Файл: Акцизы (Аспекты акцизного налогообложения в России и за рубежом).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Аспекты акцизного налогообложения в России и за рубежом
1.1. Понятие и элементы акцизного налога
1.2. Опыт применения акциза в рамках ЕАЭС
2. Анализ тенденций акцизного налогообложения
2.1. Анализ поступлений от акцизов в доход федерального бюджета
2.2. Анализ налоговой политики на табачную продукцию
3. Проблемы и перспективы развития акцизного налогообложения
3.1. Проблемы в области акцизного налогообложения
2. Анализ тенденций акцизного налогообложения
2.1. Анализ поступлений от акцизов в доход федерального бюджета
Рассмотрим основные тенденции акцизного налогообложения за период 2015-2017 г. (табл. 2).
Таблица 2 – Поступления от акцизов на товары производимые на территории Российской Федерации в доход федерального бюджета за период 2015-2017 г. [22]
Год |
Сумма поступивших доходов от акцизных налогов (млрд. руб.) |
Отклонение (%) |
Абсолютные измения (млрд. руб.) |
2015 |
523,9 |
||
2016 |
632,2 |
21 |
108,3 |
2017 |
909,6 |
43,9 |
277,4 |
Графически данная тенденция выглядит следующим образом (рис. 2)
Рисунок 2– Динамика поступлений от акцизов на товары производимые на территории Российской Федерации в доход федерального бюджета за период 2015-2017 гг.
Как видно, сумма поступлений от акцизных налогов имеет тенденцию к росту.
Рост данных поступлений обусловлен следующими факторами:
- За счет увеличения объемов реализации подакцизной продукции (табачной, нефтепродуктов);
- Увеличение перечня подакцизной продукции;
- Изменение специфических ставок акцизов по подакцизным товарам.
Однако, доля акцизов в структуре налоговых доходов Федерального бюджета снижается (рис. 3).
Рисунок 3 – Доля поступлений акцизов в структуре налоговых доходов федерального бюджета в период с 2015 по 2017 год (в %)[Составлено с использованием 22]
Доля поступления акцизов в федеральный бюджет в период с 2015 по 2017 год уменьшилась на 6 процентов. Составив в 2015 году 20 %, а в 2017 году - 14 %. Это вызвано увеличением поступлений других налогов в федеральный бюджет, в частности налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и налога на прибыль организации.
В 2017году производители спиртного крепостью больше 9% заплатили 164 млрд. рублей акцизов. Больше всего средств от алкогольных акцизов получают Татарстан (за 2017 год, на него приходится 16,8% производства водки в стране), Московская область (13,2%) и Мордовия (5,7%).
Основную долю поступления акцизов за период 2017 года дают следующие товарные группы (рис. 4):
Рисунок 4 – Доля поступления акцизов с различной продукции
Наибольший удельный вес в структуре акцизных поступлений имеют бензин автомобильный и табачные изделия.
2.2. Анализ налоговой политики на табачную продукцию
Динамика акцизных сборов остаётся положительной и общий размер уплаты акцизного сбора табачными компаниями за произведенную продукцию в стране, по итогам 2016 г., достиг рекордной суммы - 466,9 млрд руб. Сумма табачных акцизов в 2016 г. превышает акцизные поступления в 2015 г. на 77,5 млрд руб. По сравнению с 2010 г. акцизные поступления в 2016 г. увеличились на 365,8 млрд руб. или в 4,6 раза, по сравнению с 2008 г., поступления табачных акцизов увеличились в 8,5 раза (рис. 4).
Рисунок 4 – Динамика сбора акцизов на табачную продукцию в России, млрд. руб. [20 ,с.308]
Минимальная ставка акциза на табачную продукцию, по данным Минфина, увеличилась в 2017 г. по сравнению с 2007 г. в 18 раз, а ежегодная индексация сигаретных акцизных ставок в этот период составила от 23 до 59 % Продолжению тенденции роста суммы акцизных сборов способствуют ежегодные индексации акцизных сборов(Приложение 1).
В настоящее время принят Федеральный закон от 30.11.2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий рост акцизов, а также расширение списка подакцизных товаров в 2017-2019 гг.. Акцизы на табачную продукцию существенно выросли, нагреваемый табак также стал подакцизным товаром.
