Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления (Зарубежный опыт взаимодействия).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 1
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Институт местного самоуправления является основой института местного самоуправления. Также существующий принцип деконцентрации нашел свое выражение в институте территориальных органов государственной власти субъектов Федерации, ведущих свою деятельность в муниципалитетах.
Таким образом в данной главе были рассмотрены структура органов государственной и муниципальной власти, были обнаружены сходства и различия в ее оформлении и формировании.
Также были рассмотрены формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, среди которых выделены:
- вертикальная (властная);
- горизонтальная (партнерская).
Моделями взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления являются:
I) сущностная;
2) функциональная;
3) организационно-структурная;
4) материально-финансовая;
5) правовая;
6) территориальная.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ
2.1 Зарубежный опыт взаимодействия
За рубежом существует большой опыт существования различных моделей организации местного самоуправления, которые различаются между собой на основании следующих критериев[22]:
- порядок формирования;
- предмет ведения;
- особенности взаимосвязи органов местного самоуправления с органами государственной власти и др.
С помощью использования зарубежного опыта в организации местного самоуправления становится возможным применение его на практике. Используя этот опыт можно разработать рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации[23].
Рассмотрим англосаксонскую муниципальную систему. Англосаксонская муниципальная система существует в Великобритании, США, Канаде, Австралии др.[24]
Данная система является первой из существующих систем местного самоуправления. Приведем признаки англосаксонской муниципальной системы:
- органы местного самоуправления (ОМС) вправе предпринимать действия, предписанные законом. Если же данная норма нарушается, то акты ОМС будут признаны не имеющими силы в судебном порядке, т.к. изданы с превышением полномочий;
- ОМС напрямую не подчинены органам государственной власти;
- единица местного самоуправления - приход;
- компетенция ОМС составляет:
- управление полицией;
- управление социальными службами;
- управление пожарной охраной;
- управление местными дорогами;
- управление строительством и эксплуатацией жилья;
- управление спортивными сооружениями;
- управление общественным транспортом и др.
В США существует три формы организации городского управления[25]:
- совет-мэр;
- совет-менеджер;
- комиссия.
Система мэр–совет действует в половине городов США. Объем власти мэра зависит от процедуры избрания мэра:
- волеизъявлением жителей или муниципальным советом;
- набор наибольшего числа голосов на выборах в совет муниципального советника;
- срок полномочий мэра;
- право мэра налагать вето на решение совета и др.
Совет–менеджер ‑ городской управляющий – подразумевает наем мэром и муниципальным советом (политическими органами) профессионального чиновника-менеджера (сити-менеджера). Сити-менеджер осуществляет руководство городской администрацией как предприятием. Данная схема используется в 40 % случаев[26].
Форма городского самоуправления в США «комиссия» используется редко. Небольшим городом в таком случае управляет комиссия, включающая 5 человек, которые избираются всеобщим голосованием. Комиссия выполняет обязанности совета, глав основных подразделений аппарата муниципального управления[27].
Кроме того существует французская или континентальная форма городского самоуправления, отличием которой является характер взаимодействия ОМС и органов государственной власти (ОГВ).
Континентальная форма городского самоуправления применяется в странах, характеризующихся централизацией власти[28].
Законодательно данная форма сложилась во Франции после принятия в 1982 г. Закона «О правах и свободах местных коллективов»[29].
В данном законе указано, что:
- основной единицей местного самоуправления является коммуна;
- избирательное право имеют граждане Франции, достигшие 18 лет;
- в компетенцию муниципального совета входит решение всех вопросов местного значения;
- решения совета, принятые в пределах его компетенции, приобретают обязательную силу;
- муниципальный совет на своей первой сессии избирает мэра[30].
Таким образом, для развивающихся государств свойственна большая роль в местном управлении представителей центральной власти. Иными словами можно говорить в данном случае о «прямом государственном управлении на местах».
2.2. Полномочия органов государственной власти в сфере местного самоуправления
В круг полномочий органов государственной власти в области местного самоуправления входят полномочия, закрепленные Законом об общих принципах организации местного самоуправления.
В исследованиях выделяются два основных способа разграничения предметов ведения:
- дуализм;
- кооперация.
