Файл: Разработка комплекса маркетинговой службы предприятия (для ОАО «Такф»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 277

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования курсовой работы. Проблема формирования системы управления маркетинговой деятельностью промышленных компаний должна решаться в рамках и на основе базовых понятий маркетинга, поскольку в процессе решения данной проблемы планируется и выполняется некоторый комплекс действий, описываемых принципами, методами и функциями теории менеджмента.

Имеющиеся исследования проблем управления маркетингом не дают четких рекомендаций и единых подходов по формированию системы управления маркетинговой деятельностью регионального промышленного предприятия. Сказывается недостаточная теоретическая проработанность рассматриваемой проблемы. Необходимость реализации значительного потенциала регионального промышленного рынка России делает актуальной формирование системы управления маркетинговой деятельности на основе принципов менеджмента.

Управление развитием промышленного предприятия на основе проектного подхода может стать одним из основных конкурентных преимуществ компании. Проблема внедрения новых методов в деятельность предприятий в российской практике разработана в недостаточной степени и требует к себе особого внимания. Разрабатывать новые методологии в этом направлении необходимо, поскольку их использование может принести значительную пользу в развитие промышленности в России. Нечеткое представление о дальнейшем изменении и планирования роста в отрасли, использование управленческих приемов только для устранения самой проблемы, а не для предотвращения ее возникновения не может привести компанию к долгосрочному успеху. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования системы управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия.

Степень изученности проблемы. Среди разработчиков теории управления маркетингом находят отражение в трудах таких отечественных и зарубежных ученых, как: Н.А. Агеева, Ю.В. Безрутченко, В.В. Богалдин-Малых, О.В. Волкова, Н.Ю. Лопаткина, А.П. Дурович, Р.Ю. Попов и др.

Объектом исследования курсовой работы является маркетинговая служба ОАО «ТАКФ».

Предметом исследования курсовой работы являются методы и средства, способствующие оптимизации маркетинговой службы в ОАО «ТАКФ».

Целью исследования курсовой работы является анализ и совершенствование системы маркетинговой службы в ОАО «ТАКФ».

В связи с поставленной целью были определенны следующие задачи:


  1. Рассмотреть роль маркетинга в системе управления организацией;
  2. Изучить современные методы совершенствования маркетинговой системы предприятия;
  3. Дать общую характеристику объекту исследования ОАО «ТАКФ»;
  4. Проанализировать деятельность маркетинговой службы в ОАО «ТАКФ»;
  5. Разработать проект совершенствования маркетинговой службы в ОАО «ТАКФ»;
  6. Оценить эффективность проекта совершенствования.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и списка используемой литературы.

1. Теоретические основы системы управления маркетингом организации

1.1 Маркетинг в системе управления организацией

В современном менеджменте проблема эффективного совершенствования маркетинговой деятельности предприятий легкой промышленности приобретают все большую актуальность, что аргументируется влиянием экономического кризиса в России в связи с введением санкций, увеличением конкурентоспособных производителей, а также снижением совокупного спроса.

Существует несколько подходов к совершенствованию маркетинговой деятельности. Одним из них является проектно-ориентированный подход, который позволяет производителям исключить наиболее слабые стороны предприятия и полностью реализовать сильные стороны предприятия. Благодаря правильно выбранной маркетинговой стратегии и проведении мероприятий, способствующих ее реализации, предприятие может успешно адаптироваться к условиям постоянно изменяющейся внешней среды, а также оказывать непосредственное воздействие на рынок.

В основе понятия “маркетинг” (англ. marketing) лежит термин “рынок” (англ. market). Это понятие в наиболее общем виде подразумевает рыночную деятельность[7. с.65].

Для оптимизации маркетинговой деятельности предприятий легкой промышленности создаются специальные маркетинговые службы, которые в свою очередь оценивают возможные риски и разрабатывают наиболее перспективную стратегию развития предприятия, с учетом современных реалий экономики. Маркетинговая служба на предприятии легкой промышленности должна выполнять объективный анализ маркетинговой деятельности предприятия, а также предприятий конкурентов, опираясь на реальные показатели поставок сырья и сбыта готовой продукции, после чего маркетинговая служба должная вносить предложения для совершенствования существующей маркетинговой стратегии предприятия с целью возможности дальнейшего увеличения спроса на продукцию предприятия.


Разработанная маркетинговой службой программа развития предприятия, должна стать главным ориентиром в процессе планирования деятельности предприятия легкой промышленности, ей должно быть отведено центральное место в системе стратегически значимых планов предприятия.

Данные программы позволят объективно оценивать свое возможности, недостатки и преимущества перед конкурирующими организациями. Помимо этого предприятию рациональное управление маркетингом на предприятии легкой промышленности позволяет руководству избежать возможных финансовых и рабочих просчетов.

Примером одного из ключевых этапов разработки маркетинговой стратегии предприятия легкой промышленности, которое занимается производством кондитерских изделий в провинциальном городе, может стать сегментация рынка.

Ниже представим типовую модель маркетинговой деятельности используемой на современных российских предприятиях ( рисунок 2).

Рисунок 2 - Модель планирования маркетинговой деятельности предприятия

Таким образом, под маркетингом приято понимать такой вид рыночной деятельности, при котором производителем используется системный подход и программно-целевой метод решения хозяйственных проблем, а рынок, его требования и характер реакции являются критерием эффективности деятельности.

Управление маркетингом на предприятии предполагает установление четкой иерархии действий, процедур, которая вытекает из определенных связей структурных подразделений предприятия.

