Файл: Юридическая ответственность ( Основания юридической ответственности ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под объективной стороной правонарушения понимается совокупность его внешних признаков, характеризующих совершенное деяние. В их числе, во-первых, само реальное волевое действие либо бездействие; во-вторых, противоправность действия либо бездействия; в-третьих, вредоносный результат, ущерб, общественная опасность; в-четвертых, прямая причинно-следственная связь между деянием и наступившим вредным результатом. Для более полной характеристики объективной стороны принимаются во внимание и некоторые другие факультативные признаки, такие как место, время, способы совершения деяния; группой или в одиночку, с применением оружия или иных технических средств; систематически, повторно, с особой жестокостью и тому подобные обстоятельства.

Под субъективной стороной правонарушения понимается психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям. Имеются в виду цели, мотивы, установки, которыми руководствовался правонарушитель, замышляя и осуществляя преступление. Они показывают антиобщественные устремления злоумышленника, раскрывают социально-психологический механизм совершения противоправного деяния. К субъективной стороне относят также предварительный сговор, сильное душевное волнение, поведение после преступления. Обязательным признаком субъективной стороны правонарушения является вина, отражающая психическое отношение лица к содеянному. Различают две формы вины умышленную, которая выражается в виде прямого либо косвенного умысла и неосторожную, выражающуюся в виде легкомыслия либо небрежности.

Таким образом, следует различать три основания юридической ответственности: правовое – норма права; фактическое – правонарушение; и процессуальное – правоприменительный акт.

2.2. Основания освобождения от юридической ответственности

Совершенное правонарушение не считается абсолютным обоснованием для того, чтобы привлечь человека к юридической ответственности. Фактически, весьма распространены ситуации, когда человек, совершивший нарушение, может быть освобожден от юридической ответственности. В теории юриспруденции под основными принципами, освобождающими от юридической ответственности, подразумеваются «юридические факты или фактические обстоятельства, при наличии которых в силу норм права снимается обязанность претерпевать меры государственного принудительного воздействия за совершенное правонарушение»[24].


Актуальные принципы, освобождающие от юридической ответственности характерны своим значительным многообразием. Одним из самых распространенных принципов, освобождающих от наступления юридической ответственности, является истекание срока давности. На протяжении всей жизни ответственность не способна преследовать лицо. Определяя конкретный срок давности, действующий законодатель, таким образом, подводит итог, что за данный срок нарушение утратило свою социальную опасность или сам нарушитель уже не несет за собой социальной угрозы. Давность совершения правонарушения как основной принцип, освобождающий от юридической ответственности, устанавливается по отношении к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности статьей №193 Трудового кодекса Российской Федерации[25], статьей №4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[26], статьей №178 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В области частного права основным принципом, освобождающим от наступления юридической ответственности, считается срок исковой давности, а значит, срок для защиты прав, которые были нарушены (статья №195 Гражданского кодекса Российской Федерации[27]). Сроки давности благоприятствуют усилению стабильности правопорядка и правоотношений. В период сроков давности иска лицо способно в обязательном порядке защищать нарушенные права. Истекание срока давности иска, заявляемого стороной в имеющемся споре, считается обоснованием для принятия судом решений для отклонения иска.

К числу основных принципов, освобождающих от юридической ответственности, необходимо относить и невысокий уровень социальной опасности лица и его правонарушения. Например, в соответствии со статьей №2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности осуществленного административного нарушения должностное лицо, орган или судья, уполномоченные разрешать дела об административных нарушениях, способны освобождать лицо, осуществившее административное нарушение, от административной ответственности, ограничившись исключительно устным выговором.

По причине изменения условий жизни может быть уменьшен уровень социальной опасности неправомерного поведения, что учтено законодателем в форме принятия различных законов, которые способны отменять или смягчать ранее определенную юридическую ответственность. Это качество является обоснованием для смягчения либо освобождения от юридической ответственности, включая переход на новую разновидность юридической ответственности.


Еще одним обоснованием для освобождения от юридической ответственности считается одобряемое социумом поведение человека после осуществления им правонарушения, несущего публичный характер. Статья №75 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает, что лицо, в первый раз совершившее преступное деяние небольшой степени тяжести, может освобождаться от уголовной ответственности в случае деятельного раскаяния. Это актуально, если после осуществления преступного деяния человек добровольно является с повинной, что способствует раскрытию преступления, а также возмещает нанесенный ущерб либо другим способом заглаживает вред, нанесенный по итогу совершения преступления.

Одобряемое социумом поведение правонарушителя находится и в основе использования принципов условно-досрочного освобождения, что может исключать отбывание уголовного наказания.

Особенную позицию среди прочих обоснований для освобождения от наступления юридической ответственности занимает помилование и амнистия. Сущность концепции амнистии заключается в том, что представитель власти может проявлять снисхождение по отношению к правонарушителям и преступникам, таким образом, «забывая» о совершенных ими действиях.

Решением об амнистировании, совершившие преступное деяние лица, могут освобождаться от наступления уголовной ответственности. Люди, которые были осуждены за совершение преступного деяния, могут освобождаться от наказания, или установленное им наказание может сокращаться либо меняться на смягченный тип наказания. С лиц, которые отбывали наказание, актом об амнистировании может сниматься судимость.

