Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты мотивации
1.1. Понятие и сущность мотивации
1.2. Сущность и содержание системы трудовой мотивации персонала
1.3. Основные теории мотивации
2. Анализ мотивации ООО «Газэнергосеть Белгород»
2.1. Краткая характеристика ООО «Газэнергосеть Белгород»
2.2. Формы и методы мотивации сотрудников ОО «Газэнергосеть Белгород»
3. Пути совершенствования мотивации персонала в ООО «Газэнергосеть Белгород»
3.1. Рекомендации по совершенствованию мотивации персонала
2.1. Краткая характеристика ООО «Газэнергосеть Белгород»
ООО «Газэнергосеть Белгород» входит в Группу компаний «Газпром газэнергосеть». Представляет интересы ООО «Газпром газэнергосеть» в Белгородской и Курской областях.
ООО «Газэнергосеть Белгород» имеет многолетний опыт работы на рынке сжиженного углеводородного газа как в Белгородской области, так и в Центрально-Черноземном регионе [20].
По объемам реализованного сжиженного углеводородного газа через газонаполнительную станцию и розничную сеть автозаправочных станций в Центрально-Черноземном регионе России ООО "Газэнергосеть Белгород" занимает одно из лидирующих положений.
Миссия общества заключается в бесперебойном снабжении потребителей сжиженным газом и нефтепродуктами посредством развития сети автомобильных заправочных станций.
Основные задачи ООО «Газэнергосеть Белгород»:
- прием, хранение, переработка и снабжение потребителей сжиженным газом;
- слив, налив, смешивание сжиженных газов;
- обеспечение бесперебойной и безаварийной работы комплекса;
- переоборудование автотранспорта для работы на сжиженном газе;
- строительство автомобильных газозаправочных станций (АГЗС);
- оптовая, розничная реализация сжиженных газов и установление цены их реализации;
- мелкооптовая торговля;
- товарообменные, инвестиционные виды деятельности, связанные с основными видами деятельности общества;
- осуществление внешнеэкономической деятельности;
- осуществление коммерческо-посреднической деятельности;
- организация подготовки и повышения квалификации кадров [20].
2.2. Формы и методы мотивации сотрудников ОО «Газэнергосеть Белгород»
На рис.2.1 представлен состав персонала в ООО «Газэнергосеть
Белгород»
Рис.2.1. Состав персонала в ООО «Газэнергосеть Белгород» в 2018 году [20]
Как видно из рис.2.1, анализируемое предприятие укомплектовано 97,5%. Наилучший интерес специалистов по безопасности - 99,1%, т. е. Почти полностью укомплектованных персоналом. Управляющий персонал оснащен только 94,7%.
Анализ движения рабочей силы в ООО «Газэнергосеть Белгород» представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Данные о движении рабочей силы
Показатели |
2016 |
2017 |
2018 |
Общая численность работающих на начало года |
1413 |
1678 |
1641 |
Общая численность работающих на конец года |
1678 |
1641 |
1635 |
Среднесписочная численность |
1456 |
1649 |
1622 |
Принято в течение года |
366 |
118 |
94 |
Выбыло в течение года |
101 |
155 |
100 |
Уволено за нарушения трудовой дисциплины |
6 |
4 |
5 |
Уволилось по собственному желанию |
55 |
43 |
27 |
Уволилось по сокращению штатов |
0 |
8 |
5 |
Количество работников, проработавших весь год |
1334 |
1541 |
1549 |
Коэффициент оборотапо приему |
0,2514 |
0,0716 |
0,0580 |
Коэффициент оборота по выбытию |
0,0694 |
0,0940 |
0,0617 |
Коэффициент постоянства |
0,9162 |
0,9345 |
0,9550 |
Коэффициент текучести кадров |
0,019 |
0,0285 |
0,0197 |
Коэффициент нарушений дисциплины |
4,1209 |
2,4257 |
3,0826 |
Продолжение таблицы 2.1 |
|||
Коэффициент восполнения |
3,6238 |
0,7613 |
0,9400 |
Коэффициент сменяемости |
0,0694 |
0,0716 |
0,0580 |
Источник [Личная разработка Седых А.С.]
