Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления (Зарубежный опыт взаимодействия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Институт местного самоуправления является основой института местного самоуправления. Также существующий принцип деконцентрации нашел свое выражение в институте территориальных органов государственной власти субъектов Федерации, ведущих свою деятельность в муниципалитетах.

Таким образом в данной главе были рассмотрены структура органов государственной и муниципальной власти, были обнаружены сходства и различия в ее оформлении и формировании.

Также были рассмотрены формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, среди которых выделены:

  • вертикальная (властная);
  • горизонтальная (партнерская).

Моделями взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления являются:

I) сущностная;

2) функциональная;

3) организационно-структурная;

4) материально-финансовая;

5) правовая;

6) территориальная.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ

2.1 Зарубежный опыт взаимодействия

За рубежом существует большой опыт существования различных моделей организации местного самоуправления, которые различаются между собой на основании следующих критериев[22]:

  • порядок формирования;
  • предмет ведения;
  • особенности взаимосвязи органов местного самоуправления с органами государственной власти и др.

С помощью использования зарубежного опыта в организации местного самоуправления становится возможным применение его на практике. Используя этот опыт можно разработать рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации[23].

Рассмотрим англосаксонскую муниципальную систему. Англосаксонская муниципальная система существует в Великобритании, США, Канаде, Австралии др.[24]


Данная система является первой из существующих систем местного самоуправления. Приведем признаки англосаксонской муниципальной системы:

-  органы местного самоуправления (ОМС) вправе предпринимать действия, предписанные законом. Если же данная норма нарушается, то акты ОМС будут признаны не имеющими силы в судебном порядке, т.к. изданы с превышением полномочий;

-  ОМС напрямую не подчинены органам государственной власти;

-  единица местного самоуправления - приход;

-  компетенция ОМС составляет:

  • управление полицией;
  • управление социальными службами;
  • управление пожарной охраной;
  • управление местными дорогами;
  • управление строительством и эксплуатацией жилья;
  • управление спортивными сооружениями;
  • управление общественным транспортом и др.

В США существует три формы организации городского управления[25]:

  • совет-мэр;
  • совет-менеджер;
  • комиссия.

Система мэр–совет действует в половине городов США. Объем власти мэра зависит от процедуры избрания мэра:

  • волеизъявлением жителей или муниципальным советом;
  • набор наибольшего числа голосов на выборах в совет муниципального советника;
  • срок полномочий мэра;
  • право мэра налагать вето на решение совета и др.

Совет–менеджер ‑ городской управляющий – подразумевает наем мэром и муниципальным советом (политическими органами) профессионального чиновника-менеджера (сити-менеджера). Сити-менеджер осуществляет руководство городской администрацией как предприятием. Данная схема используется в 40 % случаев[26].

Форма городского самоуправления в США «комиссия» используется редко. Небольшим городом в таком случае управляет комиссия, включающая 5 человек, которые избираются всеобщим голосованием. Комиссия выполняет обязанности совета, глав основных подразделений аппарата муниципального управления[27].

Кроме того существует французская или континентальная форма городского самоуправления, отличием которой является характер взаимодействия ОМС и органов государственной власти (ОГВ).

Континентальная форма городского самоуправления применяется в странах, характеризующихся централизацией власти[28].

Законодательно данная форма сложилась во Франции после принятия в 1982 г. Закона «О правах и свободах местных коллективов»[29].


В данном законе указано, что:

-  основной единицей местного самоуправления является коммуна;

-  избирательное право имеют граждане Франции, достигшие 18 лет;

-  в компетенцию муниципального совета входит решение всех вопросов местного значения;

-  решения совета, принятые в пределах его компетенции, приобретают обязательную силу;

-  муниципальный совет на своей первой сессии избирает мэра[30].

Таким образом, для развивающихся государств свойственна большая роль в местном управлении представителей центральной власти. Иными словами можно говорить в данном случае о «прямом государственном управлении на местах».

2.2. Полномочия органов государственной власти в сфере местного самоуправления

В круг полномочий органов государственной власти в области местного самоуправления входят полномочия, закрепленные Законом об общих принципах организации местного самоуправления.

В исследованиях выделяются два основных способа разграничения предметов ведения:

  • дуализм;
  • кооперация.

