Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 740
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления корпоративной культурой организации
Понятие и сущность корпоративной культуры.
2. Элементы и типы корпоративной культуры
Методы формирования и управления корпоративной культурой
3. Анализ корпоративной культуры о ПАО «НК «Роснефть»
Общая характеристика ПАО «НК «Роснефть»
Анализ деятельности ПАО «НК «Роснефть»
4. Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры организации
Проблемы управления корпоративной культуры в организации
Оценка эффективности проекта
В рамках управления корпоративной культурой ПАО «НК «Роснефть» было предложено внедрение постоянных семинаров и тренингов, направленных на развитие навыков, требуемых для развития инновационной деятельности.
Рассчитаем эффективность проведения тренинга по развитию навыков, требуемых для развития инновационной деятельности.
Длительность тренинга составляет 2 дня, пройти его должны руководители подразделений и сотрудники проектного отдела (всего 16 человек), а также операционный управляющий.
Проведем экономическую оценку реализации мероприятий по управления корпоративной культурой на основании прохождения персоналом тренингов.
Как известно, экономическая эффективность предусматривает соизмерение затрат, связанных с разработкой управленческого решения, и результатов, полученных от его реализации. Значение полученной в результате такого расчета величины прибыли без учета капитальных затрат, связанных с разработкой управленческого решения, не может являться абсолютным измерителем экономической эффективности разработанного управленческого решения, так как организации не безразлично, какой ценой получена эта прибыль. Поэтому для оценки экономической эффективности используется ряд показателей, расчет которых выполняется по специальным методикам, с использованием необходимых приемов и методов. Таким образом сущность оценки состоит, с одной стороны, в определении направлений получения экономического эффекта, выявлении факторов, формирующих этот эффект, а с другой – в объективной оценке затрат, связанных со всеми этапами разработки и реализации управленческого решения.
Социальная эффективность разработанных методик управления корпоративной культурой и повышения эффективности взаимодействия в ПАО «НК «Роснефть» обусловлена изменениями взаимоотношений сотрудников, а также комфортностью отношений в коллективе, что повысит производительность труда.
Факторами, формирующими экономическую эффективность, выступают:
- Снижение потерь рабочего времени
- Повышение эффективности использования рабочего времени и эффективности командного взаимодействия.
Следствием внедрения разработанных мероприятий станет повышение эффективности работы и взаимодействия персонал, что даст возможность снизить потери рабочего времени на величину Т:
, (1)
Где Тп – снижение потерь рабочего времени (благодаря сплочению коллектива, за счет снижения внутригрупповых конфликтов потери рабочего времени можно будет снизить на 0,5 часа за смену на 1 сотрудника);
Тсм – длительность рабочей смены (8 часов).
Проведем расчет:
Таким образом, трудоемкость работы персонала ПАО «НК «Роснефть» снизится на 6,25%.
Следствием уменьшение потерь рабочего времени будет рост производительности труда сотрудников ПАО «НК «Роснефть» на величину П, которая рассчитывается по формуле:
, (2)
Проведем расчет:
Проведенные расчеты свидетельствуют, что производительность труда персонала ПАО «НК «Роснефть» повысится на 6,67%.
Увеличение продуктивности труда сотрудников даст возможность оказать дополнительный объем услуг (V) тем же составом персонала ПАО «НК «Роснефть»:
, (3)
Где VБ – базовый объем оказания услуг одним сотрудником ПАО «НК «Роснефть» в год (19 885,1 тыс. руб.)
Проведем расчет:
V = 19885,1 * 6,67% / 100 = 21211,4 тыс. руб.
Объем оказания услуг после реализации разработанных мероприятий:
Vпл = 19885,1 + 1326,3 = 21211,4 тыс. руб.
За счет увеличения предоставления услуг будет получена дополнительная прибыль (Э), которая составит:
Эv = ПБ *V/VБ, (4)
где ПБ – прибыль базовая (до реализации разработанного управленческого решения) на одного сотрудника в год (2100,1 тыс. руб.); Проведем расчет:
Следовательно, прибыль на одного сотрудника после реализации мероприятий будет составлять:
Ппл = 2100,1 + 140,08 = 2240,18 тыс. руб.
