Файл: Акцизы (Аспекты акцизного налогообложения в России и за рубежом).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Аспекты акцизного налогообложения в России и за рубежом
1.1. Понятие и элементы акцизного налога
1.2. Опыт применения акциза в рамках ЕАЭС
2. Анализ тенденций акцизного налогообложения
2.1. Анализ поступлений от акцизов в доход федерального бюджета
2.2. Анализ налоговой политики на табачную продукцию
3. Проблемы и перспективы развития акцизного налогообложения
3.1. Проблемы в области акцизного налогообложения
Министр промышленности и торговли Д.Мантуров заявил, что его ведомство не относится негативно к подобной идее, «Я поддерживаю в целом здоровый образ жизни, если на вредные продукты будут вводиться дополнительные сборы стимулирующие население покупать полезные продукты, в этом ничего плохого нет», - добавил министр.
Глава Министерства сельского хозяйства Ткачев отметил, что его ведомство поддерживает введение акцизов на пальмовое масло и газировку.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам А. Тарнавский заявил газете «Взгляд», что «если и претворять в жизнь обсуждаемую идею, то очень осторожно», депутат раскритиковал правительство, за стремление собрать дополнительные деньги в любых сферах и любой ценой.
В Минфине заявили, что дополнительное налогообложение «вредных» продуктов оправданно, поскольку не только пополнится казна, но и появится возможности ограничить потребление не самых полезных для здоровья продуктов.
По данным Росстата за 11 месяцев 2017 года импорт пальмового масла в России вырос на 23,6% , в период с января по ноябрь 2016 года в Россию ввезли 794 тыс. тонн пальмового масла, пик поставок пришёлся на ноябрь, когда импорт вырос сразу на 13,2%.
Однако темпы потребления пальмового масла в России, скорее всего, будут расти и дальше, ведь альтернативы у российской пищевой промышленности почти не осталось – ввозить качественное сырье или готовые продукты из Европы и США нельзя, а о небывалом росте поголовья отечественных коров и надоев не слышно. Поэтому отечественная промышленность от введения акциза на пальмовое масло непременно пострадает, и первыми под удар попадут производители кондитерских изделий и прежде всего шоколада.
В целом же аналитики и экономисты отмечают положительное влияние от введения акциза на пальмовое масло: поступления в бюджет вырастут. Однако многие опасаются того, что введение акциза приведёт к росту цен, так как техническое пальмовое масло применяется при производстве очень многих продуктов и введение акциза незамедлительно скажется и на их цене. Акциз увеличивает стоимость конечного продукта.
Как известно, значительную долю в доходной части бюджета занимают акцизы от реализации алкогольной продукции. Причем акцизный сбор должен наполнять не только доходную часть бюджета, но и быть действенным инструментом по легализации всей алкогольной отрасли. О необходимости решения данной проблемы много было сказано на различных уровнях, однако, изменений к лучшему пока не происходит и этот вид бизнеса остается наиболее криминализованным[10 ,с.375].
Одним из аспектов в оценке эффективности применения ставок акцизов является их размер. Таким образом, когда налоговая ставка достигает определенного уровня, снижается предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы, вследствие чего часть налогоплательщиков переходит из «легального» в «теневой» сектор экономики.
Падение производства легальных производителей, которые платят налоги, легко и быстро дополняется продукцией «теневиков». В результате бюджет страны не получает потенциально высоких доходов, ухудшается структура потребляемой населением продукции, и как следствие - рост смертности, преждевременное сокращение экономически активного населения, ухудшение генофонда.
При рассмотрении динамики изменения акцизного налогообложения, выявлено, что с каждым годом ставки акциза на алкогольную продукцию заметно повышаются, при этом, потребление алкогольной продукции также растет. Из-за увеличения розничных цен на спиртные напитки, потребители, обремененные своим финансовым положением, повернулись в сторону более дешевой нелегальной продукции, которую далеко не всегда отличает высокое качество.
Еще одной проблемой акцизного налогообложения является идентификация импортного вина, т.к. налоговое законодательство не разъясняет, какой алкоголь считается натуральным. Из-за этого возникают трудности исчисления и уплаты акциза (недобросовестные участники внешней торговли могут снизить таможенные платежи, путем предоставления ложных сведений о продукции, а затем такая такой товар будет облагаться акцизом по минимальной ставке), таможенного контроля, что может привести к попаданию на внутренний рынок суррогатов.