На основании того, какой из указанных способов избран для разграничения предметов ведения, можно судить о наличии признаков дуализма или кооперации в управлении.

Модель такого разграничения полномочий основана на моделировании, которое является методом познания и организации действительности. В России данный метод нашел применение из-за следующих разнообразий:

  • природно-климатические;
  • социально-экономические;
  • политические;
  • национально-культурные;
  • иные особенности местной жизни.

Существует принцип деконцентрации в России выражен посредством института территориальных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, действующих в муниципалитетах[31].

Федеральное законодательство содержит разграничение полномочий государственных органов и муниципалитетов. В данном законодательстве присутствует:

  • разграничение полномочий государственной власти в сфере местного самоуправления;
  • определены функции;
  • определены предметы ведения муниципальных образований;
  • определены полномочия органов местного самоуправления.

В Конституции РФ указано, что местное самоуправление независимо и не является частью системы органов государственной власти Российской Федерации[32].

Деятельность муниципалитетов должна быть связана с органами государственной власти. Поэтому проблема такого взаимодействия достаточно актуальна.

Кроме очевидных вертикальных - властно-ориентированных - связей данных органов выделяют также горизонтальные. Такие связи характерны при наделении органов местного самоуправления рядом государственных полномочий.

Существуют исследования по выявлению избыточных или недостаточных полномочий органов государственной власти в сфере местного самоуправления.

Так, семь из 22 муниципальных образований не видят избыточных (не свойственных, не целесообразных для реализации) полномочий в общем списке вопросов местно­го значения согласно Федеральному закону № 131 -ФЗ[33].

2.3. Оптимизация полномочия органов государственной власти в сфере местного самоуправления

Полномочия государственных органов, безусловно, недостаточны, что объясняется переносом ответственности, не обеспеченной финансово, на другой уровень власти.

Для того, чтобы решить проблемы разграничения полномочий следует выполнить следующий алгоритм:

Алгоритм решения проблемы разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления включает в себя следующие шаги.

В каждом субъекте Федерации должен быть принят собственный закон «О разграничении полномочий и ответственности между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления», учитывающий особенности местного самоуправления субъекта Федерации.

Данный закон должен быть процедурным и устанавливать общие принципы и порядок разграничения полномочий в вопросах местного значения для каждого муниципального образования. В такой закон должны быть включены согласительные процедуры по разграничению полномочий в решении вопросов местного значения.

Должна развиваться практика о заключении договоров и соглашений о разграничении полномочий между органами государственной власти и каждым муниципалитетом в отдельности.


Кроме того рекомендуется принятие федерального закона, который бы регулировал процедуру наделения муниципалитета государственными полномочиями. Данная процедура осуществлялась бы только при условии предоставления ресурсов на выполнения полномочий. Связано это с большей эффективность выполнения полномочий муниципалитетом.

Повышение эффективности различных форм взаимоотношений органов государственной власти субъекта Федерации и муниципалитетов обусловлено совершенствованием механизма наделения муниципалитетов государственными полномочиями.

При этом существует необходимость разделения муниципалитетов и органов государственной власти, определения правового поля совместной деятельности указанных органов власти разработки, заключением и исполнением указанных договоров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в работе было проведено исследование взаимодействия органов государственной власти и муниципалитетов. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения.

Сегодня следует продолжать поиск модели оптимального разграничения полномочий между муниципалитетами и государственной властью. Можно привести следующие причины сложившейся ситуации:

  • пробелы и имеющиеся коллизии федеральной нормативной правовой базы;
  • отсутствие законов, регламентирующих принципы разграничения предметов ведения и полномочий;
  • различия в толковании субъектами федерального законодательства.

По этой причине следует проводить систематизацию законодательных актов по поводу компетенции органов государственной власти и муниципалитетов.

Существует необходимость определения точного перечня государственных полномочий, которые будут передаваться муниципалитетам в обязательном порядке. Предложенные мероприятия будут способствовать принципам: законности, экономической обособленности, материально - финансовой обеспеченности, подконтрольности и ответственности органов государственной власти и муниципалитетов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Европейская хартия местного самоуправления» (совершено в Страсбурге 15.10.1985).

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).