Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ПАО «Росгосстрах»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 376
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации
1.1 Сущность внешней и внутренней среды организации
1.2 Характеристика внешней среды организации
1.3 Методы анализа внутренней и внешней среды организации
2. Анализ деятельности ПАО «Росгосстрах»
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Анализ внутренней среды организации
Таблица 2.4 - Потребительские сегменты ПАО «Росгосстрах»
Категория потребителей |
Выручка, тыс. руб. |
Динамика изменения объема продаж |
Абсолютное отклонение |
Удельный вес, % |
||
2017г. |
2018г. |
|||||
2013 |
2014 |
|||||
Юридические лица |
292448 |
294268 |
-0,6 |
-1820 |
70 |
63 |
Физические лица |
125335 |
172824 |
37,9 |
47489 |
30 |
37 |
Итого за год |
417783 |
467092 |
11,8 |
49309 |
100 |
100 |
Анализ данных таблицы 2.4 демонстрирует положительную динамику, а также незначительное увеличение сегмента физических лиц.
Организация работает в постоянно изменяющейся рыночной среде. Насколько точно и своевременно предприятие может проанализировать все факторы, оказывающие влияние на его деятельность и адаптироваться к среде зависят и результаты деятельности на рынке.
Отразим анализ макросреды ПАО «Росгосстрах» в таблице 2.5, используя PEST-анализ.
Таблица 2.5 - PEST анализ компании «Росгосстрах»
P (политические) |
E (экономические) |
Текущее законодательство на рынке. Будущие изменения в законодательстве. Регулирующие органы и нормы. Правительственная политика, изменение. Государственное регулирование конкуренции. Торговая политика. Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции. Прочее влияние государства в отрасли. |
Экономическая ситуация и тенденции. Динамика ставки рефинансирования Уровень инфляции. Инвестиционный климат в отрасли. Сезонность / влияние погоды. Платежеспособный спрос. Потребности конечного пользователя. Обменные курсы валют. Основные внешние издержки. |
S (социальные) |
T (технологические) |
Демография. Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы. Структура доходов и расходов. Базовые ценности. Тенденции образа жизни. Бренд, репутация компании, имидж. Главные события и факторы влияния. Мнения и отношение потребителей. Потребительские предпочтения. Точки контакта покупателей. Реклама и связи с общественностью. |
Развитие конкурентных технологий. Изменение и адаптация новых технологий. Информация и коммуникации, влияние интернета. Законодательство по технологиям. Потенциал инноваций. Доступ к технологиям, лицензирование, патенты. Проблемы интеллектуальной собственности. |
К числу внутренних проблем, корректируемых внутри ПАО «Росгосстрах» можно отнести такие как:
- нет специалистов по развитию организации страховой компании;
- неразвитая рекламно-информационная работа в ПАО «Росгосстрах»;
- существует необходимость развития добровольного страхования;
- отсутствие стимулирования деятельности участников Калининградского филиала ПАО «Росгосстрах»;
- сокращение числа специалистов в страховой компании;
- высокие размеры тарифных ставок.
Внешними проблемами, носящими общегосударственный характер, можно назвать следующие:
- экономические (инфляция, отсутствие государственной поддержки, низкий финансовый потенциал страхователей и другие);
- юридические (низкий уровень общего законодательного обеспечения страховой деятельности, длительное становление страхового рынка в условиях полного отсутствия законодательной и методической базы, контроля и другие);
- политические (общеполитическая нестабильность).
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT- анализ.
SWOT- анализ- метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории. SWOT- анализ ПАО «Росгосстрах» отображён на рисунке 2.6.