Общие поступления акцизного сбора от импортеров табачных изделий в 2016 г. также достигли максимального значения – 16312,4 млн руб. Поступления от акцизного сбора в 2016 г. увеличились по сравнению с 2015 г. на 9355,9 млн руб. Сумма акцизного сбора от импортёров табачных изделий в 2016 г. увеличилась по сравнению с акцизными поступлениями 2010 г. на 14561,6 млн руб. или в 9,3 раза (рис. 5).
Рисунок 5 – Динамика сбора акциза, поступивших от российских импортеров табачной продукции, млн. руб. [20,с.309]
Анализируя особенности развития табачного рынка, отметим, что дальнейшее повышение акцизов может привести к росту распространения нелегальной табачной продукции. По последним исследованиям, две трети нелегальной продукции, потребляемой в России, составляют сигареты, ввезённые контрабандой. В силу значительной разницы в ставках акцизов государств Евразийского экономического союза, партнёры по ЕАЭС являются основными странами по поставкам нелегальной продукции в Россию. Так, в 2016 г. в России действовал акциз 1,68 тыс. руб. за 1 тыс. сигарет, в Казахстане – 947 руб., а в Белоруссии – 495 руб. Отсутствие пограничного контроля внутри стран сообщества, разница в ценах, отсутствие серьезных штрафов за торговлю нелегальными сигаретами делают этот бизнес крайне привлекательным, что негативно сказывается на экономике российского рынка. Резкое повышение налогов, опережающее рост доходов населения, становится катализатором нелегальных продаж. Нелегальная торговля оказывает огромное влияние на экономику, ведет к существенному снижению налоговых поступлений, тормозит экономическое развитие, лишает законопослушные компании стимулов инвестировать средства в производство, инновации, торговлю и негативно сказывается на уровне занятости населения. По оценкам, в России на долю нелегальной табачной продукции приходится от 2 до 5 % от общего объёма рынка. По оценкам Минфина РФ, доля нелегальной табачной продукции составляет около 2 %.
Законодательные нормы и предписания в сфере табачной промышленности продолжают ужесточаться. Минздрав подготовил концепцию по борьбе с курением до 2022 года и последующий период. Новая цель Минздрава – понизить потребление табака до 25 % к 2022 г. Предлагается поэтапно повышать табачные акцизы до среднеевропейского уровня, снизить потребление табака на рабочем месте, запретить курение на всех видах транспорта, подземных переходах, остановках, в трёх метрах от входа в торговые центры и в личных авто в присутствии детей. А также – лечить табачную зависимость в рамках ОМС, приравнять электронные сигареты к обычным со всеми вытекающими из этого запретами и больше пропагандировать вред курения.
Предлагаемые Минздравом меры по борьбе с курением вызывают возражения у некоторых ведомств и общественных организаций. Основной предмет разногласий – повышение акцизов. Лечение табачной зависимости по ОМС, запрет курения вейпов и кальянов и ответственность за исполнение концепции тоже вызывает вопросы. После обсуждения на круглом столе в Госдуме Концепцию противодействия потреблению табака на 2017-2022 годы направили на повторное согласование в федеральные органы исполнительной власти.
В связи с развитием в стране противокурительной пропаганды, необходимо предпринять ряд мер, направленных на борьбу с нелегальным производством и оборотом табачной продукции. В их числе: усиление контроля за розничными продажами путем лицензирования точек, введение электронных отчетов для контроля за оборотом такой продукции, ужесточение ответственности за оборот немаркированных или контрафактных сигарет, гармонизация акцизной политики со странами партнерами по ЕАЭС. Урегулирование налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств ЕАЭС станет важным шагом на пути к созданию единого рынка табачной продукции через гармонизацию ставок акцизов. Следует учитывать, что выпуск табачных изделий последние годы сокращается и динамика акцизных поступлений, исходя из опыта других стран, не может оставаться положительной за счёт ежегодных индексаций акцизных сборов, что создает экономические предпосылки для контрабанды и контрафакта продукции.
Выводы
Оосновная часть акцизов зачисляются в бюджеты субъектов РФ. Но постоянные изменения в акцизном обложении обуславливают значительные колебания в доле доходов бюджетов субъектов федерации за счет акцизов от подакцизных товаров.
Общая сумма поступлений от акцизов в федеральный бюджет составляет около 7 % от всех перечисленных поступлений.
