Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создание системы профилактических мероприятий(Понятие стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь современного человека характеризуется ускорением её темпа, ростом информационного взаимодействия, стремительными перемещениями в пространстве, увеличением количества коммуникативных связей, в том числе с использованием технических средств, экономическими и финансовыми рисками, рисками, возникновения природных экстремальных ситуаций; сокращением времени, отведенного на принятие ответственных решений. Из-за чего увеличивается стрессовая нагрузка на психику и возникает необходимость профессионального решения со стороны научной психологии вопросов о профилактике дистрессов, коррекции возникающих стрессовых расстройств. Психологическое сопровождение различных видов профессиональной деятельности становится востребованным и актуальным вопросом.

Каждый человек стремится достичь своей цели в различных областях жизнедеятельности, пытается привнести в мир чего-то своего, пробует что-либо делать по-своему. Люди не одинаковы по темпераменту, характеру и многим иным критериям, поэтому они и ситуацию, в которой оказываются, воспринимают по-разному. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не всегда может избежать споров и разногласий с окружающими. Люди, связанные совместной деятельностью, сталкиваются в своих интересах, и возникает конфликт. Это вызывает у людей состояние, когда разум выключается и ими начинают управлять эмоции. Для руководителей различных компаний и разного уровня конфликт является одним из главных врагов, поскольку его последствия могут быть очень непредсказуемыми. Поэтому очень важна способность предотвращать возникновение конфликтных и стрессовых ситуаций, сглаживать их последствия, разрешать споры и способность приводить людей к взаимопониманию и сотрудничеству. Если сотрудники продолжительное время испытывают стресс, это оказывает негативное воздействие на их состояние здоровья, что в последствии приводит к большим финансовым затратам и уменьшаем прибыль организации. Вопросы диагностики стресса, исследование и улучшение системы управления стрессом в организации определили актуальность темы исследования.

Целью настоящей курсовой работы выступает формирование целостной системы представлений о стрессе на рабочем месте, как справляться со стрессом и о том какие имеются средства по профилактике стресса. Как использовать стресс надлежащим образом. Как может руководство повышать производительность организации, ведь даже в хорошо управляемой и прогрессивной организации присутствуют ситуации, которые создают негативное влияние на персонал, вызывая сильное чувство стресса.


Задачами курсовой работы выступают следующие: сформировать понятие о стрессе, его видах и особенностях протекания; дать представление о стадиях стресса и его негативных последствиях, определить основные факторы воздействия стресса на показатели выполнения рабочих заданий, познакомить с особенностями поведения личности в стрессовых ситуациях и факторами её стрессоустойчивости, сформировать знания о профилактике негативных последствий пребывания личности в стрессовой ситуации, выяснить степень участия руководителей и работников в решении проблем стресса на рабочем месте.

В курсовой работе рассмотрено понятие стресса и стрессовой ситуации, обозначены подходы к стрессу. Рассматриваются виды стресса. Уделено особое внимание кризисным и травматическим ситуациям. Описаны подходы к изучению стресса и его негативных последствий для личности. Обозначены подходы к профилактике стрессовых расстройств с позиций личности, попавшей в стрессовую ситуацию.

При написании курсовой работы использовались в том числе следующие литературные источники: Стресс и стрессоустойчивость человека (Апчел В.Я., Цыган В.Н., 1999 г.), Стресс без дистресса (Селье Г., 1979 г.), Стресс, выгорание, совладание в современном контексте (Журавлева А. Л., Сергиенко Е. А., 2011 г.), Управление конфликтами и стрессами на предприятии (Стекачева А.Д., 2012 г.)

1. Понятие стресса

Стресс, по выражению Ю. Г. Чиркова (1988), противоречив, неуловим, туманен. Он с трудом укладывается в узкие рамки определений, мерок. Сила его — в широте охвата жизненных проявлений, слабость — в неопределенности, расплывчатости его границ. Для разных людей слово «стресс» может иметь разное значение, поэтому дать определение стресса достаточно сложно, несмотря на то, что оно вошло в нашу обыденную речь. Для одних стресс связан с внешними истощающими и изматывающими воздействиями, например, с требованием хорошо выполнить определенную работу. Конкуренция, конфликты, угроза увольнения — все эти обстоятельства привносят в жизнь много стресса. В то же время разные люди реагируют на одно и то же событие, вызывающее стресс, по-­разному. Люди, которые часто паникуют либо жалуются из-­за трудности на рабочем месте, будут испытывать гораздо более сильный стресс, чем те, кто спокойно воспринимает подобные вещи. С этой точки зрения стресс в значительной степени зависит не от событий, как таковых, а от того, как человек реагирует на них.


Стресс (от англ. stress – напряжение, усилие), состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование[1]. Предчувствие опасности создает некомфортное состояние у человека и негативное влияние на его эмоциональное и психологическое состояние. Когда речь идёт о стрессовых ситуациях на рабочем месте, то, прежде всего это связано со страхом увольнения, невыполнения планов, демонстрации своей некомпетентности, конфликта с руководством или командой.

