Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления (Зарубежный опыт взаимодействия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Для любого правового государства главным вопросом в управлении является разграничение предмета ведения и компетенции между:

  • Органами государственной власти;
  • Муниципалитетом.

От эффективности решения данного вопроса зависит эффективность и успешность развития государства. Основной показатель успешности разграничения круга вопросов ведения федеральной власти и муниципальной - способ разграничения предметов ведения.

Данное исследование актуально потому, что: 1) освещает малоисследованную на примере отечественных предприятий проблему; 2) позволяет решить ряд практических задач на основе полученных в исследовании выводов.

В процессе исследования нами были изучены работы различных авторов.

Целью работы является выявление форм взаимодействия органов государственного управления и органов местного самоуправления в РФ.

Задачи, требующие решения для достижения данной цели:

  • проведение теоретического исследования основ взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления ;
  • описание системы органов государственной власти;
  • анализ моделей взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • выявление современных проблем взаимодействия органов государственного управления и органов местного самоуправления в РФ;
  • анализ полномочий органов государственной власти в сфере местного самоуправления;
  • поиск направлений оптимизации полномочия органов государственной власти в сфере местного самоуправления .

Объект работы – организация взаимодействия различных уровней власти. Предмет - формы взаимодействия органов государственного управления и органов местного самоуправления в РФ.

В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


1.1 Система органов государственной власти

В России государственная власть согласно ст. 10 Конституции подразделяется на ветви:

  • исполнительную;
  • законодательную;
  • судебную.

Органы исполнительной власти представляют собой назначаемые органы, задачей которых является выполнение положений основного закона страны и других законов страны, иных нормативных актов. Действие данных органов производится на основе сочетания единоначалия и коллегиальности.

Органы законодательной власти – это представительные и законодательные учреждения, которые образуются путем выборов. К основным функциям данных органов относится правотворчество и контроль деятельности органов исполнительной власти.

В институт контрольной власти РФ входят:

  • Счетная плата РФ;
  • Прокуратура РФ;
  • Уполномоченный по правам человека.

Счетная палата выполняет функции бюджетно-финансового контроля. Как и Конституционный суд имеет связанную компетенцию, т.е. действует только на основании запросов соответствующих субъектов и не имеет права самостоятельного инициирования проверок.

Формируется Счетная палата на паритетных основах палатами парламента. Председатель назначается Государственной Думой.

По отношению к Федеральному бюджету Счетная палата не только контролирует законность и целевое использование средств, но и готовит для Государственной Думы доклад о примерных параметрах нового бюджета. Что в сопоставлении с правительственным вариантом закладывается в основу бюджета.

В 2004 г. были внесены изменения в порядок формирования Счетной палаты и Президент получил право представлять председателя счетной палаты в Государственной Думе и его заместителя в Совете Федерации.

Аудиторов назначается по шесть человек от каждой палаты. При этом на сегодняшний день штат Счетной палаты составляет примерно 1000 человек.

Затраты на Счетную палату примерно равны 2 % от выявленных сумм нецелевового хищения бюджетных средств.

Согласно ФЗ «О Счетной палате», Счетная плата подотчетна Федеральному Собранию. Срок полномочий ее аудиторов – шесть лет[1].

Согласно закону, Счетная палата осуществляет не только контроль исполнения статей бюджета. Счетная палата также определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности, дает оценку обоснованности проектов бюджетов и финансовую экспертизу принимаемых федеральных законов и их проектов.


Прокуратура РФ согласно закону представляет собой единую централизованную систему государственных органов, которая реализует контроль соблюдения законности на территории РФ и всеми ее субъектами[2].

Принципы деятельности Прокуратуры РФ:

  • независимость;
  • законность;
  • единство;
  • централизованность;
  • аполитичность – обязательный критерий.

Принципы деятельности Прокуратуры:

  • надзор исполнения законов и соблюдением прав и свобод человека;
  • поддержка государственного обвинения в суде;
  • уголовное преследование (следственный аппарат);
  • опротестование противоречащих закону:
    • решений по гражданским делам;
    • приговорам по уголовным делам;
    • постановлениям по административным делам;
    • определений.
  • координация деятельности правоохранительных органов.

Таким образом, Прокуратура обладает селективным набором полномочий.

В сфере защиты прав и свобод человека в России закрепляется должность уполномоченного по правам человека. Данный институт принят соответствующим федеральным законом[3].

Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой из числа лиц, имеющих познания в области прав и свобод и опыта по их защите.

Основная функция уполномоченного по правам человека – обеспечение государственной защиты прав и свобод человека и гражданина.

По своему статусу Уполномоченный по правам человека обладает иммунитетом и гарантиями деятельности как депутат Государственной Думы. Иными словами, он имеет доступ к информации.

Уполномоченный по правам человека не вправе заниматься политической деятельностью, быть депутатом.

В основе его деятельности лежит рассмотрение жалоб граждан РФ на действие или бездействие государственных органов или государственных служащих.

