Файл: Особенности семейного воспитания (Семья как социальный институт).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое исследование условий успешного семейного воспитания
1.1 Семья как социальный институт
1.2 Педагогические условия успешного семейного воспитания
1.3 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
2.1 Этапы и организация исследования
2.2 Анализ полученных результатов
Под оптимальными условиями семейного воспитания подразумеваются эмоциональная наполненность и положительный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с другими членами семьи, тесное сотрудничество с родителями, выступающими в качестве эталона компетентности, социальная поддержка и т.п [18, 19].
1.2 Педагогические условия успешного семейного воспитания
Тип семейного воспитания – это интегративная характеристика воспитательной системы, а также характеристика родительских и ценностных ориентаций, эмоционального отношения к ребенку и установок к нему, уровня родительской компетенции – что создает значительный фактор в становлении Я-концепции в детском возрасте, а также определяет дальнейшее когнитивное развитие ребенка, и его позицию по отношению к миру [6, 21].
Тип семейного воспитания можно охарактеризовать параметрами эмоциональных отношений, стилем взаимодействия и общения, а также степенью удовлетворения потребностей ребенка и особенностями родительского контроля. Помимо типа, важно дать определение стилю семейного воспитания, которое является основным в нашем исследовании.
Важно сказать, что в психолого-педагогической литературе зачастую стилевые особенности семейного воспитания представляются разными терминами, такими как родительские позиции, тип воспитания и тактика. Но, к примеру, А.В. Либин, обозначал стиль семейного воспитания, как устойчивый паттерн поведения, который базируется на комбинации личных переменных, проявляющихся в определенной форме взаимодействия родителей и детей [5, 25].
Огромное значение для выделения типов семейного воспитания играют работы Д. Баумринда, который выделял три паттерна поведения либо стиля, являющих собой комбинацию из таких элементов, как контроль, зрелость требований, образовательный эффект и коммуникативность. Позже, Джон Мартин и Э. Маккоби развивали категориальную систему Баумринда, выделяя два основных измерения, а именно: отвержение и уровень контроля. Совокупность данных двух измерений образовывает еще один дополнительный стиль – индифферентны [33, 43].
Исходя из этого, типология стилей родительского воспитания включала в себя четыре стиля: авторитарный, авторитетный, индифферентный и либеральный. Дадим характеристику каждому из них [7, 71].
Авторитетный стиль характеризуется довольно-таки теплым принятием ребенка, а также высоким уровнем контроля с поощрением развития автономии детей и последующего признания. Родители, придерживающиеся авторитарного стиля, как правило, реализуют демократический стиль общения, а также готовы к изменению системы правил и требований для детей, учитывая их компетентность.
Авторитарный стиль, как правило, отличается низким уровнем эмоционального принятия либо отвержением ребенка, с повышенным уровнем контроля. Стиль общения таких родителей – директивный и командный, а система правил и запретов ригидна.
Либеральный стиль можно охарактеризовать эмоциональным принятием, а также низким уровнем контроля над ребенком, что порождает всепрощенчество и вседозволенность. Последний, индифферентный стиль, можно определить низкой вовлеченностью родителей в процессы воспитания, а также созданием дистанций в отношениях и эмоциональной холодностью.
Роль данных стилей родительского воспитания, а именно либерального, авторитарного, авторитетного и индифферентного в процессе формирования личностных особенностей ребенка является предметом специального изучения.
Авторами были выделены параметры оценки личностных качество ребенка, а именно:
- Отношение доброжелательности – враждебности ребенка к миру;
- Социальный негативизм либо сопротивление- кооперация;
- Уступчивость – доминирование в общении;
- Доминатность – зависимость;
- Импульсивность, полевое поведение- целенаправленность;
- Высокий уровень притязаний – направленность на достижения;
- Ценностная зависимость – автономия [26, 17].
Как было установлено, авторитарное воспитание характерно для родителей, которые придерживаются традиционных форм общения с ребенком, проявляющегося во власти родителя, авторитете, а также безоговорочного послушания. Возможно, что низкий уровень вербальной коммуникации, а также широкое использование наказаний, жесткость и ригидность требований и запретов используются в процессе воспитания ребенка. Такой стиль воспитания способствует формированию зависимости, а также отсутствию инициативы, неспособности стать лидером, пассивности, а также низкой степени коммуникативной и социальной компетентности и ориентацией на внешний аспект власти и авторитета.
