Файл: Дифференциация продукта на отраслевом рынке (Теоретические аспекты дифференциации продуктов)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты дифференциации продуктов
1.1. Понятие дифференциации и виды продукта
1.2. Дифференциация продукта как способ конкуренции
1.3. Положительные и отрицательные эффекты дифференциации
Глава 2. Исследование дифференциации продуктов на примере
ООО «Тывинский Агропромышленный комбинат»
2.1. Краткая характеристика предприятия
ООО «Тывинский Агропромышленный Комбинат»
Глава 3. Рекомендации по дифференциации продукции
Фонд оплаты труда в 2018 г. по сравнению с 2017 г. снизился на 6 108 тыс. руб., это произошло из-за снижения выпуска продукции; в 2017 г. по сравнению с 2016 г. фонд заработной платы увеличился на 6,64%, что составило 3 264 тыс. руб.
Материальные затраты в 2018 г. по сравнению с 2017 г. снизились на 320 тыс. руб., что составило 0,7 %. В 2017 г. по сравнению с 2016 г. наблюдается увеличение материальных затрат на 180 тыс. руб., или на 0,39%. Также наблюдается увеличение темпов роста основных производственных фондов в 2016 г. они составили 9 500 тыс. руб., в 2017 г. произошло увеличение на 103,6% или на 300 тыс. руб., а в 2018 г. по сравнению с 2017 г. произошел спад на 1,23% или на 120 тыс. руб.
Таблица 1
Анализ технико-экономических показателей ООО «Тывинский Агропромышленный комбинат»[34]
Показатели |
Значение по годам |
Изменения |
|||||
% 2017 г./ 2016 г. |
(+/-) 2017 г./ 2016 г. |
% 2018 г./ 2017 г. |
(+/-) 2018 г./ 2017 г. |
||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1) Товарная продукция в сопоставимых ценах (ТП), тыс. руб. |
3 459 876 |
3 668 346 |
3 662 820 |
106,00 |
+208 470 |
99,85 |
-5 526 |
2) Себестоимость, тыс.руб. |
1 822 423 |
1 993 600 |
1 929 320 |
109,40 |
+171 177 |
96,70 |
-64 280 |
3) Прибыль от реализации, тыс.руб. |
1 633 146 |
1 670 315 |
1 729 260 |
102,30 |
+58 945 |
103,53 |
+58 945 |
4) Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (ОПФ), тыс. руб. |
9 500 |
9 800 |
9 680 |
103,16 |
+300 |
98,77 |
-120 |
5) Материальные затраты (МЗ), тыс. руб. |
45 840 |
46 020 |
45700 |
100,39 |
+180 |
99,30 |
-320 |
6) Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала (ППП), чел |
197 |
200 |
198 |
101,52 |
+3 |
99,00 |
-2 |
7) Фонд оплаты труда (ФОТ), тыс. руб. |
49 176 |
52 440 |
46 332 |
106,64 |
+3 264 |
88,35 |
-6 108 |
8) Оборотные средства (ОбС), тыс. руб. |
700 |
800 |
760 |
114,28 |
+100 |
95,00 |
-40 |
9) Амортизация (А), тыс. руб. |
900 |
900 |
900 |
- |
- |
- |
- |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
10) Коммерческие расходы, тыс. руб. |
1 518 |
1 615 |
1 475 |
106,39 |
+97 |
91,33 |
-140 |
11) Управленческие расходы, тыс. руб. |
27 89 |
2 816 |
2 765 |
100,96 |
+27 |
98,19 |
-51 |
12) Общие ресурсы, тыс. руб. (3+4+5+7) |
96 216 |
100 260 |
93 672 |
104,20 |
+4044 |
93,43 |
-6 588 |
13) Среднегодовая выработка одного работающего, тыс.руб. |
17 562,8 |
18 341,70 |
18 499,31 |
104,43 |
+778,9 |
100,85 |
+157,4 |
14) Фондовооруженность, тыс. руб./чел. |
48,22 |
49 |
48,88 |
101,62 |
+0,78 |
99,75 |
-0,12 |
Оборотные средства в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличились на 100 тыс. руб. или на 14,28%, а в 2018 г. произошло уменьшение на 40 тыс. руб., что составило 5%.
В общем, по всем ресурсам в 2017 г. по сравнению с 2016 г. наблюдается увеличение темпов роста. В 2018 г. по сравнению с 2017 г. наблюдается уменьшение почти по всем ресурсам, только производительность труда в 2018 г. возросла на 0,85% по сравнению с 2017 или на 157,4 тыс. руб./чел.
Среднегодовая выработка одного работающего в 2016 г. составила 17 562,8 тыс.руб., в 2017 г. она увеличилась на 4,43% и составила 18 341,70 тыс.руб., в 2018 - 18 499,31 тыс.руб.
Качество продукции является одним из основных факторов, влияющих на объем ее реализации. На предприятии продукция вырабатывается только из натурального сырья без стабилизаторов и красителей. Продукция вырабатывается по утвержденным в установленном порядке стандартам, сертифицирована по стандартизации, метрологии и сертификации. Специалистами лабораторий предприятия и санитарно-эпидемиологической станции города ведется строгий химический и бактериологический контроль за качеством сырья, материалов и припасов, готовой продукции, а также контроль за ходом технологического процесса.