Таким образом, текучесть кадров составляет 0,0197, и он упал на 112,4% по сравнению с предыдущим годом. Скорость принятия снижается в течение анализируемых трех лет, а абсолютное изменение составило 0,19. Это говорит о том, что компания расширяет компанию и привлекает новых сотрудников. Но, наоборот, старается сократить количество сотрудников.
Чтобы выполнить это 56 сокращение, рассмотрим коэффициент выхода на пенсию, который в 2017 году был выше 0,0246, чем в 2016 году. Число отчислений на равные 43 чел., что, скорее всего, было связано с уменьшением средней заработной платы.
Но в 2018 году это соотношение уменьшилось до 0,0617, а число выпущенных самостоятельно также сократилось до 27 человек. Из этого можно сделать вывод, что компания улучшила кадровую политику и увеличила среднюю заработную плату, поэтому увеличила производительность.
Кадровую политику в ООО «Газэнергосеть Белгород» осуществляет отдел кадров при непосредственном участии генерального директора ООО «Газэнергосеть Белгород».
Отдел кадров планирует следующие изменения:
1) потребность в замещении персонала по годам в связи с их не соответствием требований организации, с уходом на пенсию, увольнением, переходом на инвалидность и т. д.;
2) потребность в снижении численности персонала вследствие сокращения объемов производства, простоев неплатежей и т. д.;
3) потребность в расширении численности персонала в связи с расширением, с развитием предпринимательской деятельности и т. д.
Кадровая политика ООО «Газэнергосеть Белгород» ведется по трем направлениям:
– политика планирования, отбора и найма, подбора и расстановки, высвобождения кадров;
– политика обучения работников, профориентации и адаптации, переподготовки, аттестации и оценки уровня квалификации, профессионального продвижения;
– политика организации оплаты и стимулирования труда мотивации, обеспечения безопасности персонала.
Кадровая стратегия ООО «Газэнергосеть Белгород» сведена в таблицу 2.2.
Таблица 2.2 - Кадровая стратегия ООО «Газэнергосеть Белгород»
Показатель |
Стратегия |
|
Численность персонала |
Численность персонала постоянная, незначительно изменяющаяся; привлечение персонала со стороны носит единичный характер, используются в основном внутренние трудовые ресурсы; |
|
Квалификации работников |
Повышение уровня квалификации работников, соответствующего их личным возможностям и производственной необходимости проводится на основе аттестации кадров и системы повышения квалификации |
|
Уровень заработной платы |
Уровень заработной платы носит стабильный характер. Повышение уровня оплаты труда осуществляется через систему премий |
|
Мотивация и стимулирование персонала |
Мотивация и стимулирование персонала осуществляется через систему премирования |
|
Планирование и развитие карьеры |
Планирование и развитие карьеры происходит через систему кадрового резерва |
Источник [Личная разработка Седых А.С.]
В целом, отметим, что условия труда в ООО «Газэнергосеть Белгород» созданы таким образом, чтобы каждому сотруднику было приятно приходить на работу, и на рабочих местах созданы комфортные условия труда.
Также на предприятии есть компенсационная система, включающая такие элементы, как: оформление согласно Трудовому Кодексу РФ; заработная плата выплачивается своевременно, стабильно; очередные отпуска предоставляются и оплачиваются в соответствии с законодательством; больничные листы оплачиваются; в случае рождения ребенка сотрудник получает все соответствующие выплаты: оплату декретного больничного листа, пособие по уходу за ребенком. Во время декретного больничного листа и отпуска по уходу за ребенком за сотрудником сохраняется рабочее место; новогодние подарки семьям сотрудников, имеющим детей.
Для оценки существующей системы мотивации в ООО «Газэнергосеть Белгород» во время написания курсовой работы был произведен анонимный опрос сотрудников ООО «Газэнергосеть Белгород». В опросе участвовало 66 человек различного пола, образования, трудового стажа.
Из таблицы 2.3 следует, что в ООО «Газэнергосеть Белгород» сотрудники заинтересованы в материальном поощрении в виде премий по итогам работы за год (100%), индексации заработной платы (95%), из не денежных видов поощрения сотрудники предпочитают оплаченную медицинскую страховку (85%) и оплату путёвок на отдых (93%).
