Файл: Разработка комплекса маркетинговой службы предприятия (для ОАО «Такф»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы системы управления маркетингом организации
1.1 Маркетинг в системе управления организацией
1.2 Современные методы совершенствования маркетинговой службы предприятия
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАРКНГОВОЙ СЛУЖБЫ В ОАО «ТАКФ»
2.2. Анализ деятельности маркетинговой службы ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ»
3.2 Анализ эффективности проекта совершенствования маркетинговой службы в ОАО «ТАКФ»
- ориентация на спрос потребителей;
- организационная интеграция маркетинговой деятельности;
- адекватность и соответствие маркетинговой информации;
- уровень эффективности управленческой деятельности маркетинга.
Система маркетингового контроля включает в себя аудит маркетинга, благодаря которому можно выявить область, в которой существуют проблемы, а также обозначить новые возможности их решения. После выявления проблемных участков составляет перечень рекомендаций, который позволяет разработать план эффективного усовершенствования маркетинговой деятельности. Таким образом, происходит всеобъемлющая и независимая проверка макросреды маркетинга и целевых стратегий предприятия.
Реализовывается аудит с помощью:
- самостоятельного аудита;
- аудит с привлечением вышестоящих организаций;
- привлечение независимых групп для проведения аудита.
Самым эффективным путем реализации маркетингового аудита является привлечение независимых консультантов, так как самостоятельный аудит бывает недостаточно объективным, что может повлечь за собой патогенные пути решения возникших трудностей на различных участках предприятия и сам маркетинговый контроль может стать неэффективным.
Аудит маркетинга отвечает на ряд таких вопросов:
- является ли результативной работа персонала, задействованного в торговле производимой продукцией;
- на чем конкретно предприятие зарабатывает деньги;
- перспективны ли действия по поиску новых клиентов;
- прибыльны ли текущие сделки организации с клиентами;
- в случае если у организации есть дочерние предприятия или филиалы, то насколько эффективна их работа и в каком регионе лучшие показатели прибыльности и рентабельности;
- эффективны ли действия стимулирующие сбыт продукции;
- эффективно ли организация использует ресурсы, которыми владеет.
Аудит маркетинга является не просто проверкой работы маркетингового отдела организации, а является независимой оценкой текущего положения дел организации в целом и показателей положения фирмы на рынке, анализируя ее конкурентоспособность. Маркетинговый аудит нужен любой организации, так как в результате его проведения руководящий состав получает объективную информацию относительно дел на предприятии, об "узких" местах, вариантах решения имеющихся проблем и определении алгоритма действий при возникновении каких-либо проблем.
Можно выделить 4 черты аудита маркетинга:
Во-первых, он широко охватывает показатели в маркетинговой деятельности, то есть рассматриваются не только проблемные участки предприятия, но и основные направления деятельности организации, благодаря чему удается составить более действенный план маркетингового контроля.
Во-вторых, аудит маркетинга является системным и позволяет регулярно изучать микро- и макросреду маркетинговой деятельности организации.
В-третьих, независимость проведения аудита, которая позволяет оценить действительное положение вещей в организации.
В-четвертых, регулярная периодичность, которая позволяет не только решить возникшие проблемы, но и не допустить возникновения кризисной ситуации в организации. Маркетологами используется следующий ряд элементов в маркетинговом аудите:
- оценка баланса (ликвидность, структура, качественный показатель активов, динамика капитала, платежеспособность);
- анализ затратной структуры организации;
- анализ отчетности о прибыли организации;
- анализ рентабельности;
- анализ экономической безопасности;
- анализ надежности операций в торговле;
- выстраивание хронологии схемы бизнесы;
- анализ эффективности товарных групп;
- анализ движения запаса товаров;
- сравнительный анализ поставок на склады и продаж;
- анализ ритмичности поставок и продаж.
Аудит маркетинга состоит из таких этапов:
- Оценка текущего состояния информационного обеспечения. В структуру этой оценки входит также и анализ базы клиентов. Важной составляющей аудита информационного обеспечения является оценка:
- продаж (по менеджерам, по клиентам, по ассортименту, по регионам, подразделениям);
- движения и наличия товарной продукции; - эффективности осуществления стратегии бизнеса и систематизация финансовых данных; - конкурентов.
2. Планирование, а конкретно уровень стратегического планирования, состояние оперативного планирования, использование принципов финансирования;
3. SWOT-анализ.
4. Определение эффективности труда компании, что зависит от труда подразделений, которые отображают и анализируют обнаруженные текущие проблемы:
- по закупкам;
- по сбыту;
- по бухгалтерии и финансам;
- по складскому хозяйству;
- по логистике;
- по маркетинговой деятельности;
- по каналам сбыта.
5. Анализ и изучение взаимодействия структурных подразделений. Частое отсутствие слаженных действий во взаимодействии является явной причиной не только ошибок в деятельности и в обслуживании клиентов, но и замедляет информационные процессы внутри организации.
Результатом аудита маркетинга является:
- описание информационной системы маркетинга предприятия;
- разработка рекомендаций по локализации выявленных несоответствий.
Дополнительным результатом маркетингового аудита является и определение базисных процессов в организации, которые могут закладываться в основу конкурентного преимущества.
Подводя итог можно отметить, что маркетинговый контроль - это путь к достижению успеха и реализации поставленных целей с периодическим выявлением патогенных процессов в микро- и макросреде предприятия.
