Файл: Акцизы (Аспекты акцизного налогообложения в России и за рубежом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, законодательством предусмотрена уплата авансовых платежей акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции до приобретения (закупки) этилового спирта или до совершения операции, предусмотренной подп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ. Авансовый платеж акциза уплачивается не позднее 15-го числа текущего налогового периода исходя из общего объема этилового спирта, закупка (передача), ввоз в Российскую Федерацию с территорий государств – членов ЕАЭС которого производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции будет осуществляться в налоговом периоде, следующем за текущим налоговым периодом[2].

Для уплаты акцизов налогоплательщики по общему правилу обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, в которых они состоят на учете, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Можно условно утверждать, что законодатель, как правило, определяет в качестве подакцизных товары, пользующиеся повышенным спросом (и не только на стадии конечного потребления). Галкина Е. А. характеризует акциз как форму изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров со значительной разницей между ценой, определяемой потребительской стоимостью, и фактической себестоимостью[13 ,с.261].

Примечательно и то, что ни один из товаров, относящихся к подакцизным, не указан в перечне продуктов питания, приведенном в Федеральном законе от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», вследствие чего «потребительские» подакцизные товары обычно не являются жизненно необходимыми. С точки зрения Агапцова С., практика налогообложения выработала основные критерии выбора товара для акцизного обложения: [8, с.172]

- широкий круг потребителей (обеспечивает базу налогообложения);

- не относится к предметам первой необходимости (не создает социальной напряженности);

- производство сосредоточено у относительно небольшого числа лиц (облегчает контроль за производством и реализацией);

- невысокая себестоимость производства (акцизная надбавка не слишком ограничивает спрос на товар).

Можно добавить и такое соображение: в настоящее время государство, как правило, строго регулирует неналоговыми методами производство (ввоз) подакцизных товаров в "предпринимательских" объемах, что в т.ч. и создает относительно небольшое число налогоплательщиков акциза.


Кроме того, с течением времени законодатель по разным соображениям может пересматривать свою позицию относительно того, какие именно товары следует относить к подакцизным. Так, в ст. 4 Федерального закона «Об акцизах» (утратил силу) в качестве подакцизных товаров ранее были установлены ювелирные изделия, которые в настоящее время акцизом не облагаются. В СССР в 1922 - 1927 годах подакцизными товарами наряду с алкоголем были сахар, соль, чай, кофе, спички, папиросные гильзы и бумага, свечи, текстильные изделия, резиновые галоши. А.В. Брызгалин приводит сведения о том, что в Англии в течение 20 лет существования республики при Оливере Кромвеле (1599 - 1658) было введено до 200 видов акцизов, при чем обложению подвергались самые экзотические объекты, например, коробки для масла или даже соломенная труха.

Таким образом, объектом налогообложения «внутренним» акцизом в основном являются действия (деятельность) налогоплательщиков по реализации произведенных ими подакцизных товаров. Иными словами, акцизы в общем случае платит производитель подакцизных товаров, а не те лица, которые данные товары впоследствии перепродают (т.е. сумма акциза в цене товара при его перепродаже не изменяется, а НДС, в силу п. 1 ст. 154 НК РФ, при перепродаже подакцизных товаров исчисляется из стоимости товаров с учетом акциза). Соответственно, при перепродаже подакцизных товаров НДС начисляется в том числе и на акциз, присутствующий в цене подакцизных товаров[2].

1.2. Опыт применения акциза в рамках ЕАЭС

В государствах-участниках Евразийского экономического союза действуют ставки акцизов как для подакцизных товаров, произведенных на территории государства, так и для подакцизных товаров, ввозимых на территорию государства и (или) реализуемых на территории государства.

Рассмотрим мировой опыт применения акцизов на примере стран-участниц Евразийского экономического союза.

Налоговое законодательство Республики Беларусь предполагает невысокие ставки акциза в виде установленной суммы в белорусских рублях на физическую единицу товара, то есть твердые (специфические) ставки[4].