Таблица 2.6 - SWOT анализ компании «Росгосстрах»
Сильные стороны |
Слабые Стороны |
|
1.Большой опыт работы на рынке. 2.Благоприятный имидж. 3.Достойная репутация. 4.Наличие квалифицированного персонала. 5.Наличие большой базы постоянных клиентов. 7.Наличие статуса VIP клиента. 8.Постоянное сопровождение и консультации для клиентов. 9.Наличие обязательных видов страхования. 10.Наличие бесплатных видов страхования (ОМС, ДМС) 11.Широкий ассортимент предоставляемых услуг. |
1.Текучесть кадров. 2.Постоянная необходимость адаптации к изменениям законодательства в сфере страхования. 3.Высокий уровень цен на некоторые виды услуг. 4.Долгий процесс согласования страховых тарифов. 5.Сложный процесс урегулирования убытков. 6.Большой процент отказов в процессе согласования у физических и юридических лиц. |
|
Возможности |
Сильные + Возможности |
Слабые + Возможности |
1.Наличие постоянного спроса на отдельные виды услуг. 2.Наличие потенциального спроса. 3.Уход конкурентов с рынка. |
1.Расширение ассортимента 2.Упрощение системы согласования. 3.Открытие предприятий смежной направленности под эгидой РГС. 4. Совершенствование страхового портфеля с точки зрения сбалансированности |
1.Повысить конкурентные позиции за счет введения смежных продаж и расширения ассортимента предоставляемых услуг. 2.Снизить текучесть кадров за счет переработки кадровой политики с помощью введения инновационного подхода в управление. 3.Упростить условия и процесс страхования, дабы нивелировать долгий процесс согласования и урегулирования. |
Угрозы |
Сильные + Угрозы |
Слабые + Угрозы |
1.Постоянная зависимость от законодательства. 2.Высокая конкуренция на рынке. 3.Присутствие кризисных тенденций в экономике. 4.Рост инфляции. 5.Снижение уровня покупательной способности населения. 6.Отток клиентов. |
1.Позиционировать себя как надежное предприятие за счет имиджа и опыта работы на рынке, чтобы снизить опасность фактора оттока клиентов. 2.Усилить конкурентную позицию за счет проведения грамотной маркетинговой компании. 3.Улиучшить систему информирования клиентов и потенциальных покупателей |
1.Разработать и ввести систему адаптации к изменениям в законодательстве (для быстрого изменения процесса согласования услуг страхования). 2.Проведение акций, введение сезонных скидок, введение дополнительных бонусных программ например: бесплатный тех. осмотр при сумме страховой премии более 50 тыс. руб. 3.Провести маркетинговую компанию по продвижение страховых продуктов. |
Исходя из полученных данных, можно сделать выводы:
-
-
- Предприятие обладает развернутой сетью офисов и филиалов, благодаря этому происходит постоянный прирост клиентской базы. Поэтому нужно развивать систему электронного документооборота для сжатия сроков работы с клиентами и улучшения качества обслуживания. В настоящее время наблюдается нестабильное состояние на рынке страховых услуг. Наблюдается общая тенденция спада заинтересованности потребителей. Но, несмотря на это существуют, также и возможности развития. Они связанны с освоением новых отраслей производства как клиентов. К примеру: создание пакета услуг по страхованию информации и интеллектуальной собственности.
- Компании «Росгосстрах» необходимо сделать основной упор на поддержание лидирующих позиций на рынке страхования. Также компания должна улучшить корпоративную культуру по работе с клиентами, потому как персонал - это лицо компании. И если клиент остался недоволен сервисом, он может больше не обратиться за услугами. Так же, в целом по компании слабые стороны наблюдаются в основном в области маркетинга.
- Чтобы избежать финансовой неустойчивости «Росгосстрах» необходимо сбалансировать страховой портфель.
- Компании "Росгосстрах" присвоен рейтинг высоконадежной компании, что обеспечивает ей дополнительные возможности для закрепления репутации надежной и солидной компании.
- Прочная занимаемая позиция на страховом рынке, большой опыт в работе с клиентами, широкая известность компании "Росгосстрах", поддержка со стороны государства, а также надежность финансовых партнеров помогут противостоять угрозам со стороны сильных конкурентов- лидеров отрасли, иностранных конкурентов.
-
3. Совершенствование деятельности ПАО «Росгострах» на основе результатов анализа внутренней и внешней среды
На основании анализа внешней и внутренней среды ПАО «Росгосстрах» можно выделить, что в современных условиях страхование выполняет стабилизирующую функцию, обеспечивая непрерывность производства хозяйствующих субъектов и безопасность региона. Эффективная деятельность страховых компаний помогает также и в реализации социальной функции. Таким образом, функционирование на страховом рынке финансово устойчивых страховщиков является необходимым условием для стабильного экономического роста. Одним из условий финансовой устойчивости страховой организации является сбалансированность страхового портфеля.
Основные признаки сбалансированного страхового портфеля представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Признаки сбалансированного страхового портфеля
Признаки оптимального страхового портфеля |
Значения признака |
Однородность страхового портфеля |
Распределение страховых сумм не отличается от нормального |
Степень риска страхового портфеля |
Не должна превышать 10% |
Величина крупного риска в страховом портфеле |
Не превышает 10% собственных средств страховщика |
Доля перестрахования в страховых операциях |
Не должна превышать уровень в 45%, чтобы не создавать зависимости от перестраховщика |
Компания «Росгосстрах» оказывает существенное влияние на развитие страхового рынка России и отдельных регионов.