Целью всей этой деятельности является достижение коммерческого успеха предприятия. На рис. 3 представлена схема, позволяющая реализовать определенную программу действий. Прежде всего, отметим внешнюю среду, или воздействие на макросреду, которая оказывает непосредственно внутреннюю, или микросреду, и на саму деятельность предприятия.

Рисунок 3 - Схема маркетинговой деятельности предприятия

Из рисунка 3 видно, что вся маркетинговая деятельность предприятия связана со стратегическими целями предприятия и системой маркетинга. [9]. В управлении маркетинговой деятельностью ключевой составляющей является систему информации и управления. Благодаря системе информации и управления реализуется работа всей маркетинговой системы предприятия. Так же следует отметить, что на маркетинговую информацию должно опираться планирование маркетинговой деятельности.

Помимо этого на основе этой информации проводиться анализ и контроль маркетинговой деятельности, а также принятие решений, включая


  1. анализ:
  2. рыночной ситуации;
  3. покупателей;
  4. конкурентов;
  5. товаров.

Реализация маркетинговой стратегии предприятия осуществляется через менеджмент, основными функциями которого являются: миссия фирмы, цели, планирование, мотивация учет и контроль.

Ответственность за результаты функционирования возложена на топ- менеджеров структурных подразделений маркетинговой службы [11].

Основными блоками в модели управления маркетингом являются:

1. Миссия и система целей.

2. Блок маркетинговых стратегий;

3. Блок организации маркетинг.

4. Хозяйственная деятельность в рыночных условиях начинается с информационно-аналитического исследования, результаты которого ложатся в основу разработки маркетинговых программ по направлениям.

5. Блок мотивации и контроля.

Полученные результаты маркетинговой деятельности отражаются на финансовом состоянии предприятия. Другими словами, высокие доходы предприятия ( как и низкие) отражают уровень менеджмента, правильность выбранных стратегий и тактики поведения предприятия на рынке.

Оценка результатов маркетинговых усилий является зеркальным отражением достигнутого имиджа, положения компании в обществе, ее популярности. [13]

Среди огромного количества задач и целей управления маркетинга, важнейшими все же являются:

- максимизация степени удовлетворенности потребления за счет синхронизации организации промышленного производства, объемов продаж и сервисности обслуживания;

— обеспечение широкого выбора товаров и услуг в целях своевременного и качественного удовлетворения материальных и духовных потребностей общества;

— максимизация качества жизни на основе использования чистых производственных товаров и услуг, создания культурной среды обитания технологий, реализации безопасных [12].

Рассматривая модели управления маркетингом, стоит отметить, что российский бизнес имеет свою специфику. С учетом специфики отечественного бизнеса и периода рыночных реформ многие российские ученые разработали ряд принципов в области управления маркетингом.

В современных быстро меняющихся рыночных условиях особую значимость приобретают принципы, отражающие основу организационного поведения, профессионализм руководства, гибкое сочетание централизма и децентрализма управления, контроль и эффективность маркетинговой деятельности.

Рисунок 4 - Система принципов управления маркетингом

Таким образом, под маркетингом приято понимать такой вид рыночной деятельности, при котором производителем используется системный подход и программно-целевой метод решения хозяйственных проблем, а рынок, его требования и характер реакции являются критерием эффективности деятельности.


Для оптимизации маркетинговой деятельности предприятий легкой промышленности создаются специальные маркетинговые службы, которые в свою очередь оценивают возможные риски и разрабатывают наиболее перспективную стратегию развития предприятия, с учетом современных реалий экономики. Маркетинговая служба на предприятии легкой промышленности должна выполнять объективный анализ маркетинговой деятельности предприятия, а также предприятий конкурентов, опираясь на реальные показатели поставок сырья и сбыта готовой продукции, после чего маркетинговая служба должная вносить предложения для совершенствования существующей маркетинговой стратегии предприятия с целью возможности дальнейшего увеличения спроса на продукцию предприятия.

1.2 Современные методы совершенствования маркетинговой службы предприятия

Современные реалии рыночной экономики, санкции и повышение недобросовестной конкуренции, заставляют предприятия повышать эффективность маркетинговой деятельности. Большинство предприятий и организаций, которые проводят маркетинговые исследования, пользуются стандартным, устаревшим инструментарием и не задействуют в процессе своей деятельности информационные технологии.

Ключевым направление развития практического менеджмента сегодня и его совершенствования, адаптации к реалиям рыночной экономики является массовое применение инновационной компьютерной и телекоммуникационной техники, создание на ее основе высокоэффективных информационных технологий. Развитие информационных технологий связано с организацией системы обработки данных и знаний, их последовательного развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, которые охватывают все уровни управления, производства и реализации продукции.

Информационные технологии в маркетинговой деятельности — это способы повышения эффективности разработки, создания и применения технологий маркетинга, а также комплекс методов, которые представляют собой целостную технологическую систему, которая может обеспечить эффективность функционирования компании, процесс управления маркетингом.

Применение информационных технологий в маркетинге способствует улучшению оперативность и качество принимаемых решений, что в свою очередь приводит к росту конкурентоспособности компаний. Управление маркетингом связано с выполнением большого числа вычислительных операций, формализации задач, применением экономико-математических. методов и моделей прогнозированием и оптимизацией важных показателей, оценкой вариантов и выбором оптимального. Маркетинг тесно взаимодействует с другими службами компания (производство, финансы, сбыт, НИОКР и др.), а также внешними структурами (торговые точки, посредники, филиалы). Отсюда возникает необходимость совместного применения информационных ресурсов посредством организации локальных сетей и распределенной базы данных.