Файл: Особенности семейного воспитания (Семья как социальный институт).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из этого, любой подход несет огромный вклад в феноменологию родительских отношений, стилей воспитания, а также принципов построения отношений с детьми.

В качестве основных условий воспитания детей в семье можно выделить нормальную семейную атмосферу, присутствие родительского авторитета, правильный режим дня, приобщения и развитие у ребенка любви к чтению, к труду.

Понятие нормальная семейная атмосфера представляет собой осознание родителями собственного долга и развитие чувства ответственности за воспитание своего ребенка. Данное понятие предполагает взаимное уважение родителей, пристальное внимание к образовательной, трудовой и общественной жизни ребенка, оказание помощи и поддержки в любых, даже самых незначительных делах, оно означает бережное отношение к достоинству всех членов семьи, их равенство, тактичность, взаимную требовательность, доброжелательность, любовь и жизнерадостность в семье, непрерывную организацию ее жизнедеятельности и быта, участие ребенка в решении вопросов жизни семьи, связанных с хозяйством, трудовой деятельностью, умеренную и разумную организацию отдыха и досуга, предполагающую в том числе и участие в спортивных и туристских мероприятиях, семейные прогулки, чтение, походы в кино и театр.

Условиями создания нравственной атмосферы в семье являются семейные традиции, крепкие нравственные принципы и устои. Также к подобного рода условиям относится организация и проведение семейных праздников по случаю дней рождения всех членов семьи, нового года и рождества. В данном случае дети и взрослые готовят подарки, дети часто мастерят их своими руками, а взрослые создают необходимую атмосферу торжественности, радости и счастья, которая способствует формированию духовной культуры.

Еще одним условием успешного семейного воспитания детей является соблюдение четкого режима дня для детей. Режим дня представляет собой полный распорядок дня ребенка в течение одних суток. В режиме дня должно оставаться место для полноценного сна, процедур закаливания, правильного приема пищи, а также место для трудовой деятельности и отдыха. Режим дня составляется с учетом возраста ребенка. Установление режима дня предполагает особое воспитательное значение, но проявление данного значения возможно лишь при условии привыкания ребенка к такого рода распорядку без контроля и напоминаний взрослых. При этом взрослые обязаны осуществлять контроль за основными моментами соблюдения режима, за выполнением поручений по труду – в случае каких-либо затруднений, взрослые оказывают помощь.


Оптимальное воспитание ребенка невозможно без чтения. Когда ребенок находится в периоде дошкольного возраста, он очень любит слушать сказки, которые взрослые ему читают, они любят слушать рассказы о жизни самых разных людей и животных. Именно из книг он узнает о хороших и плохих людях, об опасных животных и растениях. Именно сказки рассказывают ребенку о том, что добро, честность, справедливость всегда побеждает зло. Ребенок вместе с героем переживает радости и горе, он переживает, тоскует – у ребенка происходит формирование чувств и появляется интерес к книгам. Когда ребенок переходит рубеж дошкольного возраста и обучается самостоятельному чтению, одной из важнейших задач становится закрепление интереса и выработка навыка самостоятельного и систематического чтения. Любой навык не развивается самостоятельно – в данном случает особое значение имеет коллективная и согласованная деятельность образовательного учреждения и семьи. В результате книга может стать постоянным спутником ребенка и основным источником знаний из любой области. Вместе с этим у ребенка возникнет желание посетить библиотеку или книжный магазин, а также у него появляются любимые персонажи, которым он будет подражать.

Еще одним условием успешного воспитания является трудовая деятельность ребенка. Труд физический способствует поддержанию высокого жизненного тонуса мышц, а также всех органов человека, он оказывает влияние на состояние всех физиологических процессов в организме (поддерживает дыхание, правильное кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов). Физический труд выступает в качестве средства борьбы с состоянием утомления, особенно для тех, кто большую часть времени уделяет умственному труду. Смена различных видов труда, их правильное сочетание в режиме дня ребенка способствует успешности умственной деятельности и поддерживает работоспособность.

Трудовое воспитание является значимой частью всестороннего развития личности ребенка. Отношение ребенка к труду, а также присутствие тех или иных трудовых навыков и умений в будущем будет свидетельствовать о ценности труда.

Одним из важнейших условий оптимального воспитания детей можно назвать единство требований, которые предъявляются всеми членами семьи к детям, а также единство подобных требований к детям со стороны семьи и образовательного учреждения. Если же ситуация обратная, то происходит подрывание авторитета педагога и родителей и утрате чувства уважения к ним.


Развитые характеристики общения, в том числе и умение общаться с другими детьми и взрослыми способствуют обогащению личности ребенка. У детей развивается потребность в общении, а также в ее практическом применении. Это возможно в условиях коллективных форм воспитания.

Важным условием успешности семейного воспитания является авторитет родителей. Обязанностью отца и матери является воспитание достойного члена общества, данная обязанность лежит в основе родительской власти и их бесспорного авторитета в глазах детей. Родители – это самые близкие и дорогие люди для детей, по этой причине у детей развито желание подражать отцу или матери, желание быть похожими на них. Еще одной обязанностью родителей является предоставление положительного примера своим детям во всем. Оптимальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся на взаимном уважении и доверии друг к другу. Дети видят в родителях советников в любых своих делах и начинаниях, помощников в борьбе с трудностями, настоящих друзей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами. Родители должны предъявлять к детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность.