Несмотря на то, что любой опыт стресса включает одновременно обе составляющие — и стимул (воздействие) и ответ (реакцию), — большинство теорий присваивают одной из этих составляющих большее значение. Подходы, придающие большее значение стимулам, описывают стресс в терминах стрессоров, — разнообразных внешних и внутренних обстоятельств, вызывающих стресс, таких как, например, высокая конкуренция на работе. Другие теории придают большее значение тому, как человек воспринимает такие события и реагирует на них. Следовательно, стресс можно определить, как своеобразный ответ (индивидуальную реакцию) человека на события, которые нарушают его равновесие или превышают его способность взаимодействовать с окружающей средой. Мы испытываем стресс в том случае, когда требования ситуации превышают нормальный (обычный) уровень функционирования и мы должны предпринять дополнительные усилия для восстановления баланса. Не удивительно, что стресс
часто вызывается стечением обстоятельств, например, мы не можем завести машину в то время, когда необходимо ехать, чтобы сдать важный экзамен. В этом случае стресс будет связан с усилиями, которые придется приложить, чтобы завести машину и сдать экзамен. Стресс также включает в себя неспецифические физиологические (общие) реакции, в частности, из-за увеличения количества адреналина в крови, что помогает мобилизоваться для дополнительных усилий.

При этом необходимо различать стресс и дистресс. Стресс — это многостороннее явление, которое может оказывать как отрицательное, так и положительное воздействие. Ганс Селье, известный исследователь стресса, описал четыре основные его разновидности, дав каждой из них название.

Рисунок 1.1. Четыре основные разновидности стресса по Селье.


Когда события оказывают вредящее воздействие, стресс правильнее называть дистрессом. К сожалению, большинство стрессогенных событий в современном мире вызывают дистресс. Однако стресс может оказывать и благотворное воздействие. Приступить к новой работе, завести семью или начать заниматься каким-либо видом спорта — все это может оказать стимулирующее воздействие, которое приведет к личностному росту. Селье предлагает использовать в данном случае название эустресс (хороший стресс). Он также описал еще две разновидности стресса. Гиперстресс (чрезмерный стресс) обычно возникает, когда события, в том числе и положительные сами по себе, накладываются одно на другое и выходят за границы наших приспособительных возможностей. Гипостресс (недостаточный стресс), может возникнуть, когда мы испытываем недостаток стимуляции. Умереть от гипостресса нельзя, а вот заработать проблемы психологического и даже физиологического характера можно. Депрессия, вялость, плохое настроение — все это может сопровождать гипостресс.

Стресс имеет следующие признаки: повышенная обидчивость и возбудимость, постоянная усталость, ухудшение реакции, частые ошибки, ослабление памяти, слишком медленная или быстрая речь, невозможность сконцентрироваться на работе, частые головные боли, рези в животе (не имеющие органической причины), постоянное ощущение голода или его отсутствие. Появление таких симптомов влекут за собой серьезные проблемы, к примеру, у работника может случиться нервный срыв, в следствии чего он на продолжительное время может потерять трудоспособное состояние. Для предотвращения негативных последствий, руководителю необходимо очень внимательно относиться к подчиненным.

Таким образом, в контексте данной курсовой работы, стресс – это адаптивная реакция (ответ) на ситуацию во внешнем мире, которая приводит к физическим, психологическим, поведенческим изменениям у сотрудников компании на рабочем месте.

2. Причины стресса

Люди практически ежедневно сталкиваются с воздействием стрессоров - разнообразных неблагоприятных, дискомфортных факторов. Разные факторы, такие как опоздание на работу, критика окружающих, низкая оценка на экзамене, потеря денег – оказывают на разных людей большее или меньшее воздействие. Эти события делают человека более слабым и уязвимым.

Возникновение стресса может быть обусловлено:


- внешними физическими условиями: температура воздуха, запахи, шум, вибрация и другие;

- внутренними факторами, душевными переживаниями: неуверенность в будущем, отсутствие перспектив, неясность цели и другие.

Причины, вызывающие стресс у работников, можно разделить условно на три группы: 1) причины, связанные с организацией; 2) причины, не связанные с организацией; 3) групповые причины.

Следует учесть, что причины стресса не ограничиваются событиями, происходящими на рабочем месте или в личной жизни работника, а определяются также политической, экономической, социальной обстановкой в государстве (городе, районе) по месту его жительства, в связи с чем эти причины не подконтрольны для работника.

2.1 Причины, связанные с организацией

Имеется множество факторов, которые превращают рабочее место во враждебную среду: многолюдность, слишком низкая или высокая температура, вибрация, шум, плохое освещение и другие.

По результатам опроса[2], проведенного в 2007 году, в котором приняли участие более полутора тысяч пользователей сайта www.rabota.ru, выяснилось, что 24% трудятся в спокойной атмосфере, для 26% опрошенных стресс — неотъемлемая часть рабочего процесса, для 11% проголосовавших источником стресса выступает начальство, 4% недовольны коллегами, 3% — клиентами, 7% участников опроса уже научились управлять стрессовыми ситуациями. И только 10% опрошенных подвергаются сильнейшим стрессам на рабочем месте (см. Рисунок 2.1).

Рисунок 2.1. Результаты опроса

Факторы стресса, связанные с организацией:

- использование чрезмерного давления и угроз со стороны руководства;

- работа по скользящему графику (создает неопределённость во внерабочей жизни);

- очень напряженный график (создаёт затруднения либо невозможность одновременного удовлетворения производственных и личностных потребностей);

- ответственность за вещи, на которые люди не могут влиять;

- боязнь потерять работу из-за сокращения, возраста, низких трудовых показателей или по иной причине;

- сложность решаемых задач, высокая ответственность, опасные условия на рабочем месте;

- неопределённость в условиях и методах решения задач, ролевые конфликты, выполнение распоряжений нескольких руководителей (когда работник не уверен в правильности своих действий, например, в следствии расплывчатых должностных инструкций).