Таким образом, можно сказать, что акцизы всегда занимали весомое место в совокупных налоговых поступлениях. Акцизы можно считать не только существенным источником доходов федерального бюджета, но и эффективным способом влияния на цену отдельных видов товаров. Государство может изменять ставки акцизы, что оказывает влияние на уровень потребления социально вредных товаров или позволяет снизить импорт отдельных товаров. Так, например, большую роль в системе косвенного налогообложения играют акцизы, которые взимают на таможне (особый порядок обложения ввозимых товаров, услуг из стран дальнего и ближнего зарубежья).
3. Проблемы и перспективы развития акцизного налогообложения
3.1. Проблемы в области акцизного налогообложения
Порядок исчисления и уплаты акциза предусмотрен главой 22 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Многочисленные изменения, вносимые в указанную главу, свидетельствуют о том, что система акцизного налогообложения в РФ является достаточно сложной и громоздкой. В следствие непостоянства налоговой системы возникают трудности при исчислении и уплаты налога, определения налоговой базы и методов начисления налога. Необходимо усиление контроля налоговых органов за деятельностью организаций.
К одной из главных проблем налогообложения относится достижение оптимальной величины собираемых налогов. Факторами, отрицательно влияющими на сбор косвенных налогов, являются: спад производства, тяжелое финансово-экономическое положение предприятий, предоставление различных льгот и отсрочек, нелегальное уклонение от уплаты[15 ,с.361].
Использование акцизов с целью «отучить» население от вредных привычек привело к росту их ставок. Следствием этого явилось быстрое развитие нелегального производства алкоголя, который наносит еще больший вред здоровью населения страны. Еще одной проблемой, связанной с акцизами, являются трудности, возникающие при импорте алкогольной продукции, в частности- идентификации вин. Это происходит в связи с отсутствием в НК РФ пояснений того, какая продукция является натуральной, то есть главной причиной является недоработка некоторых статей Налогового Кодекса РФ, их противоречие или не достаточная точность определения.
Проблемы акцизной политики возникают и в области нефтепродуктов и энергоносителей. Нефть является важным источником пополнения бюджета страны, однако постоянное изменение ставок акцизов на бензин может привести к росту инфляции.
Доходность и стабильность всех сфер жизни общества – главная цель любого государства. С увеличение ставок акцизов происходит увеличение доходов, поступающих в бюджет и увеличение влияния на всех участников рыночных отношений, однако этот процесс в конечном итоге может иметь отрицательные последствия для экономики. Именно поэтому, поступление доходов, рост налоговых поступлений должны обеспечиваться за счет экономического роста, а не за счет ужесточения налогового режима. Только в таком случае станет возможен подъем экономики страны.
Еще одной проблемой в сфере акцизного налогообложения является давно обсуждаемый акциз на пальмовое масло.
Минсельхоз, Минздрав, Минпромторг, отдельные представители Общественной палаты, «Единой России» и бизнес - сообщества поддержали идею ввести акцизы на вредные товары, как чипсы, газировка и пальмовое масло. Однако, есть сомнения, как во вредности подобных продуктов, так и в экономическом смысле данной инициативы.
Если инициатива будет принята правительством, розничные цены на многие продукты (маргарин, кондитерские, хлебобулочные и макаронные изделия и т.д.), в состав которых входит пальмовое масло, поднимутся на 1520%[15 ,с.170].
В Госдуме предлагают пальмовое масло запретить совсем, либо предупреждать покупателя о наличии пальмового масла в продукте, но заменить пальму в продуктах пока в России нечем.
По всему миру пальмовое масло присутствует в каждом шестом продукте питания. Почти все страны используют его, например, в Европе пальма составляет 30% масложировой продукции.
Россия - не исключение. И если пальма исчезнет с рынка, то закроется 50% кондитерских производств, а большинству населения молочные продукты станут недоступны. Российский производитель не сможет заменить пальмовое масло аналогами.
Не будем спорить о пользе и вреде данного продукта, остановимся исключительно на использовании пальмового масла. В России не хватает сливочного масла (спрос значительно выше предложения), возросло потребление кондитерских изделий и молочных продуктов и пока людям будут доступны продукты, которые раньше они не могли купить, говорить об ограничении продуктов с жирами бесполезно, даже ради здоровья.
Идею о введении акцизов поддержал президент Владимир Путин. Глава Минздрава Вероника Скворцова назвала введение акцизов «одним из самых эффективных механизмов борьбы с вредными бытовыми привычками». Эксперты считают, что это позволит залатать «финансовые дыры» в федеральном бюджете, но не снизит уровень потребления вредных продуктов.