Общее снижение потерь рабочего времени даст условную экономию затрат на оплату труда (поскольку оплата сотрудников осуществляется почасово, то оплачиваются и неэффективные потери рабочего времени):
ЗП = ДТ*ЗП, (5)
где ЗП – средняя заработная плата сотрудника в месяц (42,5 тыс. руб.)
Проведем расчет:
Условная экономия заработной платы будет составлять 2,65 тыс. руб. в месяц на одного сотрудника. За год условная экономия заработной платы одного сотрудника составит:
Эзп = 2,65 * 12 = 31,8 тыс. руб.
Общее снижение потерь рабочего времени дает также условную экономию численности сотрудников ПАО «НК «Роснефть» (Чраб ):
Чраб = Т * Fпол, (6)
где Fпол – полезный фонд рабочего времени одного сотрудника в месяц (176 часов).
Условная экономия численности персонала составит 11 часов в месяц на одного сотрудника (т.е. у каждого из специалистов ПАО «НК «Роснефть» высвободится 11 часов рабочего времени).
Результаты определения экономического эффекта от внедрения разработанных мероприятий представлены в таблице 11.
Таблица 4
Результаты совершенствования корпоративной культуры ПАО «НК «Роснефть»
Фактор, формирующий экономическую эффективность |
Показатель экономической эффективности |
1. Уменьшение фактических затрат рабочего времени (Трв) |
6,25% |
2. Повышение продуктивности труда (П) |
6,67% |
3. Прирост объема предоставления услуг (V) |
1326,3 тыс. руб. |
4. Экономический эффект, Э v |
140,08 тыс. руб. |
5. Условная экономия заработной платы, ЗП |
2,65 тыс. руб. |
6. Условная экономия численности персонала, Чраб |
11 часов |
Источник: составлена автором
Как свидетельствуют проведенные расчеты, вследствие реализации разработанных мероприятий в работе ПАО «НК «Роснефть» фактические затраты рабочего времени сотрудников отдела по работе с корпоративными клиентами и отдела по работе с физическими снизятся на 6,25%, а продуктивность труда возрастет на 6,67%.
Реализация данных мероприятий позволит увеличить объем предоставляемых услуг одним сотрудником до 21211,4 тыс. руб. в год (на 1326,3 тыс. руб. в сравнении с базовым показателем), а прибыль на одного сотрудника в год возрастет до 2240,18 тыс. руб. (на 140,08 тыс. руб.).
Таким образом, для повышения эффективности работы ПАО «НК «Роснефть» были разработаны направления совершенствования управления корпоративной культурой и взаимодействия членов коллектива. В целях инновационного развития компании существует необходимо прохождения сотрудниками компании специальных тренингов, направленных на развитие навыков, требуемых для развития инновационной деятельности. Были определены затраты и экономическая эффективность разработанных мероприятий. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности их реализации на практике.
Выводы по третьей главе
Развитие корпоративной культуры в компании реализуется при помощи опыта и интуиции руководства ввиду отсутствия в ПАО «НК «Роснефть» центра развития и оценки эффективности корпоративной культуры.
Введение американских и европейских санкций против России в связи с «аннексией» Крыма в 2014 году и последующая реализации правительственной программы по импортозамещению выявили необходимость ускорения темпов перехода компаний реального сектора на инновационные модели развития.
На основе проведённого анализа корпоративной культуры и выявленных недостатков были разработаны направления её развития. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий показала целесообразность их внедрения.
Заключение
Актуальность проведения анализа и совершенствования корпоративной культуры заключается в том, что она является мощным стратегическим инструментом, позволяющим работнику комфортно существовать в рабочей среде, усваивая нормы и ценности компании.
Суть исследования заключается в анализе корпоративной культуры и методов её развития в целях повышения эффективности деятельности организации.
В работе был проведен анализ современных теоретических и практических работ направленных на формирование корпоративной культуры компании. Практическое исследование вопроса было проведено на примере нефтедобывающего предприятия ПАО «НК «Роснефть».