Касательно авторитетного стиля, то такие родители обладают огромным жизненным опытом, а также несут ответственность за воспитание своего ребенка. Родители авторитетного стиля, как правило, проявляют готовность к учету мнения ребенка, а также к пониманию его внутреннего мира. Общение с детьми, как правило, строиться на основе демократических принципов, где поощряется самостоятельность детей и их автономия. Такие родители не используют физические наказания, а также приемы вербальной агрессии, но воздействуют на ребенка обоснованием и логической аргументацией.
Итогом авторитетного воспитания является формирование высокой самооценки у ребенка, а также целенаправленности, самопринятия, самоконтроля, воли, понимания социальных стандартов и правил. Основным фактором риска может быть высокая мотивация достижений, превышающая реальные возможности ребенка. Для детей, которые воспитывались в авторитетном стиле характерны компетентность, дружелюбие, высокая степень ответственности и уверенность в себе.
Что касается либерального стиля, то родители, выбирающие его ставят себя на одну ступень со своими детьми. Как правило, детям предоставляется полная свобода действий, а также опора на свой опыт. В таких семьях нет правил, регламентации поведения ребенка, что формирует отсутствие помощи и поддержки со стороны родителей. Для детей характерна инфантильность, отсутствие независимости, высокая тревожности и страх настоящей деятельности.
Последний выделенный данными исследователями стиль семейного воспитания, индифферентный, характеризуется игнорированием и пренебрежением к ребенку, особенно неблагоприятно сказывается на развитии детей, провоцируя широкий спектр нарушений от делинквентного поведения, импульсивности и агрессии до зависимости, неуверенности в себе, тревожности и страхов.
Типы семейного воспитания – это интегративная характеристика воспитательной системы. типология и критерии типов семейного воспитания представлены в работах А.Я. Варги, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллера и других. В психолого-педагогической литературе стили семейного воспитания разделены на две группы, а именно гармоничные и дисгармоничные [28, 81].
Для гармоничного стиля характерно:
- Эмпатия, взаимные эмоциональные принятия, а также эмоциональная поддержка;
- Признание прав ребенка на выбор самостоятельного пути развития, а также поощрение автономии ребенка;
- Высокий уровень удовлетворения потребностей членов семьи, в том числе и детей;
- Признание самоценности личности ребенка, а также отказ от манипулятивных тактик;
- Принятие личностных и индивидуальных особенностей ребенка;
- Разумный контроль за действиями ребенка;
- Принятая система разумных санкций и поощрений [10, 23].
Касательно дисгармоничного стиля, то для него характерны:
- Малый уровень эмоционального принятия ребенка, а также амбивалентное отношение к нему, отсутствие взаимности в чувствах;
- Пониженный уровень сплоченности родителей, а также постоянные разногласия по вопросам воспитания детей;
- Повышенные требования к ребенку либо вседозволенность;
- Неконструктивно построенные диалоги, а также применение жестких санкций;
- Повышенный уровень конфликтности, который характеризуется повседневным общением с ребенком [37, 41].
Опишем более подробно несколько вариантов дисгармоничного стиля воспитания, которые были описаны Э.Г. Эйдемиллером, как стили воспитания, в которых устойчиво сочетаются разнообразно выраженные черты воспитания, такие как полнота удовлетворения потребностей ребенка, уровень протекции, степень неустойчивости стиля воспитания, а также требования к ребенку [49, 54].
Разнообразное сочетание черт воспитания позволяет выделять самую известную классификацию стилей дисгармоничного воспитания в отечественной психологии. К примеру, гипопротекция может быть охарактеризована недостатком внимания, заботы, контроля и опеки, что ведет к тому, что ребенок остается без надзора. Воспитание по типу Золушки появляется при явной эмоциональном отвержении ребенка, когда последний в тягость либо игнорируется. Недостаток заботы, интереса, контроля и ответственности обуславливается эмоциональным отвержением ребенка, а также навязыванию ему негативных черт.