Любой вид бизнеса сопряжен с риском и страхование не является исключением. При анализе страхового портфеля ПАО «Росгосстрах» можно говорить о преобладании страховых продуктов с повышенным уровнем риска.
Структура и динамика страхового портфеля организации находится под постоянным воздействием факторов внутренней и внешней среды. Наиболее характерные факторы, воздействующие на сбалансированность страхового портфеля представлены в таблице 2.6 SWOT- анализа.
В таблице 3.2 отображены уровни выплат по страховым продуктам в страховом портфеле ПАО «Росгосстрах».
Таблица 3.2 - Уровень выплат по страховым продуктам в страховом портфеле ПАО «Росгосстрах»
Вид страхования |
Поступления 2018, тыс. руб. |
Выплаты за 2018 год, тыс. руб. |
Отношение выплат к выручке по продукту |
Уровень выплат, % |
Добровольные виды страхования |
||||
Автострахование "КАСКО" |
77197 |
41 551 |
54% |
90 |
ДМС |
6366 |
1 414 |
22% |
90 |
Страхование ответственности владельцев водного транспорта |
310 |
0% |
80 |
|
Страхование от несчастных случаев и болезней |
12042 |
1 417 |
12% |
60 |
Страхование грузов |
4959 |
143 |
3% |
40 |
Страхование ответственности производителей за качество |
39 |
0% |
40 |
|
Страхование договорной ответственности |
28 |
0% |
30 |
|
Страхование иного имущества юридических лиц |
99002 |
366 |
0% |
30 |
Зеленая карта |
66943 |
16 975 |
25% |
20 |
Страхование за причинение вреда третьим лицам |
4206 |
86 |
2% |
20 |
Страхование ответственности владельцев ОПО (добровольное) |
13 |
0% |
20 |
|
Страхование иного имущества граждан |
18606 |
1 527 |
8% |
20 |
Агрострахование |
13315 |
9 635 |
72% |
10 |
ДСАГО |
442 |
221 |
50% |
10 |
Страхование водного транспорта |
155 |
107 |
69% |
10 |
Страхование жизни на дожитие |
7 |
0% |
10 |
|
Страхование финансовых рисков |
130 |
0% |
10 |
|
Обязательные виды страхования |
||||
ОСАГО |
150542 |
76 749 |
51% |
90 |
Иные виды обязательного страхования |
4026 |
0% |
40 |
Продолжение таблицы 3.2
Страхование ОПО (обязательное) |
8764 |
222 |
3% |
20 |
ИТОГО |
467 092 |
150 413 |
32% |
Степень риска выплаты страховой премии по портфелю, исходя из условий сбалансированного страхового портфеля, не должна превышать 10%. В таблице 3.2 выделены те продукты, которые наиболее влияют на общий процент по выплатам, который в итоге равен 32%. Рост выплат по добровольным страховым продуктам произошёл в связи с увеличением выплат по агрострахованию, КАСКО и Зелёной карте.
Таблица 3.3 - Количество заключённых договоров в период 2017-2018 гг.
Наименование продукта |
Количество заключённых договоров, шт. |
Прирост |
|
2017 |
2018 |
||
Страхование жизни на дожитие |
9661 |
7433 |
-23% |
Страхование от несчастных случаев и болезней |
1438201 |
7242729 |
404% |
ДМС |
1016906 |
1078467 |
6% |
Автострахование "КАСКО" |
478765 |
541115 |
13% |
Страхование водного транспорта |
1426 |
1815 |
27% |
Страхование грузов |
41284 |
36268 |
-12% |
Агрострахование |
161330 |
129956 |
-19% |
Страхование иного имущества юридических лиц |
64479 |
57034 |
-12% |
Страхование иного имущества граждан |
4595140 |
4184174 |
-9% |
ДСАГО |
2892132 |
208981 |
-93% |
Зеленая карта |
359424 |
337606 |
-6% |
Страхование ответственности владельцев водного транспорта |
962 |
2028 |
111% |
Страхование ответственности владельцев ОПО (добровольное) |
9722 |
557 |
-94% |
Страхование договорной ответственности |
613 |
670 |
9% |
Страхование ответственности производителей за качество |
1836 |
1983 |
8% |
Страхование за причинение вреда третьим лицам |
317023 |
423619 |
34% |
Страхование финансовых рисков |
984 |
1016 |
3% |
ОСАГО |
15400020 |
12064961 |
-22% |
Страхование ОПО (обязательное) |
45423 |
46577 |
3% |
Иные виды обязательного страхования |
5816 |
-100% |