Анализ корпоративной культуры показал, что потенциал корпоративной культуры компании используется не в полной мере, в связи с чем были определены основные направления её развития:
- разработка системы поддержки рационализаторских предложений в области бизнес-процессов компании;
- разработка системы мотивации новаторских инициатив;
- развитие механизма саморегуляции процессов;
- внедрение постоянных семинаров и тренингов, направленных на развитие навыков, требуемых для развития инновационной деятельности;
- переформулирование миссии, принципов и ценности компании, с учетом их большей ориентированности на инновационное развитие;
- популяризация и отражение в корпоративной культуре нового мышления, присущего инновационной культуре.
Следствие реализации разработанных рекомендаций планируется повысить эффективность деятельности ПАО «НК «Роснефть».
Библиография
- Аудиторское заключение о бухгалтерской отчётности ПАО «НК «Роснефть» [Электронный ресурс] / Центр раскрытия корпоративной информации . URL: http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=6505&type=3 (Дата обращения: 17.01.2018)
- Базаров Т.Ю. Крымчанинова М.В. // Управление корпоративной культурой. – 2010. – №4. – С.240-254
- Батукова Л.Р. О необходимости рассмотрения с позиции теории систем проблемы перехода (переведения) экономики на инновационную модель развития для достижения приоритетов, намеченных в программных статьях В.В. Путина // Формирование экономического портрета национальной инфраструктуры страны: методологический и теоретический аспекты. М.: Экономика и финансы. – 2015. – С. 106
- Булгаков А. В. Принцип культурного опосредования как основа сравнительного анализа результатов исследований межгрупповой адаптации в организациях / А. В. Булгаков. - (Социальная психология) // Вестник РГГУ. – 2015. – № 10. – С. 37-59.
- Годовой отчет ПАО «НК «Роснефть» за 2016 год. [Электронный ресурс] / Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть». URL: http://www.rosneft.rU/attach/0/02/01/a_report_2016.pdf. (Дата обращения: 17.01.2018)
- Дорошин И. А. Ордерная диагностика медийных аспектов организационной культуры / И. А. Дорошин. - (Научный отдел). - (Психология): Введение: Теоретический анализ концептов оргкультуры, субкультуры и медиакультуры: Модифицирование методики ордерной диагностики организационной культуры для целей изучения медиакультуры организации: Заключение // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – Вып. 3. – С. 71-75.
- История компании «Роснефть». [Электронный ресурс] / Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть». URL: http://www.rosneft.ru/about/history/. (Дата обращения: 17.01.2018).
- Кодекс деловой и корпоративной этики ПАО «НК «Роснефть». М. 2015 – 16 с.
- Корпоративная культура. [Электронный ресурс] / Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть». URL: https://www.rosneft.ru/Development/culture/. (Дата обращения: 17.01.2018)
- Ловцова Н. И. Анализ организационной культуры банка: социологический подход / Н. И. Ловцова, М. А. Жучкова. - (Социологические науки) // Инновационная деятельность. – 2014. – № 4. – С. 98-105.
- Макеева В.Г. Культура предпринимательства. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 218 с.
- Миссия ПАО «НК «Роснефть». [Электронный ресурс] / Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть». URL: https://www.rosneft.ru/docs/report/2015/shmuz_2.html. (Дата обращения: 17.01.2018)
- Основные принципы системы корпоративного управления. [Электронный ресурс] / Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть». URL: https://www.rosneft.ru/docs/report/2015/4.1.html. (Дата обращения: 17.01.2018)
- Особенности корпоративной культуры банков // Сorpculture.ru – Институт корпоративной культуры – консалтинг, проведение тренингов, семинаров. URL: re.ru/content/osobennosti-korporativnoi-kultury-bankov
- Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть». URL: http://rosneft.ru/. (Дата обращения: 17.01.2018)
- Персонал «Роснефть». [Электронный ресурс] / Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть». URL: http://www.rosneft.ru/about/history/. (Дата обращения: 17.01.2018).