Таким образом, для решения выявленных проблем ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ» рекомендуем совершенствование существующей маркетинговой системы предприятия с помощью введения системы маркетингового контроля, которая представляет собой систематическое сопоставление фактических и запланированных результатов работы фирмы в целях обеспечения эффективной деятельности. Он предполагает как анализ производственно-коммерческой, так и маркетинговой деятельности предприятия. Благодаря этой системе руководители могут выявлять ошибки в маркетинговой деятельности и принимать необходимые решения по их локализации или своевременному изменению стратегических планов предприятия.
3.2 Анализ эффективности проекта совершенствования маркетинговой службы в ОАО «ТАКФ»
Введение системы маркетингового контроля потребует от ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ» следующих мероприятий:
- Проведения обучения сотрудников Отдела маркетинга работе с системой маркетингового контроля.
- Проведение маркетингового аудита с помощью сторонней компании.
- Покупка необходимого программного обеспечения для Отдела маркетинга, которое позволит эффективно проводить маркетинговый контроль на предприятии.
Проанализируем, как отразятся на финансовых результатах ОАО «Такф» данные мероприятия, для этого представим экономическое обоснование реалии предложенных направлений совершенствования маркетинговой системы ОАО «Такф».
Во-первых, рассмотрим сумму расходов на введение системы маркетингового контроля. Данные на расходы представлены в табл. 8.
Таблица 8 – Расходы на внедрения системы маркетингового контроля на ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ»
Наименование расходов |
Средняя стоимость услуг на рынке, руб. |
Необходимое кол-во за год |
Затраты за год, руб |
|
45 000,000 |
8 |
360 000,00 |
|
100 000,00 |
2 |
200 000,00 |
|
100 000,00 |
1 |
100 000,00 |
Итого |
660 000,00 |
Общая сумма инвестирования для внедрения системы маркетингового контроля составляет 660 000,00 руб. за год.
На проведение обучение 4 сотрудников потребуется 360 000,00 руб. (обучение проходит в 2 этапа, стоимость каждого этапа 45 000,00 руб.)
Проведение маркетингового аудита силами сторонней компании необходимо провести дважды: первый раз в самом начале преобразований, для выявления всех проблем и слабых сторон, а второй раз в конце года, для выявления реальных результатов работы маркетинговой системы предприятия.
Программное обеспечение приобретается один раз на все последующие годы работы.
Рассчитаем окупаемость затрат по внедрению отдела по маркетингу (табл. 9).
Таблица 9 – Расчет окупаемости расходов по внедрению системы маркетингового контроля на ОАО «Такф »
Покупатель |
Значение показателя, тыс руб |
1. Выручка |
1 976 665,00 |
2. Расходы по внедрению системы маркетингового контроля |
660,00 |
3. Прочие расходы |
33 143,00 |
Остаток денежных средств |
1 942 862,00 |
Во-вторых, рассчитаем, как отразится работа системы маркетингового контроля на финансовых результатах деятельности ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ» на ближайший год, исходя из того, что сумма выручки за год в среднем вырастет на 30%, расходы в первый год увеличатся на 40%, во второй год на 15%. Темп роста прочих доходов и расходов составит 5%.
Расчеты представим в табл. 10. Как видно из наших расчетов планируемая чистая прибыль к концу предполагаемого периода составит 1 942 862 тыс. руб., что в десятки раз превышает расходы на внедрение системы маркетингового контроля.
Предполагаемая выручка от продаж составит в 2019 году 1 976 665 тыс. руб., а в 2020 году 2 438 225 тыс. руб. Расходы соответственно будут высокими только в 2020 году 60 294 тыс. руб., когда будет наибольшее вложение денежных средств для внедрения системы маркетингового контроля.
Таблица 10 – Оценка внедрения системы маркетингового контроля на ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ», тыс. руб.
Наименование показателя2 |
За |
год |
За |
год |
||||
20 |
19 |
г.3 |
20 |
20 |
г.4 |
|||
Выручка5 |
1 976 665 |
2 438 225 |
||||||
выручка от реализации собственной продукции |
1 926 862 |
2 270 074 |
||||||
выручка от реализации покупной продукции |
21 320 |
138 401 |
||||||
выручка от прочей реализации |
28 483 |
29 750 |
||||||
Себестоимость продаж |
(1 656 800) |
(2 027 292) |
||||||
себестоимость собственной продукции |
(1 619 399) |
(1 888 666) |
||||||
себестоимость покупной продукции |
(18 142) |
(114 465) |
||||||
себестоимость прочей реализации |
(19 259) |
(24 161) |
||||||
Валовая прибыль (убыток) |
319 865 |
410 933 |
||||||
Коммерческие расходы |
(232 044) |
(259 372) |
||||||
Управленческие расходы |
(77 963) |
(78 527) |
||||||
Прибыль (убыток) от продаж |
9 858 |
73 034 |
||||||
Доходы от участия в других организациях |
- |
- |
||||||
Проценты к получению |
55 147 |
29 380 |
||||||
Проценты к уплате |
- |
- |
||||||
Прочие доходы |
21 391 |
55 574 |
||||||
Прочие расходы |
(33 143) |
(60 294) |
||||||
Прибыль (убыток) до налогообложения |
53 253 |
97 694 |
||||||
Текущий налог на прибыль |
(14 089) |
(23 079) |
||||||
в т. ч. постоянные налоговые обязательства |
2 100 |
3 719 |
||||||
(активы) |
||||||||
Изменение отложенных налоговых обязательств |
691 |
381 |
||||||
Изменение отложенных налоговых активов |
647 |
(560) |
||||||
Прочее |
- |
- |
||||||
Чистая прибыль (убыток) |
40 502 |
74 436 |