Будущее детей в первую очередь зависит от взрослых, а также от того, с какой степенью ответственности они подходят к данному процессу.

1.3 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст представляет собой один из этапов развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Традиционно границы данного этапа определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их конкретизация находится в зависимости от тех сроков, которые официально приняты в сфере начального образования. Когда ребенок поступает в школу, перед соответствующим учреждением образования и перед родителями ставится целый ряд важнейших задач:

- определение уровня его готовности к обучению в школе, а также тех индивидуальных характеристик его деятельности, его общения, поведения и психических процессов, которые в будущем необходимо иметь в виду в процессе обучения;

- компенсация имеющихся пробелов и повышение уровня школьной готовности, что является основой проведения профилактических мероприятий, направленных на школьную дезадаптацию;


- разработка необходимой стратегии и тактики обучения будущего школьника с опорой на его индивидуальные возможности [44, 91].

Успешное решение вышеописанных задач требует организацию серьезной работы с психологическими особенностями новоиспеченных школьников, которые приходят в учреждение образования с разным уровнем знаний и подготовки, который включает целую систему психологических новообразований предыдущего возрастного этапа – дошкольного детства. Каждый этап развития ребенка предполагает особое положение ребенка в структуре отношений, принятых в обществе. В этой связи жизнедеятельность детей разного возраста наполняется особым содержанием: специфическими взаимоотношениями с окружающими и ведущей для данного этапа развития деятельностью. У младших школьников ведущей деятельностью является учебная.

Поступление в школу полностью меняет жизнь ребёнка. На самых ранних этапах обучения происходит развитие главного противоречия, которое появляется между непрерывно растущими требованиями, предъявляющимися к личности ребёнка, к характеристикам его психических процессов и имеющимся уровнем развития. Данное противоречие можно назвать движущей силой развития у ребенка младшего школьного возраста. В соответствии с увеличивающимся количеством требований увеличивается и уровень психического развития ребенка.

Период младшего школьного возраста является специфическим этапом развития ребёнка. Развитие личности и становление высших психических функций осуществляется в контексте учебной деятельности, которая, в свою очередь, сменяет игровую, которая была ведущей в период дошкольного возраста. Включение ребёнка в учебную деятельность определяет начало процесса преобразования всех психических процессов и функций. По этой причине формирование правильного отношения к обучению происходит не сразу. С течением времени они понимают, что учение – это серьезный труд, который требует определенного количества волевых затрат, активирования внимания и интеллектуальной деятельности, а также некоторых самоограничений. В случаях, когда ребенок к этому еще не привык, у него может наступить полное разочарование, что приводит к развитию негативного отношения отношение к обучению. Для того, чтобы этого не случилось родители, а в будущем и педагоги должны донести до ребенка мысль о том, что учение – это не праздник, не игра, а серьёзная, тяжелая работа, которая, вместе тем, является крайне занимательной, потому как в ее условиях можно получить много новой, интересной и полезной информации. Поэтому крайне важными представляются воспитание младших школьников в семье, а также будущая работа с педагогом. Задачей родителей и педагогов является пробуждение интереса у ребенка к самому процессу учебной деятельности без понимания её значения. После формирования интереса к результатам собственного учебного труда происходит формирование интереса к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Данная основа является благоприятной почвой для развития у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, которые имеют отношение к подлинно ответственному отношению к учебным занятиям [4, 115].


Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний находится в тесной взаимосвязи с переживанием младшего школьника ощущения удовлетворенности собственным результатом и достижениями. В качестве подкрепления используется чувство одобрения, похвала родителей и педагогов, которая делает более значимым даже самый незначительный успех. Дети младшего школьного возраста чувствуют гордость и прилив сил, когда родители и педагоги их хвалят.

В период младшего школьного возраста происходит интенсивное развитие и изменения познавательных процессов ребенка. Познавательные процессы становятся более опосредствованными, они становятся произвольными и более осознанными. Младший школьник с течением времени все больше овладевает собственными психическими процессами, он обучается управлению вниманием, своей памятью и мышлением. При этом можно сказать, что необходимый уровень развития характеристик внимания, который необходим для успешной деятельности в учебном классе и в домашней обстановке, может быть частично достигнут и в условиях дошкольного учреждения или семейного воспитания или в семье. Данные характеристики формируются в процессе собственно учебной деятельности младшего школьника. Высокая чувствительность данного возрастного периода предполагает значительные потенциальные возможности всестороннего развития младшего школьника.

В данный период происходит процесс совершенствования функций мозга, это связано с развитием аналитико-систематической функции коры, а также с изменениями соотношения процессов возбуждения и торможения. Также в начальной школе посредством учебной деятельности происходит развитие таких психических процессов, как ощущение и восприятие. Наиболее яркой чертой восприятия учащихся младшего школьного возраста является его невысокая дифференцированность, другими словами, дети в процессе восприятия могут допускать ошибки и неточности в условиях восприятия похожих объектов.

Еще одной характеристикой восприятия детей младшего школьного возраста является наличие тесная его взаимосвязи с действиями школьника, то есть восприятие в наибольшей степени связано с практической деятельностью ребёнка.

И, наконец, еще одной важнейшей особенностью восприятия учащихся младшего школьного возраста является его ярко выраженная эмоциональность. Таким образом, можно сказать, что в условиях обучения происходит преобразование восприятия - оно поднимается на более высокую ступень развития [13, 202].