Файл: Дифференциация продукта на отраслевом рынке (Теоретические аспекты дифференциации продуктов)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты дифференциации продуктов
1.1. Понятие дифференциации и виды продукта
1.2. Дифференциация продукта как способ конкуренции
1.3. Положительные и отрицательные эффекты дифференциации
Глава 2. Исследование дифференциации продуктов на примере
ООО «Тывинский Агропромышленный комбинат»
2.1. Краткая характеристика предприятия
ООО «Тывинский Агропромышленный Комбинат»
Глава 3. Рекомендации по дифференциации продукции
Рисунок 3. Матрица БКГ[42]
Распределение продуктов по категориям представлено в таблице 7.
Таблица 7
Распределение продуктов по категориям[43]
Распределение продуктов по категориям |
|||
Категория |
Число |
Продажи |
Инвестиции |
Звезды |
1 |
2975000 |
0 |
Дойные коровы |
4 |
563380 |
0 |
Проблема |
0 |
0 |
0 |
Собаки |
0 |
0 |
0 |
Распределение продаж представлено на рисунке 4.
Рисунок 4. Распределение продаж[44]
Интерпретация матрицы предоставлена в таблице 8.
Таблица 8
Интерпретация матрицы
Оси координат делят диаграмму BCG на четыре сектора (квадранта) |
|
Звезды (левый верхний сектор) |
Перспективные продукты, обеспечивающие будущее компании, лидеры на растущем рынке |
Преимущество лидерства и рост рынка |
Рекомендуется обращать больше внимания на эти продукты и активно инвестировать в их развитие, т.к. в будущем, по мере роста рынка, это обеспечит рост доходов компании. |
Дойные коровы (левый нижний сектор) |
Источник стабильных доходов, не имеющий, однако, больших перспектив. |
Преимущество лидерства |
Основная стратегия для этих бизнес - единиц - сохранение существующего уровня. Инвестировать в их развитие рекомендуется в объеме, необходимом для поддержания доли рынка. |
Вопросительные знаки (правый верхний сектор) |
Перспективные бизнес - единицы с высокой степенью неопределенности |
Рост рынка |
Как правило, требуют значительных затрат для увеличения доли рынка. Однако, инвестиции в «вопросительные знаки» связаны с высоким уровнем риска, поэтому не рекомендуется направлять на их развитие слишком большую долю средств. |
Собаки (правый нижний сектор) |
Направления, которые не приносят высоких доходов и не имеют текущих перспектив. Таких продуктов не должно быть много и в их развитие, как правило, не рекомендуется инвестировать существенные средства, так как они не обеспечивают долгосрочную конкурентоспособность компании. Обычная стратегия для «собак» заключается в получении максимального дохода при минимальных инвестициях и последующем исключении продукта из портфеля. |
По матрице БКГ наблюдается, что наибольшие количество товаров на предприятии ООО «Тывинский агропромышленный комбинат» товары – «Звезды», к ним относится творог. Перспективные продукты, обеспечивающие будущее компании, лидеры на растущем рынке. Так же на предприятии имеются «Дойные коровы». К ним относятся – масло, молоко и сметана. Источник стабильных доходов, не имеющий, однако, больших перспектив.
Анализ деятельности конкурентов с помощью системы семантических дифференциалов представлен в таблице 9.
Таблица 9
Анализ деятельности конкурентов с помощью системы
семантических дифференциалов[45]
Вид молока |
Качество |
Цена |
Финансовое положение |
Сбыт |
Новый продукт |
Маркетинговые исследования |
Имидж |
«Молоко» |
8 |
7 |
7 |
7 |
9 |
5 |
10 |
«Заря» |
6 |
9 |
9 |
5 |
5 |
7 |
7 |
«Тывинский АПК» |
8 |
5 |
6 |
7 |
5 |
7 |
8 |
Выводы
Проведенный анализ показал, что доля ООО «Тывинский агропромышленный комбинат» на рынке в целом с каждым годом возрастает, так в 2016 г. она составила 15,76%, в 2017 г. она возросла на 1,82% и составила 17,58, а в 2018 г. она доля достигла 17,71%. Увеличение доли по молоку и творогу, произошло за счет снижения производства данной продукции по всей области.