- Попельницкая Т. Б. Структурный анализ факторов сильной организационной культуры успешных коммерческих компаний г. Красноярска / Т. Б. Попельницкая. - (Управление и бизнес) // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2014. - № 6. - С. 47-52.
- Попов AM., Плотников В.А. Выбор новой модели развития и модернизация: основы перехода к инновационной экономике // Известия СПбУЭФ. – 2012. – №2. – С. 197-219.
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»).
- Регионы России. «Общество знания» как условие реализации стратегии модернизации и инновационного развития [Электронный ресурс]: монография/ В.В. Авилова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2013.— 276 c.
- Родионова О.Ю. Исследование развития организационной культуры предприятий // ЭКОНОМИНФО. – 2016. – №25. – С. 33-38.
- Севрюгина, Н. И. Культура организации: учебное пособие / Н. И. Севрюгина. - Москва: Прондо, 2016. - 230 с.
- Соколова В.С., Коноплёва Г.И. Организационная культура: понятие, виды, факторы // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-4. – С.457-458.
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N2227-p).
- Тихомирова О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учебное пособие для студентов вузов / О.Г. Тихомирова. - Москва: ИНФРА-М, 2011. – 150 с.
- ТхуЧанг То. Анализ организационной культуры: сущность и эволюция развития / ТхуЧанг То. – (Экономика) // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2014. - № 3. - С. 94-96
- ТхуЧанг То. Исследование организационной культуры: методология количественной оценки и анализа / ТхуЧанг То. – (Экономика) // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2014. – № 2. – С. 130-133
- Хмельницкая Н. И.Организационная культура: учебное пособие / Н. И. Хмельницкая; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет.образоват. учреждение высш. проф. образования «Челяб. гос. ун-т», Фак. заоч. и дистанц. обучения. - Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2014. – 214 с.
- Шрайберг Н. Ю. Организационная культура университета и инновационных компаний в восприятии студентов томских вузов / Н. Ю. Шрайберг, С. А. Литвина. - (Корпоративная культура университета) // Университетское управление: практика и анализ. – 2016. – № 101 (1). – С. 65-72
Приложения
Приложение 1
Структура корпоративного управления ПАО «НК «Роснефть»[[32]]
Приложение 2
Содержание разделов Кодекс деловой и корпоративной этики ПАО «НК «Роснефть»
-
Булгаков, А. В. Принцип культурного опосредования как основа сравнительного анализа результатов исследований межгрупповой адаптации в организациях / А. В. Булгаков. - (Социальная психология) // Вестник РГГУ. – 2015. – № 10. – С. 37. ↑
-
Дорошин И. А. Ордерная диагностика медийных аспектов организационной культуры / И. А. Дорошин. - (Научный отдел). - (Психология): Введение: Теоретический анализ концептов оргкультуры, субкультуры и медиакультуры: Модифицирование методики ордерной диагностики организационной культуры для целей изучения медиакультуры организации: Заключение // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – Вып. 3. – С. 71. ↑
-
Базаров Т.Ю. Крымчанинова М.В. // Управление корпоративной культурой. – 2010. – №4. – С.240 ↑
-
Базаров Т.Ю. Крымчанинова М.В. // Управление корпоративной культурой. – 2010. – №4. – С.241 ↑
-
Регионы России. «Общество знания» как условие реализации стратегии модернизации и инновационного развития [Электронный ресурс]: монография/ В.В. Авилова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2013.— С. 101. ↑
-
Булгаков, А. В. Принцип культурного опосредования как основа сравнительного анализа результатов исследований межгрупповой адаптации в организациях / А. В. Булгаков. - (Социальная психология) // Вестник РГГУ. – 2015. – № 10. – С. 38. ↑
-
Регионы России. «Общество знания» как условие реализации стратегии модернизации и инновационного развития [Электронный ресурс]: монография/ В.В. Авилова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2013.— С. 102. ↑
-
Хмельницкая, Н. И.Организационная культура: учебное пособие / Н. И. Хмельницкая; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет.образоват. учреждение высш. проф. образования «Челяб. гос. ун-т», Фак. заоч. и дистанц. обучения. - Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2014. – С. 86 ↑