2.2. Анализ товарной политики
ООО «Тывинский Агропромышленный Комбинат»
Оценим емкость молочной продукции Республики Тыва по отдельным видам (табл. 2). Наибольший удельный вес занимает производства молока, кефира и сметаны в несколько раз меньше. Наименьший удельный вес занимает производство масло «Крестьянское».
Таблица 2
Емкость рынка молочной продукции Республики Тыва
по отдельным видам[35]
Вид молочных продуктов, т |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Молоко |
39484 |
34155 |
33935 |
Кефир |
10717 |
11071 |
10900 |
Сметана |
8874 |
10020 |
10101 |
Творог |
9138 |
9279 |
9100 |
Масло |
3443 |
3021 |
3316 |
Далее нужно оценить долю ООО «Тывинский агропромышленный комбинат» на рынке республики в целом и по отдельным видам продукции (таблица 3).
Таблица 3
Доля ООО «Тывинский АПК» на рынке Республики Тыва[36]
Год |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Доля компании на рынке в целом, % |
15,76 |
17,58 |
17,71 |
По отдельным видам продукции |
|||
Молоко, % |
17,89 |
20,61 |
20,42 |
Кефир, % |
8,99 |
8,7 |
9,36 |
Сметана, % |
14,48 |
12,82 |
13,46 |
Творог, % |
18,52 |
18,24 |
19,34 |
Масло «Крестьянское», % |
8,40 |
10,14 |
9,23 |
Из таблицы 3 видно, что доля ООО «Тывинский агропромышленный комбинат» на рынке в целом с каждым годом возрастает, так в 2016 г. она составила 15,76%, в 2017 г. она возросла на 1,82% и составила 17,58, а в 2018 г. она доля достигла 17,71%. Увеличение доли по молоку и творогу, произошло за счет снижения производства данной продукции по всей области.
Доля производства продукции ООО «Тывинский АПК» за 2017–2018 год, представлена на рисунках 1–2.
Рисунок 1. Доля производства продукции на рынке Республики Тыва ООО «Тывинский АПК» в 2017 г., тонны[37]
Рисунок 2 . Доля производства продукции на рынке Республики Тыва ООО «Тывинский АПК» за 2018 г., тонны[38]
Далее выявим наиболее перспективные и, наоборот, самые «слабые» продукты предприятия ООО «Тывинский Агропромышленный комбинат», с помощью матрицы БКГ. С помощью матрицы можно получить решение о том, какой ассортимент товара следует развивать и беречь, а какие нужно ликвидировать.
Необходимо составить список производимой продукции, которые будут анализироваться с помощью матрицы, а также собрать данные об объеме продаж или прибыли за прошедший год и аналогичные данные по продажам конкурента. Для предприятия ООО «Тывинский Агропромышленный Комбинат», это ООО «Сырторг». Анализ темпов роста рынка за 2016–2018 гг. представлен в таблице 4.
Рассчитав темпы роста рынка, можно увидеть, что в 2018 г. произошел спад по производству масла на 0,15%, молока на 0,15% и спад производства сметаны на 0,24%. Также наблюдается увеличение производства творога на 10,34%.
Таблица 4
Анализ темпов роста рынка за 2016–2018 гг. [39]
Продукция |
Выручка ООО «Тывинский АПК», тыс. руб. |
Темпы роста рынка, % |
Выручка ООО «Сырторг», тыс. руб. |
||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||
Масло |
142914,22 |
151527,44 |
151300 |
99,85 |
162344 |
Молоко |
164434,88 |
174342,72 |
174080 |
99,85 |
341620 |
Творог |
2962382,5 |
2866480,11 |
2975000 |
110,34 |
2884700 |
Сметана |
224813,75 |
238358,75 |
238000 |
99,76 |
285910 |
Далее нужно посчитать относительную рыночную долю. Для этого возьмем объем продаж анализируемых продуктов предприятия и поделим ее на объем аналогичного товара конкурента. Анализ относительной рыночной доли за 2016–2018 гг. представлен в таблице 5.
Таблица 5
Анализ относительной рыночной доли за 2016–2018 гг. [40]
Продукция |
Выручка ООО «Тывинский АПК», тыс. руб. |
Темпы роста рынка, % |
Выручка ООО «Сырторг», тыс. руб. |
Относительная доля рынка, % |
||
2016 |
2017 |
2018 |
||||
Масло |
142914,22 |
151527,44 |
151300 |
99,85 |
162344 |
93,20 |
Молоко |
164434,88 |
174342,72 |
174080 |
99,85 |
341620 |
50,96 |
Творог |
2962382,5 |
2866480,11 |
2975000 |
110,34 |
2884700 |
103,13 |
Сметана |
224813,75 |
238358,75 |
238000 |
99,76 |
285910 |
83,24 |
Далее нужно построить матрицу Бостонской консалтинговой группы (БКГ). Исходные данные, для ее построения представлены в таблице 6.
Таблица 6
Исходные данные для построения БКГ[41]
Краткое название продукта |
Продажи |
Продажи конкурента |
Доля рынка |
Темпы роста рынка |
Масло |
151300 |
162344 |
0.93 |
99,85% |
Молоко |
174080 |
341620 |
0.51 |
99,85% |
Творог |
2975000 |
2884700 |
1.03 |
110,34% |
Сметана |
238000 |
285910 |
0.83 |
99,76% |
Матрица БКГ представлена на рисунке 3.