По матрице БКГ наблюдается, что наибольшие количество товаров на предприятии ООО «Тывинский агропромышленный комбинат» товары – «Звезды», к ним относится творог. Перспективные продукты, обеспечивающие будущее компании, лидеры на растущем рынке. Так же на предприятии имеются «Дойные коровы». К ним относятся – масло, молоко и сметана. Источник стабильных доходов, не имеющий, однако, больших перспектив.
Слабой стороной предприятия ООО «Тывинский агропромышленный комбинат» является развитие новых продуктов. В связи с этим предлагается диверсификация деятельности - производство детских молочных продуктов: молоко, сметана, кефир, творог.
Глава 3. Рекомендации по дифференциации продукции
ООО «Тывинский Агропромышленный комбинат»
Так как по лепестковой диаграмме было выявлено, что слабой стороной предприятия ООО «Тывинский агропромышленный комбинат» является цена и развитие нового продукта, то первое предлагаемое мероприятие по увеличению прибыли – производство линии детских молочных продуктов: молоко, сметана, кефир, творог.
Для того чтобы предприятие могло увеличить прибыль предлагается ввести в производство линию детских молочных продуктов: молоко, кефир, сметана, творог. Для этого необходимо приобрести линию по производству детского молочного питания. Оборудование для производства детского питания включает: загрузочную емкость (ВДП); роторно-вакуумная установка (РВУ); гомогенизатор; насос винтовой; накопительная емкость; дозатор-полуавтомат. Состав и стоимость линии по производству детского молочного питания представлена в таблице 10.
Таблица 10
Состав и стоимость линии по производству детского молочного питания[46]
Состав линии |
Стоимость, тыс. руб. |
Загрузочная емкость |
780 |
Роторно-вакуумная установка |
890 |
Гомогенизатор |
580 |
Насос винтовой |
340 |
Накопительная емкость |
730 |
Дозатор-полуавтомат |
160 |
Итого |
3480 |
Линии по производству продуктов комплектуются оборудованием, позволяющим строго выполнить технологию их приготовления.
Приобретение линии по производству детского молочного питания обойдется предприятию в 3 480 тыс. руб. Мощность линии – 20 тонн в сутки.
Организация построит линию за счет чистой прибыли.
Также предприятие будет нести расходы, связанные с приобретением оборудования по приготовлению детской продукции – 12 840 тыс. руб., найму и оплате труда пятнадцати человек, которые будут работать на этой линии, на покупку сырья. Затраты предприятия, которые связаны с производством детского молочного питания представлены в таблице 11.
Таблица 11
Годовые затраты предприятия, связанные с производством детского молочного питания[47]
Статьи расходов |
Сумма, тыс. руб. |
Материальные затраты |
5995,70 |
Затраты на оплату труда |
4895 |
Отчисления |
1335,30 |
Амортизация |
614 |
Итого |
12840 |
Годовые затраты предприятия в связи с производством детской молочной продукции составят 12 840 тыс. руб.
Предполагаемый ассортимент продукции представлен в таблице 12.