Чистая гипопротекция отличается неудовлетворением потребностей ребенка и отсутствием контроля. Неудовлетворение потребностей может граничить с вариантом безнадзорности, когда не удовлетворяются даже витальные потребности. Скрытая гипопротекция определяется низким уровнем протекции при формальной заботе о ребенке. Родитель, казалось бы, заинтересован в ребенке, но обычно удовлетворяются лишь витальные потребности. Нет сотрудничества, совместной деятельности, активных содержательных форм общения, нет подлинной заинтересованности и заботы о ребенке. Требования предъявляются, но контроль их выполнения не обеспечивается. Может быть, скрытое эмоциональное отвержение ребенка [38, 35].
Перфекционизм – это в целом рационально обоснованная гипопротекция. К примеру, ребенок не будет достоин заботы и любви, так как он не справился с некоторыми обязательствами, поэтому его нужно наказать. В основе данного метода воспитания лежит ложный образ ребенка, а также полное его эмоциональное отвержение.
Выделяют еще один вид – потворствующей гипопротекции, для которой характерен низкий уровень принятия ребенка на фоне вседозволенности и потворствования. Как правило, родители стремятся удовлетворять любые пожелания ребенка, что ведет к возрастанию избалованности. Такие родители пытаются оградить своего ребенка от установления близких связей с окружающими людьми, то есть стараются изолировать его. Такое случается часто по вину родителей из-за того, что у них отсутствует подлинная любовь к ребенку, что формирует крайности, и ребенок превращается в объект агрессии [39, 53].
Последний тип гипопротекции – компенсаторный, в основе которой лежит отсутствие полной заинтересованности, а также присутствуют элементы эмоционального отвержения ребенка. Дети таких родителей постоянно находятся в центре внимания, из-за повышенной тревожности родителей по поводу здоровья ребенка, либо навязанного страха происшествия.
Перейдем к гиперпротекции, для которой характерна чрезмерная родительская забота, а также повышенный уровень протекции. В основе такого стиля воспитания лежит не только любовь, но и амбивалентное отношение к ребенку.
Выделяют потворствующую гиперпротекицю, где ребенок становится кумиром семьи, также существует доминирующая гиперпротекция, в основе которой лежит либо эмоциональное принятие, либо отвержение ребенка. В данном случае, авторитаризм родителей может быть обусловлен чрезмерностью требований, а также стремлением контролировать мысли и чувства ребенка.
Гиперопека, которая строится на компенсации, как правило привязывается к гипоопеке, если рассматривать ее точки зрения потребностей ребенка в принят, любви и сотрудничестве. Однако, родители оберегают ребенка от любых воспитательных воздействий со стороны социального окружения, стремясь компенсировать недостаток любви подарками и материальными ценностями.
К сожалению, мы можем выделить жестокое обращение с ребенком и воспитание в культе болезни. Первый тип характеризуется жестокими физическими наказаниями, а также эмоциональным игнорированием.
А второй тип – это особый дисгармоничный тип, для которого характерно навязывание ребенку роли самого больного члена семьи, то есть беспомощному, слабому и больному, что формирует трудности в поведении, общении, самооценке и самопринятии ребенка.
В итоге анализа имеющихся исследований разнообразных направлений мы можем говорить о том, что выделяют два главным параметра стилевых особенностей воспитания, которые влияют на развитие ребенка. Первый - это эмоциональное отношение к ребенку, а второй – способы воздействия на ребенка [42, 48].
А.С. Спиваковская, к примеру, выделяла родительскую позицию, как настоящую направленность, основу которой составляет бессознательная либо сознательная оценка ребенка, выражающаяся в формах и способах взаимодействия с детьми, описывающая три свойства благоприятной родительской позиции, а именно:
- Динамичность, как способность менять методы и формы общения с ребенком, а также приспособление к условиями жизни и меняющимся ситуациям;
- Адекватность, то есть построение процесса воспитания ребенка на основе оценки психических качеств ребенка;
- Прогностичность, то есть направленность воспитательных усилий в будущее ребенка, а также требованиям к дальнейшей жизни [32].