На основании того, какой из указанных способов избран для разграничения предметов ведения, можно судить о наличии признаков дуализма или кооперации в управлении.
Модель такого разграничения полномочий основана на моделировании, которое является методом познания и организации действительности. В России данный метод нашел применение из-за следующих разнообразий:
- природно-климатические;
- социально-экономические;
- политические;
- национально-культурные;
- иные особенности местной жизни.
Существует принцип деконцентрации в России выражен посредством института территориальных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, действующих в муниципалитетах[31].
Федеральное законодательство содержит разграничение полномочий государственных органов и муниципалитетов. В данном законодательстве присутствует:
- разграничение полномочий государственной власти в сфере местного самоуправления;
- определены функции;
- определены предметы ведения муниципальных образований;
- определены полномочия органов местного самоуправления.
В Конституции РФ указано, что местное самоуправление независимо и не является частью системы органов государственной власти Российской Федерации[32].
Деятельность муниципалитетов должна быть связана с органами государственной власти. Поэтому проблема такого взаимодействия достаточно актуальна.
Кроме очевидных вертикальных - властно-ориентированных - связей данных органов выделяют также горизонтальные. Такие связи характерны при наделении органов местного самоуправления рядом государственных полномочий.
Существуют исследования по выявлению избыточных или недостаточных полномочий органов государственной власти в сфере местного самоуправления.
Так, семь из 22 муниципальных образований не видят избыточных (не свойственных, не целесообразных для реализации) полномочий в общем списке вопросов местного значения согласно Федеральному закону № 131 -ФЗ[33].
2.3. Оптимизация полномочия органов государственной власти в сфере местного самоуправления
Полномочия государственных органов, безусловно, недостаточны, что объясняется переносом ответственности, не обеспеченной финансово, на другой уровень власти.
Для того, чтобы решить проблемы разграничения полномочий следует выполнить следующий алгоритм:
Алгоритм решения проблемы разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления включает в себя следующие шаги.
В каждом субъекте Федерации должен быть принят собственный закон «О разграничении полномочий и ответственности между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления», учитывающий особенности местного самоуправления субъекта Федерации.
Данный закон должен быть процедурным и устанавливать общие принципы и порядок разграничения полномочий в вопросах местного значения для каждого муниципального образования. В такой закон должны быть включены согласительные процедуры по разграничению полномочий в решении вопросов местного значения.
Должна развиваться практика о заключении договоров и соглашений о разграничении полномочий между органами государственной власти и каждым муниципалитетом в отдельности.
Кроме того рекомендуется принятие федерального закона, который бы регулировал процедуру наделения муниципалитета государственными полномочиями. Данная процедура осуществлялась бы только при условии предоставления ресурсов на выполнения полномочий. Связано это с большей эффективность выполнения полномочий муниципалитетом.
Повышение эффективности различных форм взаимоотношений органов государственной власти субъекта Федерации и муниципалитетов обусловлено совершенствованием механизма наделения муниципалитетов государственными полномочиями.
При этом существует необходимость разделения муниципалитетов и органов государственной власти, определения правового поля совместной деятельности указанных органов власти разработки, заключением и исполнением указанных договоров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в работе было проведено исследование взаимодействия органов государственной власти и муниципалитетов. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения.
Сегодня следует продолжать поиск модели оптимального разграничения полномочий между муниципалитетами и государственной властью. Можно привести следующие причины сложившейся ситуации:
- пробелы и имеющиеся коллизии федеральной нормативной правовой базы;
- отсутствие законов, регламентирующих принципы разграничения предметов ведения и полномочий;
- различия в толковании субъектами федерального законодательства.
По этой причине следует проводить систематизацию законодательных актов по поводу компетенции органов государственной власти и муниципалитетов.
Существует необходимость определения точного перечня государственных полномочий, которые будут передаваться муниципалитетам в обязательном порядке. Предложенные мероприятия будут способствовать принципам: законности, экономической обособленности, материально - финансовой обеспеченности, подконтрольности и ответственности органов государственной власти и муниципалитетов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Европейская хартия местного самоуправления» (совершено в Страсбурге 15.10.1985).
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).