Приложение 1 к Налоговому кодексу Республики Беларусь предусматривает дифференциацию ставок акцизов (белорусских рублей за единицу налогообложения) в зависимости от даты взимания налога. Например, акциз на масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей с 1 января по 30 июня составляет 312,50, а с 1 июля по 31 декабря - 327,50 белорусских рублей.


Основные категории товаров, облагаемых акцизом, схожи с категориями подакцизных товаров, установленных законодательством Российской Федерации.

От обложения акцизами освобождаются: 1) экспортируемые подакцизные товары; 2) реализуемые (передаваемые) конфискованные и (или) бесхозяйные подакцизные товары, подакцизные товары, от которых произошел отказ в пользу государства; 3) спирт, отпущенный для производства лекарственных средств.

Законодательство Республики Казахстан устанавливает акциз на все виды спирта, алкогольную продукцию, пиво с объемным содержанием этилового спирта не более 0,5 процентов, табачные изделия, бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо, легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением, специально предназначенных для инвалидов), сырую нефть, газовый конденсат[6].

Взимание акциза осуществляется с помощью применения специфических ставок в виде установленной суммы в национальной валюте Республики Казахстан (тенге) на единицу измерения товара.

На все виды спирта и виноматериал ставки акциза дифференцируются в зависимости от целей дальнейшего использования спирта и виноматериала.

В зависимости от целей реализации спирта и виноматериала может применяться ставка ниже установленной базовой, если они будут использоваться не для производства алкогольной продукции.

Закон Республики Армении об акцизном налоге в качестве налогооблагаемой базы устанавливает количество (объем) товаров, подлежащих обложению акцизным налогом, выраженное в установленных настоящим Законом натуральных единицах измерения, в отношении которых сумма акцизного налога исчисляется по ставкам и в порядке, установленным законом.

Подакцизные товары, представленные Законом Республики Армения об акцизном налоге, включают в себя следующие категории: 1) алкогольные напитки (пиво, виноградные и прочие вина, вермут); 2) спиртные напитки (водка, ликеры); 3) этиловый спирт; 4) табак; 5) нефть и нефтепродукты; 6) нефтяные газы и прочие газообразные углеводороды; 7) дизельное топливо [7].

К перечню подакцизных товаров законодательством Кыргызской республики относят следующие товары: 1) спирт этиловый; 2) пиво солодовое, вина виноградные натуральные, включая крепленые; сусло виноградное; ликёры; 3) сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы (тонкие сигары) и сигареты из табака или его заменителей; 4) прочие изделия, содержащие табак; 5) нефть сырая и нефтепродукты сырые.

Освобождаются от уплаты акциза следующие импортируемые товары: 1)товары, необходимые для эксплуатации транспортных средств, являющимися транспортами средствами международной перевозки грузов, багажа ипассажиров, во время следования в пути и в пунктах промежуточной остановки; 2) товары, освобождаемые от уплаты акциза в рамках таможенных процедур, установленных таможенным законодательством Кыргызской Республики; 3) конфискованные, бесхозные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству[5].


Самый высокий акцизный налог, составляющий 5000 сомов за тонну, установлен на бензин, легкие и средние дистилляты и прочие бензины.

Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод о том, что в рамках Евразийского экономического союза странами-участницами установлены схожие категории товаров, облагаемых акцизом. Сведение категорий подакцизных товаров к единому перечню осуществлено в рамках унификации и гармонизации налогообложения государств-членов Евразийского экономического союза. В рамках существования единого экономического пространства необходимо создать равные конкурентные условия для участников экономической деятельности государств-членов ЕАЭС[16].

Таблица 1 – Динамика ставок акцизного налога в государствах-членах ЕАЭС

Страна/год

2014

2015

2016

2017

Россия

(сигареты,

папиросы)

800 руб. за

1 000 штук + 8,5 %, но не менее 1 040 руб. за 1 000 шт.

960 руб. за

1 000 шт. + 9%, но не менее 1 250 руб. за

1 000 шт.

1 250 руб. за 1 000 шт. + 8,5 %, но не менее 1 040 руб. за 1 000 шт.