-
Тихомирова О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учебное пособие для студентов вузов / О.Г. Тихомирова. - Москва: ИНФРА-М, 2011. – С. 44 ↑
-
Макеева В.Г. Культура предпринимательства. - М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 169. ↑
-
ТхуЧанг То. Анализ организационной культуры: сущность и эволюция развития / ТхуЧанг То. – (Экономика) // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2014. - № 3. - С. 95. ↑
-
Попельницкая Т. Б. Структурный анализ факторов сильной организационной культуры успешных коммерческих компаний г. Красноярска / Т. Б. Попельницкая. - (Управление и бизнес) // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2014. - № 6. - С. 48. ↑
-
Хмельницкая Н. И.Организационная культура: учебное пособие / Н. И. Хмельницкая; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет.образоват. учреждение высш. проф. образования «Челяб. гос. ун-т», Фак. заоч. и дистанц. обучения. - Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2014. – C.92 ↑
-
Ловцова Н. И. Анализ организационной культуры банка: социологический подход / Н. И. Ловцова, М. А. Жучкова. - (Социологические науки) // Инновационная деятельность. – 2014. – № 4. – С. 100 ↑
-
Тихомирова О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учебное пособие для студентов вузов / О.Г. Тихомирова. - Москва: ИНФРА-М, 2011. – С.99. ↑
-
Шрайберг Н. Ю. Организационная культура университета и инновационных компаний в восприятии студентов томских вузов / Н. Ю. Шрайберг, С. А. Литвина. - (Корпоративная культура университета) // Университетское управление: практика и анализ. – 2016. – № 101 (1). – С. 70 ↑
-
Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть». URL: http://rosneft.ru/. (Дата обращения: 17.01.2018) ↑
-
История компании «Роснефть». [Электронный ресурс] / Официальный сайт ОАО «НК «Роснефть». URL: http://www.rosneft.ru/about/history/ (Дата обращения: 17.01.2018) ↑
-
Там же. ↑
-
История компании «Роснефть». [Электронный ресурс] / Официальный сайт ОАО «НК «Роснефть». URL: http://www.rosneft.ru/about/history/ (Дата обращения: 17.01.2018) ↑
-
Там же ↑
-
Годовой отчет 2016 ПАО «НК «Роснефть». [Электронный ресурс] / Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть». URL: http://www.rosneft.rU/attach/0/02/01/a_report_2016.pdf. (Дата обращения: 17.01.2018) ↑
-
Аудиторское заключение о бухгалтерской отчётности ПАО «НК «Роснефть» [Электронный ресурс] / Центр раскрытия корпоративной информации . URL: http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=6505&type=3 (Дата обращения: 17.01.2018) ↑
-
Аудиторское заключение о бухгалтерской отчётности ПАО «НК «Роснефть» [Электронный ресурс] / Центр раскрытия корпоративной информации . URL: http://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=6505&type=3 (Дата обращения: 17.01.2018) ↑
-
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N2227-p) ↑
-
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N2227-p) ↑
-
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N2227-p) ↑
-
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») ↑
-
Попов AM., Плотников В.А. Выбор новой модели развития и модернизация: основы перехода к инновационной экономике // Известия СПбУЭФ. – 2012. – №2. – С. 198 ↑
-
Батукова Л.Р. О необходимости рассмотрения с позиции теории систем проблемы перехода (переведения) экономики на инновационную модель развития для достижения приоритетов, намеченных в программных статьях В.В. Путина // Формирование экономического портрета национальной инфраструктуры страны: методологический и теоретический аспекты. М.: Экономика и финансы. – 2015. – С. 106 ↑
-
Булгаков А. В. Принцип культурного опосредования как основа сравнительного анализа результатов исследований межгрупповой адаптации в организациях / А. В. Булгаков. - (Социальная психология) // Вестник РГГУ. – 2015. – № 10. – С. 39. ↑
-
Основные принципы системы корпоративного управления. [Электронный ресурс] / Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть». URL: https://www.rosneft.ru/docs/report/2015/4.1.html. (Дата обращения: 17.01.2018 ↑