В России существует также проблема повышения акцизов на табачную продукцию, целью чего является борьба с курением. Повышение акцизов, а, следовательно, и цены на табачные изделия, приведет не к пополнению бюджета, а к появлению контрафактных товаров. Повышение ставок акциза объясняется ростом расходов на здравоохранение, так как табачная продукция приводит к ухудшению здоровья, и курильщики обращаются за соответствующим лечением. С целью повышения эффективности акцизного налогообложения необходимо повышать ставки на данный вид товаров, но так, чтобы они соответствовали покупательной способности граждан, и необходимо контролировать развитие теневого рынка.
Еще одной проблемой акцизного налогообложения, является проблема в отношении нефтепродуктов и энергоносителей. Экспорт нефти является важным источником пополнения бюджета России, но для внутреннего потребителя до сих пор цена на нее выше, чем для внешнего. Постоянное повышение ставок акциза на бензин может привести к росту уровня инфляции. Необходимо реформировать акцизную политику нефтепродуктов. Завышенные цены на бензин заставляют население использовать старые машины, покупать больше автомобилей, что влечет за собой причинение вреда экологии. Хотя транспортная инфраструктура слабо развита. Расходы на транспорт и дорожное хозяйство составляют 3,8% от ВВП, к 2020 году планируется повысить эти расходы до 4-4,5%, но этого не достаточно для создания эффективной транспортной системы. Поэтому и растут ставки акциза на бензин, чтобы развивать дорожное строительство и т.п. Дифференциация ставок налога в зависимости от класса бензина способствует сглаживанию неравенства доходов граждан. Но если постоянно повышать налог, то вместе с повышением доходов бюджета, это приведет и к ужесточению социальной напряженности, снижению уровня жизни населения.
Государственная Дума одобрила законопроект, предусматривающий повышение ставок акциза на бензин 5 класса и дизельное топливо. С 2018 года ставки акциза на автомобили возросли не только в зависимости от мощности двигателя, но также с этого года вводится новая дифференциация акцизов для мощных машин. Теперь появятся новые категории: 200-300 л.с., 300-400 л.с., 400-500 л.с. и свыше 500 л.с. Эти сборы платят организации и индивидуальные предприниматели, которые импортируют машины. Внутри страны акцизы уплачивают производители и учитывают их в стоимости своей продукции.
По данным Министерства финансов изменение ставок на бензин и топливо необходимо для ускорения темпов строительства дорог, развития инфраструктуры регионов. Дополнительные средства планируется направить на новые дороги и инфраструктуру в Крыму, в Калининграде и н а Дальнем Востоке. Доля акцизов в цене реализации бензина и топлива не превышает 20%. Также с 2018 года осуществляется дифференциация ставок акцизов на табачные изделия, электронные сигареты и никотиновые жидкости, средние дистилляторы, этиловый спирт, алкоголь.
К настоящему времени имеется острая проблема, связанная с задолженностью по оплате акцизного налога. По сравнению с 2013 годом в 2017 году задолженность выросла почти в 1,8 раза, что говорит о достаточно низкой собираемости акцизного налога и неэффективности налоговой политики государства (табл. 5).
Таблица 5 – Объем выпуска подакцизных товаров и задолженность по ним перед всеми уровнями бюджета [21]
Вид выпускаемого подакцизного товара/период |
Объем задолженности в 2013 году |
Объем задолженности в 2014 году |
Объем задолженности в 2015 году |
Объем задолженности в 2016 году |
Объем задолженности в 2017 году |
Спирт этиловый из всех видов сырья |
453,4 млн. руб. |
557,44 млн. руб. |
781,7 млн. руб. |
943,9 млн. руб. |
1262,25 млн. руб. |
Табачная продукция |
60,4 млн. руб. |
131,16 млн. руб. |
195,4 млн. руб. |
269,7 млн. руб. |
420,75 млн. руб. |
Автомобили легковые и мотоциклы |
544,1 млн. руб. |
688,61 млн. руб. |
938,1 млн. руб. |
980 млн. руб |
1314,8 млн. руб. |
Автомобильный бензин |
362,7 млн. руб. |
459,07 млн. руб. |
703,6 млн. руб. |
1168,7 млн. руб. |
683,7 млн. руб. |
Прямогонный бензин |
272,09 млн. руб. |
327,9 млн. руб. |
351,8 млн. руб. |
674,2 млн. руб. |
315,5 млн. руб. |
Дизельное топливо |
846,52 млн. руб. |
852,5 млн. руб. |
899,04 млн. руб. |
314,6 млн. руб. |
1051,8 млн. руб. |
Основную проблему представляет низкая собираемость акцизного налога, злостное уклонение предприятий от исполнения обязанностей перед бюджетом. К тому же в качестве причины роста задолженности перед бюджетом является внедрение принципа уплаты суммы акциза авансом, что ведет к нарушению сроков и дефициту в бюджетах всех уровней.