Таблица 12
Предполагаемый ассортимент продукции и цены[48]
Наименование продукции |
Вес упаковки |
Цена за 1 шт. |
Детский творог |
200 гр. |
42 руб. |
Детский кефир |
200 гр. |
23 руб. |
Детская сметана |
200 гр. |
26 руб. |
Детское стерилизованное витаминизированное молоко |
300 гр. |
36 руб. |
Предполагается, что новая продукция будет пользоваться большим спросом в связи с повышением рождаемости в районе. Данная продукция поступала бы на реализацию во все торговые точки Кызыла, а также близлежащие деревни, города, торгующие продукцией комбината, что было бы удобно для покупателей. Кроме того, это мероприятие нашло бы поддержку городских и областных властей. Предположительно в первый год работы молочный комбинат произведет следующее количество продукции:
– Детский творог – 47 289 кг по цене 210 руб./кг (1 упаковка 200 гр. – 42 руб.);
– Детский кефир – 51 001,20 л по цене 115 руб./л (1 упаковка 200 гр. – 23 руб.);
– Детская сметана – 24 686,40 л по цене 130 руб./л (1 упаковка 200 гр. – 26 руб.);
– Детское молоко – 14 767,20 л по цене 120 руб./л (1 упаковка 300 гр. – 36 руб.);
Ожидаемые доходы от производства новой продукции представлены в таблице 13.
Таблица 13
Ожидаемые годовые доходы от производства новой продукции[49]
Вид продукции |
Выпуск продукции, кг, л |
Цена за упаковку, руб. |
Вес упаковки, гр. |
Количество упаковок, шт. |
Общая стоимость, тыс. руб. |
Детский творог |
47 289 |
42 |
200 |
236 448 |
9 930,82 |
Детский кефир |
51 001,20 |
23 |
200 |
255 006 |
5 865,14 |
Детская сметана |
24 686,40 |
26 |
200 |
123 432 |
3 209,23 |
Детское стерилизованное витаминизированное молоко |
14 767,20 |
36 |
300 |
49 224 |
1 772,06 |
Итого |
- |
- |
- |
- |
20 777,45 |
Из таблицы следует, что выручка молокозавода от производства детский линии молочных продуктов составит 20 777,45 тыс. руб.
Прогнозный отчет о финансовых результатах представлен в таблице 14.
Таблица 14
Прогнозный отчет о финансовых результатах предприятия,
тыс. руб. [50]
Показатели |
До внедрения мероприятия |
После внедрения мероприятия |
Экономический эффект |
1 |
2 |
3 |
4 |
Выручка от реализации |
3 662 820 |
3 683 597,45 |
20 777,45 |
Себестоимость продукции |
1 929 320 |
1 942 160 |
12 840 |
Прибыль от продаж |
1 733 550 |
1 741 437,45 |
7 887,45 |
Продолжение таблицы 14
Прочие доходы |
5 845 |
5 845 |
- |
Прочие расходы |
5 485 |
9 304 |
3819 |
Прибыль до налогообложения |
1 733 910 |
1 737 978,45 |
4 118,45 |
Налог на прибыль |
346 782 |
347 595,69 |
813,69 |
Чистая прибыль |
1387128 |
1390382,76 |
3254,76 |
Как следует из таблицы 15, увеличение объемов продаж увеличит выручку на 20 777,45 тыс. руб., она составит – 3 683 597,45 тыс.руб., себестоимость продукции – на 12 840 тыс.руб., прибыль от продаж увеличится до 1 741 434,45 тыс.руб., что больше – на 7 887,45 тыс. руб., чистая прибыль увеличится на 3 254,76 тыс. руб.
Выводы
Так как по лепестковой диаграмме мы выявили, что слабой стороной предприятия ООО «Тывинский агропромышленный комбинат» является цена и развитие нового продукта, то предлагаемое мероприятие по увеличению прибыли - производство детских молочных продуктов: молоко, сметана, кефир, творог. Данное мероприятие увеличит выручку на 20 777,45 тыс. руб., прибыль от продаж на 7 887,45 тыс. руб. и чистую прибыль на 3 254,76 тыс. руб.
Заключение
Под дифференциацией продуктов можно понимать выделение продукта конкретного производителя в глазах потребителей от остальных продуктов отрасли. Дифференциация является значимым фактором в конкурентоспособности фирмы. Дифференциация товаров также способствует наиболее полному удовлетворению потребностей потребителей.