Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
1.1 Сущность, роль и значение мотивации персонала
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «СУБАРУ-СЕРВИС»
2.1 Общая характеристика ООО «Субару-сервис». Количественный и качественный состав персонала
2.2 Исследование системы мотивации, применяемой на предприятии
2.3 Анализ эффективности текущей системы мотивации ООО «Субару- сервис»
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ
3.1 Разработка методического подхода к совершенствованию системы мотивации персонала
3.2 Совершенствование экономических методов стимулирования труда работников
Отмечаемый рядом авторов, рост роли экономических методов управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием рыночной экономической системы. В условиях рынка, экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появится возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями.
Материальное стимулирование, регулирующее поведение людей на основе использования различных видов денежных поощрений и проявляется в следующих формах: заработная плата, участие в акционерном капитале, участие в прибыли, дополнительные выплаты и компенсации, надбавки и прочее.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «СУБАРУ-СЕРВИС»
2.1 Общая характеристика ООО «Субару-сервис». Количественный и качественный состав персонала
Общество с ограниченной ответственностью «Субару-сервис» является юридическое лицо - коммерческая организация, уставный капитал которого создан в целях извлечения прибыли.
Общество имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения Общества.
Фирменное наименование общества: «Субару-сервис». Компания располагается по адресу: г.Томск, пр. Фрунзе 117/4 [52].
Сервисная компания ООО «Субару-сервис» находится на рынке услуг с 2015 года. За этот отрезок времени компания зарекомендовала себя ответственным и надежным партнером, и уверенно закрепилась на рынке сервисных услуг Томской области.
Основной вид деятельности организации - диагностика и ремонт автомобилей.
Кроме того, на постоянной основе осуществляется поставка автозапчастей:
- новых оригинальных и неоригинальных;
- контрактных запчастей напрямую с Японии [52].
ООО «Субару-сервис» - это развивающаяся организация, которой управляет квалифицированный и ответственный персонал, с уважением относящийся к потребностям клиентов. Специалисты компании готовы провести с клиентами консультации по оказываемым услугам, а также выбрать и поставить необходимые запчасти.
Компания «Субару-сервис» на рынке сравнительно давно, поэтому для сохранения своего имиджа и привлечения новых клиентов, на первое место ставит качество предоставляемых услуг, тем более что конкурентов у нее не менее пятидесяти. Чтобы занять достойное место среди автосервисов региона компании приходилось бороться с конкурентами за клиентуру [52].
Управление организацией осуществляет директор, все сотрудники компании имеют четко поставленные функциональные обязанности. Руководство компании придерживается демократического стиля управления персоналом.
В компании соблюдена четкая иерархия управления, что характерно для малого бизнеса с незначительной численностью персонала и небольшими объемами деятельности. Организационная схема компании ООО «Субару- сервис» является линейной и представлена на рисунке 2.1 [52].
Рисунок 2.1 - Организационная структура ООО «Субару-сервис»
В обязанности директора входит: осуществлять оперативное управление компанией, осуществлять текущую финансовую и хозяйственную деятельность компании, обеспечивать исполнения решений участников, заключать все виды договоров, представлять компанию во всех государственных и иных организациях.
Директору подчиняется управляющий. В обязанности управляющего входит: организация и контроль за работой всех отделов компании, а также
проверка выставляемых на оплату счетов.
Хозяйственная деятельность предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность предприятия финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.
Для наиболее полной оценки деятельности предприятия необходимо рассмотреть ряд финансовых показателей, которые позволяют дать более точную и подробную оценку финансового состояния компании.
Основные показатели хозяйственной деятельности компании ООО «Субару-сервис» приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные показатели хозяйственной деятельности
компании ООО «Субару-сервис»
Наименование показателей |
2017г. |
2018г. |
2019г. |
Темп роста 2018/2017гг, % |
Темп роста 2019/2018гг, % |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
13150 |
14550 |
18829 |
111 |
129 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
7 |
8 |
9 |
114 |
113 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
4580 |
5860 |
8820 |
128 |
151 |
Затраты, тыс. руб. |
5010 |
5740 |
7900 |
115 |
138 |
Прибыль, тыс. руб. |
3560 |
2950 |
2109 |
83 |
71 |
Рентабельность продаж, руб. |
0,27 |
0,2 |
0,11 |
74 |
55 |
Стоимость основных фондов, тыс. руб. |
1280 |
1560 |
1980 |
122 |
127 |
Оборотные средства, тыс. руб. |
1120 |
1356 |
1585 |
121 |
117 |
Представленные данные в таблице 4 свидетельствует о том, что выручка в 2018 году составила 14 млн. 550 тыс. рублей, что на 1 млн. 400 тыс. рублей (11%) больше чем в 2017 году. Данный показатель в 2019 году возрос на 4 млн. 279 тыс. рублей, что на 29% больше по отношению к 2018 году. Также из таблицы показателей хозяйственной деятельности компании видно, что за период с 2017 года по 2019 год произошло увеличение среднесписочной численности сотрудников с 7 человек до 9 человек, данное увеличение составило 29%.
2.2 Исследование системы мотивации, применяемой на предприятии
В корпоративных принципах ООО «Субару-сервис» прописано то, что компания ведет активную мотивационную политику персонала, оставляя за собой право на материальное и нематериальное премирование. Разработка и совершенствование системы мотивации входит в обязанности управляющего, контролируется и утверждается директором. Цель разработки системы мотивации состоит в повышении эффективности труда каждого сотрудника и организации в целом.