Итак, проблема акцизной политики достаточно противоречива и в теоретическом и практическом плане. Она имеет важное государственное значение и касается многих направлений экономической работы на всех уровнях управления, как федеральном, так и региональном.
3.2. Пути совершенствования акцизного налогообложения
В целях улучшения ситуации на рынке алкогольной продукции необходимо от преимущественно административных мер перейти главным образом к экономическим методам регулирования этого рынка. В числе первоочередных задач, по мнению Счетной палаты, должен быть пересмотр акцизной политики в этой сфере. Следует отказаться от ежегодного увеличения ставок акцизов на алкогольную продукцию.
Криминогенная обстановка в сфере производства и реализации алкогольной продукции остается сложной. Кроме этого ситуация усугубляется еще одой стороной производства фальсифицированной алкогольной продукции - использование поддельных акцизных марок. На рынке оборота алкогольной продукции обращается огромное количество поддельных марок, что значительно снижает эффективность контроля за объемом выпускаемой алкогольной продукции[8, c.259].
В качестве основных направлений реформирования механизмов контроля производства и оборота алкогольной продукции в целях борьбы с нелегальной продукцией можно назвать следующие: совершенствование существующей Единой государственной автоматизированной информационной системы, предназначенной для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; расширение полномочий субъектов Российской Федерации и некоммерческих саморегулируемых общественных организаций (ассоциаций) производителей винограда и вина.
Как известно, основная часть акцизов зачисляются в бюджеты субъектов РФ. Но постоянные изменения в акцизном обложении обуславливают значительные колебания в доле доходов бюджетов субъектов федерации за счет акцизов от подакцизных товаров.
Общая сумма поступлений от акцизов в федеральный бюджет составляет около 7 % от всех перечисленных поступлений.
Многие субъекты РФ вводят дополнительные меры для того, чтобы стимулировать продажу продукции местного производства.
Подобная система стимулирует не только региональный сепаратизм, но и уход от налогов ряда производителей. Поэтому основная часть проблем, связанных с нелегальным производством, заключается не только в ставках акциза, но и в системе их начисления и их межбюджетном распределении.
Увеличение ставок акцизов в очередной раз усугубит все существующие проблемы. Так, разрыв между стоимостью легальной продукции и стоимостью нелегальной будет только увеличиваться, общая сумма сборов от поступления акцизов - снижаться. Именно поэтому абсурдность повышения ставок очевидна.
Таким образом, существующий подход к акцизной политике полностью себя исчерпал. Неверность этого подхода давно доказана как историей, так и статистикой. По нашему мнению, корень решения существующих проблем лежит в изменении межбюджетного распределения акцизов. Необходимо, чтобы субъекты РФ были одинаково заинтересованы как в поступлении акцизов от местного производителя, так и в поступлении акцизов от продукции из других регионов. Необходимо либо изменить соотношение поступлений от акцизов на алкогольную продукцию в бюджеты субъектов РФ и в федеральный бюджет, либо заменить акцизные поступления в бюджеты субъектов РФ поступлениями большей доли налога на прибыль организаций. Перспективно также в счет компенсации «выпадающих» доходов бюджетов субъектов РФ заменить акцизы частью НДС. Акцизы на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию должны зачисляться в федеральный бюджет.
Выводы
Основную проблему представляет низкая собираемость акцизного налога, злостное уклонение предприятий от исполнения обязанностей перед бюджетом. К тому же в качестве причины роста задолженности перед бюджетом является внедрение принципа уплаты суммы акциза авансом, что ведет к нарушению сроков и дефициту в бюджетах всех уровней.
Итак, проблема акцизной политики достаточно противоречива и в теоретическом и практическом плане. Она имеет важное государственное значение и касается многих направлений экономической работы на всех уровнях управления, как федеральном, так и региональном.
Тем не менее, на сегодняшний день в специальной литературе не существует категоричных утверждений об отказе от акцизов, т.к. фактически отсутствует альтернатива данному стабильному источнику формирования бюджета.