Файл: Выбор стиля руководства в организации (Классификация форм власти).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Стили руководства в системе управления персоналом организации
1.1. Основные теории лидерства
1.2. Классификация форм власти
1.3. Характеристика стилей руководства персоналом
2. Оценка стиля руководства персоналом РУПП КИЗ «СИТОМО»
2.1. Характеристика РУПП КИЗ «СИТОМО»
2.2. Система управления персоналом РУПП КИЗ «СИТОМО»
2.3. Особенности выбора стиля руководства персоналом РУПП КИЗ «СИТОМО»
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время развиваются различные направления менеджмента — ситуационный, конфликтный, кризисный, стратегический, инновационный, финансовый, проектный, инвестиционный. Лидерство имеет отношение к каждому из них, но его природа наиболее тесно связана с менеджментом персонала. Она определяется феноменом стиля руководства организацией, необходимостью активизации партнёрских отношений с персоналом. Актуальность выбранной темы курсовой работы подтверждается повышающейся ответственностью администрации при выборе оптимального стиля руководства организацией.
Практика менеджмента доказала, что не только руководители влияют на своих подчиненных, но и последние оказывают сильное влияние на процессы мышления, поведения и деятельность руководителей, а также на процессы выработки и принятия ими эффективных управленческих решений. В этом практическая значимость темы данной курсовой работы.
Эффективность делового общения в коллективе в большой степени зависят от ее руководителя, точнее — от практикуемого им стиля руководства. Стиль руководства - это проявление и выражение индивидуальности руководителя.
На стыке взаимных требований и ожиданий руководителя и коллектива, возникают многочисленные психологические проблемы, способные существенно затруднить деловое общение и снизить эффективность руководства, особенно если это связано с проблемным коллективом и различными интересами кредиторов и агентов рынка. Научиться понимать их природу и заранее принимать необходимые меры в виде коррекции стиля руководства — задача непростая, но вполне разрешаемая, особенно если применять адекватный стиль руководства.
Лидерство — это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей. Природу лидерства часто определяют в связи со способностью влиять на сотрудников, чтобы побудить их работать на цели организации.
Однако, компетентность управленческих отношений не исчерпывается мотивацией. Еще более важно указать курс организации и наделить полномочиями ее персонал. Обеспечить лидерство только мотивационными успехами ("кнутом" либо "пряником") руководителям сегодня не удается.
Предметом исследования выступает стиль руководства персоналом организации.
Объект исследования – республиканское унитарное производственное предприятие КИЗ «Ситомо», расположенное в г.Кобрине Брестской области.
Цель данной курсовой работы – на основе сравнительного анализа стилей руководства выбрать оптимальный стиль руководства персоналом РУПП Кобринский инструментальный завод «Ситомо». Для её достижения необходимо решить задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты стилей руководства персоналом организации;
- охарактеризовать деятельность РУПП Кобринский инструментальный завод «Ситомо» в динамике;
- провести анализ системы управления персоналом РУПП Кобринский инструментальный завод «Ситомо»;
- дать оценку стиля руководства персоналом РУПП Кобринский инструментальный завод «Ситомо»;
- выработать управленческие решения по оптимизации стиля руководства персоналом РУПП Кобринский инструментальный завод «Ситомо».
Для выполнения данной курсовой работы использовались теоретические источники специальной литературы по менеджменту, а также практические данные по предмету исследования РУПП КИЗ «Ситомо».
1. Стили руководства в системе управления персоналом организации
1.1. Основные теории лидерства
Лидер - ключевая фигура в управлении организацией. Лидер организации - человек, эффективно осуществляющий формальное или неформальное руководство и лидерство, оказывающий влияние на отдельных исполнителей или на группы, направляя их усилия на достижение целей организации и выполнение ее миссии.
Для реализации лидерства необходимо наличие соответствия между целями последователей и лидера. Лидер в организации подобно актеру играет заранее определенную роль в каждой конкретной ситуации, но реализует в ней персональную интерпретацию. Каждая роль является лишь отдельно взятым аспектом целостного поведения. С понятием «роль» в менеджменте связаны теории экспектации (ролевых ожиданий, ролевых конфликтов, ролевой напряженности, межличностных отношений).
Первым исследователем лидерства был древнегреческий философ Платон, предложивший следующие типы лидерства в зависимости от их функций:
- правители-философы, разумно и справедливо управляющие организацией;
- военные начальники;
- руководители в отраслях ремесла и земледелия.
Ученые - бихевиористы применяли три подхода к определению значимых трактовок эффективного лидера, на основе которых были разработаны следующие теории лидерства:
1.Подход с позиции личных качеств, так называемая, «теория великих людей»;
2. Поведенческий подход - концепция лидерского поведения;
3. Ситуационный подход.
В менеджменте роль - это комплекс образцов поведения, связанных с осуществлением определенной деятельности ее исполнителем, а также с другими ролями. Лидер, как правило, сталкивается с огромным разнообразием ситуаций, в которых приходится играть конкретную роль, иногда сразу несколько, однако, чаще всего доминирует одна определенная роль. Лидер в наибольшей степени реализует интеграцию целей организации. Идеальную модель лидера - менеджера характеризует оптимальное сочетание различных ролей (см. рис. 1).
Рисунок 1. Классификация «ролей» лидера
Основные теории лидерства выделяют следующие условия успешной реализации ролей:
- все роли должны выполняться во взаимосвязи и динамично;
- ролевая структура деятельности не должна быть дискретной: роли неотделимы друг от друга и обладают некоторым единством;
- любая из ролей должна находиться в развитии, постоянно видоизменяясь, динамично совершенствуясь.