В ООО «Субару-сервис» основная ставка делается на материальное стимулирование работников. В организации действует окладно-премиальная форма оплаты труда. Основные принципы прописаны в Положении об оплате труда.
В организации устанавливаются следующие выплаты работникам за их труд (заработная плата):
- должностной оклад или тарифная ставка;
- ежемесячная стимулирующая выплата (надбавка премия) по итогам работы, за перевыполнение задания, за соблюдение техники безопасности, за самые высокие показатели в труде по соответствующей профессии, к юбилею, за добросовестное выполнение трудовых обязанностей;
- районный коэффициент;
- доплаты в размерах, регламентируемых Трудовым законодательством РФ, при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, за сверхурочную работу, за работу в выходные дни.
Размер месячного должностного оклада работника организации, зависящий от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, определяется в трудовом договоре с ним и не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Размер месячного должностного оклада работника и максимальным размером не ограничивается. В месячный должностной оклад не включаются доплаты, надбавки и премии, иные компенсационные и социальные выплаты.
Премиальная надбавка - вознаграждение работника в виде дополнительной стимулирующей выплаты, устанавливаемой в соответствии с Трудовым договором с работником, начисляемой на должностной оклад работника без учета дополнительных доплат за совмещение профессий (должностей), и выплачиваемой ежемесячно при условии эффективного и качественного выполнения трудовых обязанностей, поручений руководителей [1]. Максимальный размер премиальной надбавки сотрудников сервисных служб компании составляет не более 100 % (из которых 20% зависят от производственных показателей) от должностного оклада и рассчитывается по системе МВО. Премиальная часть заработной платы сотрудников производственных отделов напрямую зависит от производственных показателей и может быть более чем 100% от оклада.
В таблице 8 рассмотрим, как в компании осуществляется материальное стимулирование. Рассмотрим на примере декабря 2019 года, как наиболее наполненного месяца различными премиями и надбавками.
Таблица 2.2 - материальное стимулирование работников ООО «Субару-сервис»
за декабря 2019 года
Сотрудник |
Оклад |
Премия за выполнение плана |
Премия в честь нового года |
Доплата за сверхурочн ую работу |
Районный коэффици ент |
Итого начислено |
Директор |
60000 |
0 |
10000 |
0 |
21000 |
91000 |
Управляющий |
50000 |
10000 |
5000 |
0 |
19500 |
84500 |
Механик 1 |
35000 |
5000 |
3000 |
3000 |
13800 |
59800 |
Механик 2 |
30000 |
5000 |
2000 |
2000 |
11700 |
50700 |
Механик 3 |
30000 |
5000 |
2000 |
2000 |
11700 |
50700 |
Механик 4 |
30000 |
5000 |
2000 |
2000 |
11700 |
50700 |
Механик 5 |
25000 |
5000 |
2000 |
2000 |
11700 |
50700 |
Бухгалтер |
35000 |
0 |
3000 |
0 |
11400 |
49400 |
Уборщик помещений |
10000 |
0 |
2000 |
0 |
3600 |
15600 |
Как видим из таблицы, заработная плата в компании является достаточно весомым фактором стимулирования. Сотрудники компании работают эффективно, а как следствие этого, организация имеет хорошую прибыль и готова ею делиться. Это можно назвать основным отличием между предприятиями малого и крупного бизнеса. Малый бизнес наиболее гибкий и в сплоченном узком кругу, все достижения компании являются достижениями всех сотрудников.
Так же в организации сотрудникам предоставляется социальный компенсационный пакет, сочетающий в себе методы материальной и нематериальной мотивации:
Для всех сотрудников:
Комплексное медицинское обслуживание по программе добровольного медицинского страхования по корпоративной программе, включающее в себя:
- экстренное и плановое стационарное обслуживание, амбулаторнополиклиническое обслуживание и стоматологическую помощь;
- бесплатные ежегодные новогодние подарки для сотрудников и их детей в возрасте до 14 лет;
- помощь сотрудникам в получении льготного кредита в банках по программе корпоративный клиент;
- компенсация части стоимости путевки в детские лагеря Кемеровской и Томской области для детей сотрудников Общества;
- единовременное поощрение за добросовестный труд при увольнении работника в связи с уходом на пенсию, в том числе по инвалидности I и II группы;
- организацию льготного питания на территории Общества с контролем качества и ассортимента;
- возможность для сотрудников Общества подключиться к тарифу «Корпоративный» для оплаты услуг сотовой связи;
- предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска 1 сентября для сотрудников, чьи дети идут в первый класс школы;
- предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве 2-х дней для родителей при призыве детей в армию;
- предоставление единовременной материальной помощи по причине несчастного случая (пожар, внезапная смерть близкого родственника);
- компенсация части затрат, связанных с погребением сотрудника
Общества, которые несут семья или родственники;
- ежемесячные выплаты семьям работников Общества, имеющим на иждивении 4-х и более детей, в размере 400 рублей на каждого ребенка;
- оказание одноразовой материальной помощи в связи с первым бракосочетанием.
Дополнительные льготы:
- обеспечение мобильными телефонами с оплатой услуг сотовой связи по лимиту, согласно занимаемой должности;
- компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях;
- оказание моральной и материальной поддержки в случае сложных жизненных ситуаций;
- оказание материальной помощи при рождении детей;
- оказание материального поощрения в связи с юбилейной датой рождения;
- компенсация части стоимости путевки в санаторно-оздоровительные учреждения Новосибирской и Томской области для сотрудника и членов его семьи.