Уполномоченный по правам человека самостоятельно инициирует рассмотрение дел в случае массового нарушения прав и свобод. Механизм защиты при этом – разъяснение, рассмотрение жалобы. Не принимаются жалобы на решения органов представительной власти.

Правительство Российской Федерации является высшим коллегиальным органом исполнительной власти в РФ. Руководит деятельностью системы федеральных органов. Следует учитывать, что структура органов исполнительной власти подвергается постоянному реформированию с изменением не только численного, но и видового состава.


На сегодняшний день в системе федеральных органов исполнительной власти сохраняется модель 90-х гг., по которой часть министерств и силовых ведомств имеют прямое подчинение Президенту РФ.

Деятельностью остальных министерств и ведомств руководит Правительство.

В соответствии с логикой реформ по централизации власти, последняя реформа сократила общее число министерств, напрямую подчинив им большинство ведомств. Тем самым сокращается количество субъектов, имеющих право принимать стратегические решения, упорядочивается процедура ответственности.

Общее заседание Правительства может вести как президент, так и Премьер-министр. В состав коллегии входят Премьер-министр, вице-премьеры, министры и приравненные к ним по статусу руководители ведомств (директора силовых служб.)

Таким образом, в систему органов государственной власти входят:

  • Президент Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • Федеральное собрание Российской Федерации;
  • Судебная власть Российской Федерации;
  • Совет безопасности Российской Федерации;
  • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
  • Счетная палата Российской Федерации;
  • Генеральная прокуратура Российской Федерации;
  • Уполномоченный по правам человека Российской Федерации.
    1. Модели взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Законодательство на федеральном уровне содержит разграничение полномочий государственных органов различных уровней и муниципалитетов. Иными словами, в нем проведено:

  • разграничение полномочий государственных органов власти разных уровней;
  • определение функций, предметов ведения муниципальных образований;
  • определены полномочия органов местного самоуправления.

Выделяют три модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления:

  • 1. Административная модель. При ней органы местного самоуправления прямо подчинены органам государственной власти (вплоть до того, что и формирование местных органов осуществляется либо непосредственно государственными органами, либо при их активном участии). В этом варианте местная власть, по сути, полностью «встроена» в систему государственной власти и является ее продолжением. Последовательная реализация данной модели приводит к фактической отмене местного самоуправления и замене его системой местного государственного управления.
  • 2. Децентрализованная модель. При ней органы местного самоуправления полностью отделены от системы государственной власти, формируются исключительно местными сообществами и решают исключительно вопросы местного значения. Местная власть в этом варианте является самостоятельной в тех пределах, в каких это допускает государство, и связано в своей деятельности лишь рядом общих принципов, закрепленных в законодательных актах государства.
  • 3. Дуалистическая модель. При ней местная власть контролируется государством в той степени, в какой она участвует в решении государственных задач. Вне этой сферы и в рамках компетенции, определенной государством, местное самоуправление является самостоятельным. При таком варианте соотношения государственной власти и местного самоуправления последнее можно рассматривать как обладающее дуалистической природой: с одной стороны оно является «продолжением» государства, с другой – общественным институтом.

Согласно Конституции РФ, местное самоуправление является независимым, что означает, что местное самоуправление самостоятельно только в пределах своих полномочий. При этом органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Деятельность органов местного самоуправления сегодня нельзя представить без взаимодействия с органами государственной власти. Таким образом, проблема взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти сегодня является важнейшей проблемой в процессе реформирования муниципалитетов.

Кроме очевидных вертикальных - властно-ориентированных - связей данных органов выделяют также горизонтальные. Такие связи характерны при наделении органов местного самоуправления рядом государственных полномочий.

Взаимоотношения по горизонтали представляют собой отношения на одном уровне, когда субъекты таких отношений равны. Сегодня существует тенденция, когда вертикальные взаимоотношения становятся равноправными или горизонтальными.

При этом субъектами таких взаимоотношений становятся:

  • корпорации;
  • трудовые коллективы;
  • банки;
  • профсоюзные кооперативные и исследовательские организации;
  • различные группы населения;

В законе №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» в ст. 14 указывается, что запрещается органам государственной власти и государственным должностным лицам осуществление полномочий местного самоуправления. Так, согласно ст. 6 названного закона, муниципалитеты имею экономическую и финансовую самостоятельность. Данное право присваивается с учетом разграничения предметов ведения между муниципальными образованиями.

Кроме того, муниципалитеты, согласно собственным уставам приобретают собственную компетенцию в решении вопросов местного значения. Устав муниципалитетов содержит также компетенция и сроки полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Законодательством устанавливается запрет на передачу полномочий органов местного самоуправления ассоциациям и союзам муниципальных образований, создаваемым муниципалитетами для:

  • координации своей деятельности;
  • повышения эффективности осуществления прав и интересов.

Согласно уставу, муниципалитеты вправе при наличии соответствующего договора осуществлять передачу части своих полномочий иным органам местного самоуправления.