Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. В последнее время все более очевидным становится тот факт, что будущее любой организации напрямую зависит от возможностей и роста производительности труда ее сотрудников. С другой стороны, будущее любого сотрудника зависит от его ценности для организации и руководителя, ценности его знаний, умений и навыков. Каждый руководитель имеет свой арсенал технологий управления персоналом. И грамотные руководители всегда стараются задействовать инновационные технологии в интересах сотрудников и компании. Таким образом, актуальность исследования обусловлена повышением роли человеческого фактора в системе управления организацией, концентрацией внимания руководителей на поиск инновационных технологий в работе с подчиненными, выборе оптимального стиля руководства.

Многочисленные работы выдающихся зарубежных и отечественных ученых посвящены широкому спектру проблем, связанных с управлением, в частности вопросам поиска, подбора и отбора работников организаций, стилй руководства. Над решением таких проблем работали Дуракова И.Б., Кибанова А.Я., Виноградская А., Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л., Савченко В.А., Грэхем Х.Т., Беннетт Р.А. Проблемы теории, методологии и практики управления персоналом изучали С. Г. Дзюба, П. В. Журавель, Д. М. Иванцевичи, В. М. Колпаков, А. А. Лобанов, В. В. Адамчук, Е. А. Уткин, Ф. Ю. Поклонский, М. Г. Рак, Д. С. Синк, Г. М. Скударь, А. А. Томпсон, С. В. Шекшня и многие другие отечественные и зарубежные ученые. А вопросам формирования и функционирования системы управления персоналом посвящены работы Н. Д. Лукьянченко, Л. В. Балабановой и А. В. Сардак, Л. Б. Пошелюжной, А.В. Крушельницкой, Д.П. Мельничук и другие.

Цель исследования: определить стиль руководства как основу эффективного управления организацией на примере Уральский ООО "ДНС Ритейл".

Задачи исследования:

1) Раскрыть теоретические аспекты управления и стилей руководства.

2) Исследовать эффективность управления и доминирующий стиль руководства в Уральский ООО "ДНС Ритейл".

3) Привести основные мероприятия по совершенствованию стиля руководства в организации ООО "ДНС Ритейл".

Объект исследования: система управления ООО "ДНС Ритейл".

Предмет исследования: совершенствование системы управления ООО "ДНС Ритейл".

При подготовке курсовой работы использовались такие методы исследования как: анализ и синтез, сравнение и наблюдение, обобщение и систематизация изученного материала.


Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования. Так, курсовая работа включает в себя введение, в котором ставится цель исследования, формулируются актуальность, объект и предмет работы, описываются задачи исследования; основную часть, которая последовательно раскрывает тему курсовой работы и состоит из трех глав; заключения, в котором подводятся итоги работы, формулируются выводы по исследованию; списка использованных источников литературы, который демонстрирует масштаб проведенного исследования с точки зрения анализа имеющегося теоретического и практического материала, а также приложений.

1. Теоретические аспекты формирования стиля руководства как эффективного способа управления организацией

1.1. Классификации стилей руководства в организации

Свое концептуальное наименование социально-психологические стили управления получили в связи с их определяющей ролью в создании психологической атмосферы в коллективе, общего фона отношений среди сотрудников, что определенным образом влияет на эффективность деятельности каждого коллектива.

К. Левин [5] экспериментально вывел и описал три основных стиля управления: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), либеральный (нейтральный, невмешивающийся). Коротко рассмотрим их психологическую характеристику:

1.Авторитарный стиль

Характеризуется централизацией власти в руках руководителя. Руководитель использующий авторитарный стиль не только единолично принимает решения, но и жестко определяет деятельность подчиненных, лишая их инициативы. Он заранее планирует решения и дела, подчиненным известны лишь ближайшие цели, они имеют минимум информации. Также он контролирует деятельность подчиненных, основываясь на силе своей власти, любую критику пресекает, его голос — решающий.

Эффективность применения авторитарного стиля руководителем выражается в том, что:


  1. уменьшается риск принятия неаргументированного решения;
  2. в ходе обсуждения возникают альтернативы, новые варианты решений, невозможные при индивидуальном анализе;
  3. появляется возможность учесть позиции, интересы каждого работника.

Однако К. Левин отмечал и существенный недостаток этого стиля управления, а именно: неэффективность при принятии управленческого решения в экстренных ситуациях; при низкой квалификации работников и низком культурном уровне их развития, и зависящая от некоторых особенностей личности управляемых и управляющего (например, при высокой степени конформности, внушаемости, низкой коммуникабельности и др.).

2. Демократический стиль

Характеризуется децентрализацией своей управленческой власти. Руководитель, принимая решения, консультируется с подчиненными и тем самым включает их в систему принятия управленческих решений. Он сообщает подчиненным достаточную информацию, чтобы они участвовали в управлении, и делегирует свои функции и полномочия подчиненным. При этом приветствует и стимулирует проявление инициативы подчиненных.