Статус лидера и соответствующий стиль его поведения для обеспечения успешной деятельности организации определяется личностью, образованием, опытом, авторитетом, конкретными обстоятельствами, располагаемыми ресурсами, умением быть надежным, убедительным, ответственным организованным (многие ученые, например, Р. Стогдилл, Р. Манн, У. Беннис и др. отмечают более 40 лидерских качеств). Лидер для повышения эффективности своей деятельности должен владеть самоменеджментом.
Согласно личностной теории лидерства (теории великих людей) лучшие руководители обладают определенным набором общих и значимых для всего персонала личных качеств. Влияние лидера на своих последователей осуществляется по неформальным каналам – через ценностные ориентации, личностные достоинства, экспертную власть, т.е. признание лидера таковым в профессиональном плане, невербальное воздействие, умение всегда быть основным игроком деловой команды, а не индивидуалистом по своим целям.
Составляющие эффективного лидерства могут быть представлены в виде схемы, отражающей четыре его основных черты(см. рис. 2).
Коммуникации по схеме «лидер-последователи»
Разработка сильных для всей команды целей
Доверие к лидеру, основанное на его совокупном авторитете
Гибкость управления на основе предвосхищения угроз и высокой мобильности во всех компонентах деятельности
Рисунок 2. Характеристика эффективного лидерства
Отличие лидера от менеджера является принципиальным. Лидер ориентирует деятельность своих последователей на производство правильных, т.е. нужных потребителю продуктов и услуг, а менеджер добивается того, чтобы подчиненные делали их правильно. Не каждый успешно работающий менеджер является эффективным лидером и наоборот, поскольку их существенные черты находятся в разных измерениях, что отражено в следующей таблице 1.
Таблица 1 - Отличия менеджера от лидера
Менеджер |
Лидер |
Поручает |
Вдохновляет |
Работает по целям других |
Работает по своим целям |
План – основа действий |
Прогнозное видение – основа действий |
Полагается на систему |
Полагается на людей |
Использует доводы |
Использует эмоции |
Контролирует |
Доверяет |
Поддерживает движение |
Дает импульс движению |
Профессионален |
Многофункционален |
Принимает решения |
Превращает решения в реальность |
Делает дело правильно |
Делает правильное дело |
Уважаем подчиненными |
Обожаем последователями |
Менеджеры, как правило, организуют, контролируют работу и несут за ее результаты персональную ответственность, а лидеры способствуют саморазвитию сотрудников способных самоуправляться, вырабатывая общезначимые цели и выстраивая подходы к их достижению. Кроме того, лидеры – это перспективно и нетрадиционно мыслящие люди, вдохновляющие сотрудников тем, что открывают им перспективу, а менеджеры, зачастую, пассивны к процессу выработки целей, будучи инструментом их достижения.
Менеджеры планируют, организуют и контролируют выполнение работы, а лидеры добиваются этого же или большего при помощи определения приоритетов на основе выработки альтернатив и оптимального использования возможностей каждого члена команды. Коммуникации менеджеров и сотрудников, как правило, строятся на основе схемы «руководитель-подчиненные», а у лидеров на основе принципа «лидер-последователи».
Функциональный подход к лидерству остается актуальным и в современном менеджменте. Практически каждая функция менеджмента одновременно является и лидерской: планирование, организация системы управления, мотивация, регулирование, контроль. Но, прежде всего, лидерство обусловлено так называемыми связующими процессами, которые обеспечивают взаимодействие функций. К ним относятся процессы принятия управленческих решений и коммуникаций, а также технологии управления персоналом.
Наиболее важным критерием формирования и развития типологии лидеров в последние десятилетия стал стиль руководства. Лидер отличается:
- особенностями структуры своей власти (власть авторитета, должности, положения в обществе, компетентности), т.е. сочетанием статусной, экономической и духовной власти;
- своими особенными чертами характера, т.е. неповторимыми личными качествами;
- взаимодействием между собой и последователями, т.е. возможностью увеличения "количества" власти на основе успешного взаимодействия с группой;
- особенностями управления персоналом в группе, т.е. техникой группового менеджмента.
Таким образом, до XIX века преобладала статусная и духовная власть лидера, основанная на положении в обществе. Лидерство было персонифицировано и связано с качествами лидеров-правителей. Промышленные революции и возникновение капитализма в XIX веке привели к возникновению власти на основе конституций, должностей, капитала, денег, а также законов, устанавливающих границы персонифицированного влияния и лидерства.
1.2. Классификация форм власти
В настоящее время появились новые слагаемые лидерства, его структура усложнилась, добавилась власть должности. Само понятие власти (кратологии) получило новое развитие. Для науки о власти стало характерным многообразие концепций власти (таблица 2.).
Таблица 2. Концепции власти
Концепция власти |
Характеристика власти |
Поведенческая Функциональная Социальная Информационная |
В основе власти — отношения между группами. Эти отношения позволяют одной группе управлять поведением другой. Средством регулирования этого поведения выступает власть В основе власти —ресурсы, с помощью которых можно влиять на процессы, происходящие в группе, и на ее деятельность для достижения целей организации В основе власти — силы воздействия на сознание последователей лидера. Основная из них — общественное мнение, мнение группы. Если такая власть у руководителя не складывается, то вместо нее приходят силы принуждения В основе власти — информация, которая наиболее значима для формального лидера, а также контроль над информацией |