В отличие от амнистирования, помилование обладает более сжатым содержанием. На основании пункта «в» статьи №89 Конституции Российской Федерации помилование уполномочен осуществлять Президент России. Вместе с этим, помилование производится в отношении конкретно установленного лица. На основании акта о помиловании, лицо, которое было осуждено за совершение преступления, может освобождаться от последующего отбывания наказания, или определенное для него наказание может сокращаться либо заменяться на более мягкий тип. С лиц, которые отбывали наказание, актом об амнистировании может сниматься судимость.

Можно сделать вывод, что нынешнее законодательство предполагает разные обоснования для освобождения лица, которое совершило преступление, от наступления юридической ответственности. Анализирование этих обоснований дает возможность сделать заключение о том, что институт, освобождающий от наступления юридической ответственности, является проявлением концепции гуманизма, справедливости, а также персонализации ответственности.


2.3. Обстоятельства, которые исключают наступление юридической ответственности

Обоснования, которые освобождают от наступления юридической ответственности нужно различать с обстоятельствами, отменяющими юридическую ответственность. При второй ситуации мы оцениваем правонарушения, ответственность за которые не наступает по причине некоторых юридических обстоятельств либо из-за физического состояния человека. В первой же ситуации мы имеем дело с тем, что ответственность является обязательной и речь может идти только о правовых обоснованиях для возможного ее исключения.

В процессе осуществления законодательной деятельности по определению правонарушения, уполномоченными государственными органами и должностными лицами решаются такие вопросы, как конкретизация ситуаций, при которых может быть исключена юридическая ответственность.

Законодательством предусматриваются основания (обстоятельства, ситуации), когда может исключаться наступление юридической ответственности. Момент исключения наступления юридической ответственности нужно различать с освобождением от юридической ответственности. Однако, данные понятия не имеют соответствующей разработки в рамках единой теории государства и права. Они не всегда отличаются и в рамках законодательства (к примеру, в гражданском кодексе).

Обоснованиями (обстоятельствами), при присутствии которых, по причине влияния законодательства может быть исключена юридическая ответственность, считаются: казусные ситуации, предельная необходимость, обороны. Эти обоснования (обстоятельства) означают отсутствие социальной опасности и неправомерности действия или виновности нарушителя.

Казусные ситуации всегда являются непредвиденными и характерны своей неизбежностью: если бы человек понимал возможный итог, то ущерб не был бы нанесен. Например, медицинская неточность или ошибка может допускаться по причине нестандартного расположения внутренних органов у больного.

Вместе с этим, нельзя не отметить мнения исследователей, которые к обстоятельствам, исключающим наступление юридической ответственности, относят малую тяжесть правонарушения и невменяемость, не представляющие весомой социальной опасности. Невменяемость характеризуется субъектом правонарушения и включается в состав преступления как основание осуществления (не исключения) наступления юридической ответственности.


Причиной, исключающей наступление юридической ответственности в частном праве, как правило, является форс-мажор как чрезвычайное и неизбежное при этих обстоятельствах действие (пункт 1 статьи №202, пункт 3 статьи №401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Причина является чрезвычайной, исходя из источника появления, масштабности, нестандартности, интенсивности. Появление форс-мажора не взаимосвязано с действиями ответственных лиц. Форс-мажор не зависим от желания участников правовых отношений и, зачастую, отменяет вероятность его предвидения. Возможны и такие ситуации, когда форс-мажорные ситуации частично предвидимы. К примеру, в открытом море корабль может быть поврежден воздействием шторма (урагана, цунами), даже в том случае, если команды была предупреждена о возможной опасности.

Причина неизбежности последствий форс-мажора может трактоваться на основании возможностей, имеющихся у определенного лица, при учете техники и научных достижений. Таким образом, неизбежность причины заключается в том, что при этих обстоятельствах не имеется технических либо других ресурсов, воспользовавшись которыми можно исключить саму причину и, взаимосвязанные с ней последствия.

Состав понятия форс-мажора является объективным, поскольку зависит от обстоятельств, времени и местоположения, а не от субъективных причин и возможных предпосылок. Фактически, к форс-мажорам относят природные явления разрушительного характера (вулканические извержения, цунами, обвалы, смерчи, землетрясения, наводнения), ряд социальных явлений (эпидемии, военные действия) и прочее. К форс-мажорам не относят неисполнение обязанностей на уровне контрагентов должника, недостаток у должника денег, отсутствие товаров, необходимых для выполнения обязательств и прочее[7][28].

ГК Российской Федерации подразумевает определенные исключения (в Гражданском кодексе России, как правило, говорится о том, чтобы освободить от ответственности) гражданско-правовых обязательств при условии доказанности наличия форс-мажора:

1) Стороной при ненадлежащем качестве исполнения собственных обязательств (пункт 3 статьи №401);

2) Ломбардом при потере или повреждении заложенного имущества (пункт 4 статьи №358);

3) Продавца при наличии недостатков в продукции, передаваемой покупателям (пункт 2 статьи №476);

4) Отправителя и перевозчика груза при условии отсутствия средств транспортировки или неиспользования предоставленного транспорта (пункт 2 статьи №794);