3. Либеральный стиль

Характеризуется минимальным вмешательством руководителя в дела подчиненных. Руководитель действует как посредник, обеспечивающий сотрудников информацией, материалами, необходимыми для работы и опускает контроль или осуществляет его при давлении либо «сверху» либо «снизу». Как правило, в такой группе существуют несколько человек, которые фактически управляют группой.

Иногда форма и содержание стиля не совпадают: авторитарный, по сути, руководитель ведет себя внешне демократично (улыбается, вежлив, благодарит за участие в дискуссии, но решения принимает единолично и до начала дискуссии) или наоборот. Таким образом, эффективность управления не зависит от стиля работы руководителя (управляющего). Это значит, что актуальный способ принятия решения не может являться критерием эффективности либо неэффективности.

По традиционной системе классификации Д. МакГрегора (рис 1.) [2] стиль может быть автократичным, т.е. сосредоточенным на работе (это одна крайность) и либеральным — сосредоточенным на человеке (другая крайность). Стиль конкретного руководителя будет находиться в одной из точек автократично-либерального континуума.

Автократичный Демократичный Либеральный

Рис.1. Автократично-либеральный континуум стилей руководства

1. Автократичный стиль


Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Иерархическое деление в таких организациях, как правило, очень строгое, каналы сбора информации работают четко и оперативно. Д. МакГрегор назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией «X», согласно которой:

1. Люди не любят трудиться и при возможности избегают работы;

2. У людей нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;

3. Больше всего люди хотят защищенности;

4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

2. Демократичный стиль

Демократичный руководитель предпочитает механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Организации с доминированием демократичного стиля характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Демократичный лидер старается создать ситуацию, в которой люди сами мотивируют себя, потому что их работа сама является вознаграждением. Исследования позволяют утверждать, что руководители — приверженцы как теории X, так и теории Y — достигают значительных успехов в бизнесе [5].

Предпосылки демократичного руководителя по отношению к работникам или теория «Y»:

1. Труд — процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней;

2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;

3. Приобщение является функцией вознаграждения и связано с достижением цели.

4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

В современном подходе [4] основными критериями для выделения стилей послужили: психологический фон взаимоотношений руководителя с подчиненными, отношение к полномочиям (узурпация, делегирование, уклонение). Следует отметить, что в рамках современного подхода выделяется 4 типа управления: директивный, коллегиальный, устраняющийся, динамический. Рассмотрим основные характеристики каждого из них.


1.Директивный (автократический)

Основан на единовластии руководителя. Характеризуется опорой руководителя на свое личное мнение в принятии решений, централизацией полномочий, поддержанием иерархической структуры взаимоотношений в коллективе, жестким структурированием и контролем работы подчиненных, ограничением их самостоятельности и инициативы, психологическим давлением на них, негибкостью в поведении, использованием преимущественно жестких методов руководства коллективом, угроз и наказаний, стратегии принуждения, а также жесткой регламентацией поведения сотрудников. Этот стиль продуктивно используется в качестве, базового (основного) на начальных этапах развития коллектива, при жесткой организации производственной деятельности или в ситуациях, требующих принятия решений в условиях дефицита времени и с высокой ответственностью за последствия.

Исследования [7, 24] психологов показывают, что руководители автократического типа часто добиваются выполнения большего объема работ, чем другие, но высокая продуктивность их подчиненных сопро­вождается низкой степенью удовлетворенности и мотивации труда, меньшей оригинальностью, меньшим дружелюбием в коллективе, отсутствием группового мышления, большей агрессивностью, проявляемой как к руководителю, так и к другим членам коллектива, большей тревожностью и покорностью поведения.

2. Коллегиальный (демократический)

Основан на коллегиальной стратегии отношений с подчиненными и характеризуется опорой на мнение коллектива в принятии решений, делегированием полномочий, разделением власти и привлечением подчиненных к участию в управлении, отсутствием психологической дистанции между руководителем и подчиненными, гибкими методами руководства, направленностью на сплочение коллектива, психологической поддержкой подчиненных, поощрением их самостоятельности, инициативности, стремления к самоуправлению. Этот стиль особенно продуктивен на более высоких ступенях развития коллектива, в производственных условиях, позволяющих принимать коллективные решения, в ситуациях, когда есть время на обсуждение важнейших вопросов, когда руководитель хорошо знает своих подчиненных и может целенаправленно использовать их достоинства для пользы дела и ограничивать проявление недостатков. Для демократического руководства характерна не концентрация ответственности, а ее распределение, что может иметь как положительные, так и негативные последствия «в зависимости от ситуации и результатов принятого решения [9].