Таблица 2.3 – Материальные стимулы, побуждающие Вас к трудовой деятельности
Наименование метода |
Показатель |
Денежные: |
|
потребность постоянного получения заработной платы |
98% |
вознаграждение за выслугу лет |
45% |
по итогам работы за год |
100% |
индексация заработной платы |
93% |
-не денежные оплата транспортных расходов |
60% |
оплата мобильного телефона |
56% |
оплата путёвок на отдых |
89% |
медицинская страховка |
89% |
Источник [Личная разработка Седых А.С.]
Как представлено на рис. 2.2, наиболее стимулирующими методами является психологическая атмосфера (98%), профессиональное признание (96 %) и получение премий (93%). При чём, если последнее является методом стимулирования исключительно материальным, то первые два выступают, как методы нематериального стимулирования, что немаловажно для творческих профессий.
Рис. 2.2. Компоненты корпоративной культуры, наиболее стимулирующие работников ООО «Газэнергосеть Белгород» к деятельности, %
Стоит отметить, что из 66 респондентов на вопрос о том, влияет ли корпоративная культура на стимулирование труда, положительно ответили 53 респондента (80%), ещё 13 (20%) затруднились ответить. Отрицательных результатов получено не было.
Исходя из этого можно сделать вывод, что корпоративная культура имеет высокую степень влияния на стимулирование труда и рабочий процесс в целом (рис.2.3).
Рис. 2.3. Влияние корпоративной культуры на стимулирование труда
Приведём следующие результаты, полученные в ходе исследования на вопрос, о наиболее выраженных компонентах корпоративной культуры учреждении?»
- обмен информацией и взаимодействие между структурными подразделениями учреждениями - 93%;
- дружеские взаимоотношения в коллективе - 89%;
- поздравление сотрудников с праздниками - 89%;
- комфортное место работы - 69%;
- возможности профессионального роста - 63%;
- определённый стиль одежды сотрудников - 61%;
- материальные льготы и вознаграждения - 43%.
По итогам этих данных, можно сделать вывод, что превалируют методы нематериального характера, такие как обмен информацией и взаимодействие между структурными подразделениями гостиницы - 93%, дружеские взаимоотношения в коллективе - 89%, поздравление сотрудников с праздниками - 89%, что говорит о хорошо развитом нематериальном методе стимулирования сотрудников (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Субъективная оценка респондентов о степени выраженности корпоративной культуры в ООО «Газэнергосеть Белгород», %
Как показано на рис. 2.4, наиболее эффективными методы нематериального стимулирования выступают: вручение грамот, дипломов 97%, комфортное рабочее место 82%, перспектива карьерного роста - 79 %. Наименее эффективно проявляется возможность получения дополнительного образования (39%), материальное вознаграждение (30%) и предоставление путёвок на отдых (5%), при этом отмечаются противоречия с вышеизложенными данными.
Рис.2.5. Субъективная оценка респондентов об эффективности применения стимулов в ООО «Газэнергосеть Белгород», %
Отмечается тенденция, что сотрудники предпочитают, например, оплаченные путёвки на отдых или предоставление возможности получения дополнительного образования, но в силу настоящего экономического кризиса руководство ООО «Газэнергосеть Белгород» не имеет возможности применения этих стимулов в процессе стимулирования работников. Из этого следует, что руководству организации следует применять другие нематериальные методы стимулирования труда, например, повышать у сотрудников чувство приверженности, гордости и лояльности к ООО «Газэнергосеть Белгород».
На втором этапе обработки полученных в ходе исследования данных был рассчитан индекс мотивации (как частное от деления рейтинга восприятия на рейтинг ожидания). С помощью Шкалы Лайкерта т.к. её довольно легко построить, она обеспечивает относительную надежность даже при небольшом количестве суждений, при этом полученные данные легко обрабатывать. Данные представлены в виде табл. 2.4, 2.5.
Таблица 2.4 – Индекс стимулирования Лайкерта в ООО «Газэнергосеть Белгород»
ПОКАЗАТЕЛЬ |
Индекс |
Достойный уровень зарплаты, премии, надбавки |
0,4 |
Хорошие условия труда |
0,8 |
Возможность профессионального (карьерного) роста |
0,6 |
Престижность учреждения |
0,5 |
Предоставление дополнительного отдыха |
0,6 |
Удовлетворение от занятия делом |
0,5 |
Проведение праздничных мероприятий |
0,7 |
Возможность повышения образования |
0,5 |
Наличие свободного времени |
0,4 |
Дружный коллектив |
1 |
Соблюдение социальных гарантий |
0,6 |