1 420 руб. за 1 000 шт. + 9,5 %, но не менее 1 600 руб. за 1 000 шт.

Беларусь

(табак

трубочный,

курительный)

339 000 бел. руб. за 1 кг

386 300 бел. руб. за 1 кг

482 700 бел. руб. за 1 кг

386 300 бел. руб. за 1 кг

Казахстан (сигареты с фильтром)

3000 тенге за 1000 шт.

3900 тенге за 1000 шт.

5000 тенге за 1000 шт.

6200 тенге за 1000 шт.

Армения (сигареты, содержащие табак, с фильтром)

5000 драм за 1000 шт.

5000 драм за 1000 шт.

5000 драм за 1000 шт.

5000 драм за 1000 шт.

Кыргызстан (сигареты с фильтром)

280 сомов за 1000 шт. + 8%, но не менее 360 сомов за 1000

шт.

350 сомов за 1000 шт. + 8%, но не менее 450 сомов за 1000

шт.

580 сомов за

1000 шт.

1000 сомов за

1000 шт.

Однако стоит отметить, что некоторые категории товаров, которые облагаются акцизом в Российской Федерации, так и не вошли в перечни подакцизных товаров стран-участниц ЕАЭС. К таким товарам относятся легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.). Схожие подакцизные товары содержит в себе только налоговое законодательство Республики Казахстан, а именно автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства.

Отсутствие вышеупомянутых товаров в перечнях товаров, облагаемых акцизом, установленных национальным законодательством государств-членов ЕАЭС связано с тем, что автомобильная промышленность в данных странах отсутствует.


Однако уровень ставок на подакцизные товары разнится. В планах государств-членов ЕАЭС рассматривается сведение ставок акциза на определенные категории ввозимой и производимой продукции к единому уровню. Достижение этой цели датируется 2020 годом.

Анализируя ставки акциза за последние 4 года приведенные в таблице 1, можно отметить тенденцию их возрастания. Например, ставка акцизного налога на сигареты, папиросы в 2014 г. составляла 800 руб. за 1 000 шт. + 8,5 %, но не менее 1 040 руб. за 1 000 шт., в 2015 г. - 960 руб. за 1 000 шт. + 9 %, но не менее 1 250 руб. за 1 000 шт., в 2016 г. - 1 250 руб. за 1 000 шт. + 8,5 %, но не менее 1 040 руб. за 1 000 шт., в 2016 г. ставка составляет 1 420 руб. за 1 000 шт. + 9,5 %, но не менее 1 600 руб. за 1 000 шт.

В данном случае рост ставок акциза можно связать с высоким потребительским спросом на данный товар, что позволяет государству повысить поступления средств в федеральный бюджет.

Также можно отметить ежегодное изменение ставки акцизного налога на автомобильный бензин. Например, в 2014 году ставка акциза составляла 11 110 рублей за 1 тонну, в 2015 году - 7 300 рубля за 1 тонну, в 2016 году - 10 500 рублей за 1 тонну, в 2017 году ставка составляет 12 300 рубля за 1 тонну.

Выводы

Таким образом, акцизы являются инструментом воздействия государства на экономические про­цессы страны. Совершенствование акцизного налогообложения улучшает экономически-социальную ситуацию России, способствует увеличению доходов федерального и региональных бюджетов. Осно­вываясь на российской специфики, в нашей стране необходимо грамотно подходить к реформиров а-нию налогообложения в сфере акцизов, у России есть потенциал к этим совершенствованиям. Необхо­димо сделать данную систему менее громоздкой, понятной для налогоплательщиков, жёстче контроли­ровать начисление и уплату налогов. Акцизное налогообложение находится только на стадии развитии, постоянно вводятся изменения в законодательство. Социальная функция акцизов неимоверно высока, поэтому необходимо найти баланс между экономическими и социальными интересами государства и проводить реформирование данной сферы, решая многочисленные проблемы.

За время существования Евразийского экономического союза все государства-члены Союза пришли к формированию единого перечня товаров, облагаемых акцизом, а в дальнейшем планируется установление единого уровня ставок акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию.