Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создание системы профилактических мероприятий(Понятие стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реакции работников на указанные выше условия – индивидуальны, для кого-то они вызывают автоматически стресс, для кого-то это лишь потенциальные стрессоры.

2.2 Причины, не связанные с организацией

Стресс не ограничивается имеющими место на рабочем месте событиями. Любая организация является открытой социальной системой. На работников организации, как на элементы открытой социальной системы оказывают влияние внешние факторы, например, экономические и финансовые трудности, изменения в обществе, изменения в личной жизни работника (семейные конфликты, смерть родственника и иные).

Низкое финансовое состояние может побуждать людей выходить на дополнительную подработку, в связи чем уменьшается время на отдых и увеличивается стресс. Большой причиной стресса у работников является кризисы в семье.

Семейный кризис - неспособность семьи восстановить стабильное состояние в ситуации критического жизненного события, которое изменяет семейную структуру и способы взаимодействия членов семьи (например, развод). Семейный стресс не обязательно достигает уровня кризиса, если семья использует свои ресурсы, умения и противостоит деструктивным переменам.

2.3 Групповые причины

К групповым причинам стресса относятся следующие:

- работник не может чувствовать себя членом коллектива (из-за того, что его не принимают в свои ряды другие члены рабочей группы, либо из-за ограничений, связанных со спецификой работы, в том числе, когда руководитель не допускает или препятствует этой возможности);

- несовместимость некоторых характеристик личности работника, к примеру, его ценностей, личных целей, с социально одобряемыми в его рабочей группе; потребности, нужды и ценности работника являются социально неприемлемыми и неадекватными в рабочей группе.

Выводы

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стресс, особенно если он возникает часто и в течение длительного периода, оказывает негативное влияние не только на психическое состояние человека, но и на его физическое здоровье. Он представляют собой основной фактор риска проявления и обострения таких заболеваний, как сердечно-сосудистые заболевания и заболевания желудочно-кишечного тракта.


Некоторые стрессовые ситуации в жизни возможно предвидеть. Например, изменение этапов развития и формирования семьи или биологически детерминированные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации являются неожиданными и непредсказуемыми, они случаются внезапно: несчастные случаи, стихийные бедствия, смерть родственника. Есть еще ситуации, вызванные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий: смена места жительства, смена места работы, развод и т.п. Любая из этих ситуаций может вызвать психическое расстройство.

В этом смысле человеку нужны хорошие адаптационные навыки, которые помогут ему пережить самые сложные жизненные ситуации, выдерживая самые суровые испытания. Мы сами можем развивать в себе эти адаптивные навыки и оттачивать их с помощью различных упражнений.

Вышесказанное подтверждает, что анализ стрессогенных причин у работников конкретной организации, является одной из важнейшей задачей руководства.

3. Диагностика стресса

Исследователи предлагают специальные способы объективного измерения стресса в зависимости от его влияния на здоровье, работоспособность и моральное состояние. Различные опросники отражают разные понятия стресса, особенно в зависимости от того, на какую из его сторон обращается особое внимание.

Поскольку основные жизненные события действуют как факторы, повышающие уровень стресса, то изучение начали с них. Одним из наиболее ранних инструментов для диагностики стресса в терминах событий жизни, разработанная Томасом Холмсом и Ричардом Райхом, была шкала социальной адаптации, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности (см. Приложение А). Холмс и Райх (Раге) обнаружили, что сильное стрессогенное влияние оказывают такие негативные события, как увольнение с работы, развод или смерть близкого человека. В то же самое время они показали, что позитивные события, например поступление в учебное заведение, повышение служебной должности или женитьба, также оказывают стрессогенное воздействие. В силу этого наиболее важным фактором, с точки зрения данного подхода, стала общая величина различных жизненных изменений (и позитивных и негативных), и величина приспособительных усилий, которые они предполагают. Многочисленные исследования показали, что увеличение интенсивности жизненных воздействий, измеряемое данной шкалой, связано с началом различных заболеваний: внезапными сердечными приступами, диабетом, хроническими заболеваниями и многими другими проблемами со здоровьем.


Повседневные неурядицы могут оказать более сильное влияние на настроение и состояние здоровья, чем крупные жизненные неприятности. Исследования показывают выраженную зависимость между повседневными неурядицами и психологическим и физическим здоровьем: люди, страдающие от частых и интенсивных неурядиц, имеют самое слабое здоровье.

Иной подход к оценке житейского стресса состоит в измерении «глобального», или общего и всепроникающего, стресса в жизни человека. Один из примеров этого подхода — шкала воспринимаемого стресса, приведенная в Приложении Б.

В данной методике опрашиваемые не выбирают оценку определенного стрессогенного события, а оценивают, в какой степени требования их сегодняшней жизненной ситуации превышают их способность адекватно реагировать на них. Исследования показали, что шкала воспринимаемого стресса позволяет лучше предсказывать физические и психологические расстройства, чем шкалы жизненных событий.

4. Личностные и ситуационные факторы

Переживание стресса всегда сопряжено с влиянием различных личностных и ситуационных обстоятельств. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

То, как мы воспринимаем обстоятельства, может сделать их более или менее стрессогенными. Одни люди воспринимают критику своей работы как личное оскорбление, раздражаются и тратят огромное количество энергии, пытаясь защищаться. Другие могут воспринять аналогичное замечание как необходимость улучшить свою работу, и, следовательно, испытают меньший стресс. Многое зависит от наших личностных особенностей. Люди, страдающие от внутренних сомнений, пониженного самоуважения, подозрительные могут искаженно истолковывать даже самые обычные требования повседневной жизни как стрессогенные. Люди другого склада, в силу своего характера также чаще страдают заболеваниями стрессогенного происхождения. Люди этого типа склонны активно соревноваться с другими, предъявляя к себе и другим самые строгие требования. Кроме того, они отличаются нетерпеливостью. В результате такие личности держат себя в состоянии постоянного стресса и более склонны к возникновению сердечных расстройств.

Дистресс может быть вызван предубеждением, особенно когда человек чувствует, что оказывается в меньшинстве. Другим фактором, способствующим дистрессу, является вред, который нам наносится из-за нашей принадлежности к определенной группе. Проведенные эксперименты показали, что «белые вороны» (индивиды, которые выделялись из группы, например, медбрат, работающий в окружении одних медсестер, или студент негр в группе, состоящей из одних белых учащихся) имели худшие результаты, чем остальные члены группы. Предполагаю, что внимание и время, которое должно было пойти на решение задачи, тратилось «белой вороной» на выработку линии поведения в группе. Иными словами, дистресс, связанный с выпадением из общего правила, снижает качество работы «белых ворон».


Стресс могут вызвать и многие другие ситуационные факторы. При этом наиболее сильное влияние может оказать комбинированный эффект различных жизненных изменений. Например, болезнь ребенка одновременно со сложностями на работе вызовет гораздо больший стресс, чем каждая из этих неприятностей сама по себе. Сильными стрессогенными факторами являются непредсказуемые события, например, дорожные происшествия. Угроза телесных повреждений также усиливает стресс. Это испытывают на себе люди, попадающие в заложники, или военные в ходе боевых действий. Состояние повышенной бдительности, которое постоянно требуется от представителей некоторых профессий, например, авиадиспетчеров, космонавтов, работников, обслуживающих атомные реакторы, также становится все более распространенной причиной стресса. Ключевыми факторами стресса в стрессогенной ситуации являются недостаток контроля и чувство собственной никчемности. Исследования рабочих, чья деятельность предъявляет высокие психологические требования, но мало возможностей принятия решений или контроля за своей работой (например, официанты или сборщики на конвейере), в пять раз чаще страдают от коронарной сердечной недостаточности, чем рабочие, имеющие больше возможностей контролировать свою деятельность (см. рисунок 4.1).

Рисунок 4.1. Стрессогенность различных видов профессиональной деятельности.

Для того чтобы успешно справляться со стрессом, необходимо научиться тому, что можно сделать перед лицом самых трудных ситуаций.

5. Реакции на стресс

Состояние стресса проявляется целым рядом различных симптомов. Одно из наиболее распространенных проявлений стресса, состоит в повышенной нервозности, тревожности и повышении кровяного давления. Некоторые люди страдают от связанных с повышенным кровяным давлением головных болей. Часть людей говорит, что стресс проявляется в гневливости и раздражительности по отношению к другим. Некоторые отмечают, что стресс заставляет их падать от усталости. У кого-то стресс вызывает чувство депрессии.

Другие симптомы стресса — это боли в мышцах, в желудке, общая подавленность, бессонница или расстройства сна, учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, непреодолимое влечение к еде или потеря аппетита, чувство фрустрации (переживания неодолимой преграды), слезы, крики и вопли.


Многие из этих симптомов являются частью физиологической реакции на стресс, которая носит автоматический, врожденный характер, и мы не можем оказать на них почти никакого влияния. Однако в определенной степени типичные проявления стресса возникают из нашей психологической реакции на события, которая больше зависит от нашего восприятия мира и от нашей способности взаимодействовать с ним.

Г. Селье проводил аналогию между тремя фазами стресса (реакция тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения) и этапами жизни человека: детством, зрелостью и старостью. Большинство стрессов заканчиваются уже на первой стадии, что способствует мобилизации организма и решению возникшей проблемы. Однако при более длительном воздействии стрессора у человека диагностируются чёткие признаки стрессового напряжения. Стресс может принимать хроническую форму.

Шеффер выделяет 15 признаков стрессового напряжения: невозможность сосредоточиться на чем-то; частые ошибки в работе; ухудшение памяти; частое возникновение чувства усталости; мысли часто «улетучиваются»; периодические боли (голова, спина, область желудка); повышенная возбудимость; очень быстрая речь; отсутствие радости от работы; потеря чувства юмора; увеличение числа выкуриваемых сигарет; обращение к алкоголю; постоянное ощущение недоедания; потеря аппетита, вкуса к еде; невозможность вовремя закончить работу.

В целом симптомы стресса можно разделить на группы: физиологические, когнитивные, эмоциональные, поведенческие.

Физиологические – головные боли, сердцебиение, утомление, спазмы, обмороки, частые простудные заболевания, грипп, инфекции и пр.

Когнитивные – ухудшение восприятия, снижение концентрации внимания, ослабление кратковременной и долговременной памяти, потеря инициативы, постоянные негативные мысли, импульсивность мышления, поспешность в принятии решений.

Эмоциональные – раздражительность, беспокойство, болезненная мнительность, подверженность приступам гнева, неудовлетворенность работой, резкое снижение степени удовлетворенности личности жизнью, депрессия.

Поведенческие – ухудшение взимоотношений в семье, нерациональное распределение времени, чрезмерная занятость, интенсивное курение, употребление алкоголя, пренебрежение отдыхом, возникновение речевых проблем, уклончивость в поведении и пр.

5.1 Физиологические реакции