоторые закономерности:
- У родителей детей, которых мы отнести к первой группе, то есть детей с оптимальным уровнем социально-психологической адаптации были отмечены высокие показатели по шкалам родительского отношения, а также оптимальные показатели по шкале «Контроль». В соответствии с результатами методики А.Я Варга и В.В. Столина родители такого типа проявляют ответственное отношение к воспитанию ребенка, педагогически грамотно подходят к данному вопросу, проявляют умеренный контроль за их поведением, признавая их взрослость в соответствии с возрастом, что определяет успешное развитие и адаптацию детей.
- У родителей детей, которых мы отнести ко второй группе были выявлены высокие и средние результаты по показателям «Принятие», «Симбиоз», «Кооперация», однако у них также можно отметить критические значения (чрезмерно высокие или низкие» по показателю шкалы «Контроль», а также «Отношение к неудачам ребенка». Таким образом, можно сделать вывод, что низкий или, напротив, слишком высокий уровень контроля за поведением ребенка, чрезмерная опека или безразличие, неуделение достаточного количества внимания ребенку и его делам, а также особенности отношения к его промахам и неудачам оказывают непосредственное влияние на те особенности, которые связаны с его самопринятием, сомооценкой, мотивацией и самостоятельностью.
- И, наконец, у родители детей третьей группы были выявлены средние показатели шкалы «Принятие», а также низкие показатели таких шкал родительского отношения, как «Симбиоз» и «Кооперация», показатели шкалы «Контроль» определяются, как критические (чрезмерно низкие или чрезмерно высокий), показатели шкал «Отношение к неудачам ребенка» соответствуют высокому уровню. Данные характеристики свидетельствуют о невнимательном и безответственном отношении родителей к воспитанию собственных детей, что оказывают пагубное влияние на социальную адаптацию детей, их взаимоотношения с другими людьми, уверенность в собственных силах, на их эмоциональное состояние и активность.
Таким образом, можно сказать, что особенности родительского отношения действительно в значительной степени оказывают влияние на уровень социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста. Полученные результаты также свидетельствуют о необходимости проведения работы, связанной с обучением родителей ответственному родительству и раскрытию некоторых педагогических особенностей воспитания детей данного возраста.
2.3 Разработка практических рекомендаций
Формированию устойчивых представлений об ответственном родительстве зачастую в первую очередь способствует предоставление правильной информации со стороны социума. В качестве источников информации выступают:
- качественная литература по вопросам воспитания;
- консультации специалистов;
- телевизионные программы по проблемам воспитания;
- целенаправленное обучение родителей по воспитанию детей.
В настоящее время можно наблюдать ситуацию общего снижения рождаемости в мире. В виду данной ситуации в современной семье отсутствует необходимый опыт в воспитании маленьких детей. А предыдущие поколения, современные дедушки и бабушки очень часто вынуждены работать в пенсионном возрасте и не могут посвящать все свое время внукам.
По этой причине в первую очередь представляется важным именно целенаправленное обучение родителей по вопросам воспитания детей и формирование базовой компетенции родителей в вопросах воспитания детей.
Современные семьи сталкиваются с множеством проблем. Проблемы современной семьи обусловлены рядом причин:
- резкое социально-экономическое расслоение общества;
- постоянный дефицит в области государственного финансирования бюджетной сферы;
- рост скрытой и явной безработицы;
- педагогическая несостоятельность родителей.
В настоящее время множество семей находятся в довольно сложной ситуации:
1. В настоящее время происходит утрата традиций семейного воспитания и его нравственных ценностей.
2. Происходит изменения статуса семьи как воспитательного института (сокращение количества благополучных семей; рост отчуждения, непонимания между родителями и детьми и т.п.).
3. Можно наблюдать изменение качества самой семьи (разрушение нравственных представления о браке и семье; утрата понимания ответственности за сохранение брака; рост количества детей, которые получают воспитание в неполных семьях и т.п.).