Файл: Выбор стиля руководства в организации (Классификация форм власти).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Стили руководства в системе управления персоналом организации
1.1. Основные теории лидерства
1.2. Классификация форм власти
1.3. Характеристика стилей руководства персоналом
2. Оценка стиля руководства персоналом РУПП КИЗ «СИТОМО»
2.1. Характеристика РУПП КИЗ «СИТОМО»
2.2. Система управления персоналом РУПП КИЗ «СИТОМО»
2.3. Особенности выбора стиля руководства персоналом РУПП КИЗ «СИТОМО»
Однако, бесспорные достоинства демократического стиля руководства совсем не означают, что авторитарный стиль следует списать в архив. Как ни странно, но почти за полвека исследований стилей руководства однозначной связи между эффективностью работы группы и тем или иным стилем руководства не выявлено: и демократический, и авторитарный стили дают примерно равные показатели продуктивности. В итоге возобладал так называемый ситуационный подход: нет управленческих решений, годных на все случаи жизни: все зависит от конкретной ситуации, определяемой, в свою очередь, множеством самых разнообразных факторов. В их числе: условия деятельности группы, характер решаемых задач, квалификация исполнителей, продолжительность совместной работы и т.д. Набор такого рода факторов и создает неповторимую ситуацию деятельности группы, которая как бы задает, востребует определенные черты стиля руководства.
Ясно, что чем тяжелее, сложнее условия работы коллектива (неплатежеспособность, срыв поставок, углубление процедуры банкротства, конфликты в среде кредиторов и пр.), тем люди более склонны уповать на «сильную руку», на властного и твердого руководителя, способного взять на себя всю ответственность за решение практически нерешаемых проблем.
А уж если достигнут хоть частичный успех, то вырабатывается мнение, что стоит перетерпеть разные там диктаторские замашки. Аналогичным образом дело обстоит и в случаях низкой квалификации исполнителей («пусть начальство думает, ему за это зарплату платят») или разгоревшихся между ними конфликтов, а также во множестве других подобных ситуаций. [8, 217]
Применение авторитарного стиля руководства вполне уместно при наличии двух условий:
- того требует производственная ситуация;
- окружение добровольно и охотно соглашается на авторитарные методы руководства. В случаях кризисной ситуации и начале процедуры банкротства эти условия, как правило, присутствуют.
Положительными сторонами рассматриваемого стиля являются:
- обеспечение четкости и оперативности управления;
- создание единства управленческих действий для достижения поставленных целей;
- минимизация времени принятия решений (в малых организациях обеспечение быстрой реакции на изменение внешних условий);
- не требует особых материальных затрат;
- в «молодых», недавно созданных деловых группах позволяет успешнее (быстрее) справиться с трудностями становления и пр.
К числу недостатков авторитарного стиля руководства следует отнести:
- подавление (неиспользование) инициативы, творческого потенциала исполнителей;
- отсутствие действенных стимулов труда;
- громоздкая система контроля и обюрокрачивание членов деловой группы;
- невысокая удовлетворенность своим трудом;
- высокая степень зависимости работы группы от постоянного волевого прессинга руководителя и прочие.
Преодолеть эти недостатки позволяют экономические и социально-психологические методы управления, свойственные демократическому стилю руководства. Этот стиль позволяет:
- стимулировать проявление инициативы, раскрывать творческий потенциал исполнителей;
- успешнее решать инновационные, нестандартные задачи;
- эффективнее использовать материально-договорные стимулы труда;
- осуществить включение психологических механизмов трудовой мотивации;
- повысить удовлетворенность своим трудом;
- создавать благоприятный психологический климат в коллективе и т.д.
Следует иметь в виду, что демократический стиль руководства имеет наибольшую эффективность в стабильном, устоявшемся коллективе; с высокой квалификацией работников; при наличии активных, инициативных, нестандартно думающих и действующих членов коллектива (пусть даже и в небольшом количестве) и высокой мотивации работников.
Демократический стиль применим в экстремальных производственных условиях, для целей стимулирования инициативы работников, выявления возможности реализации инновационных процессов, создания благоприятного психологического климата. Выработка демократического стиля руководства при управлении предприятием, находящимся в состоянии банкротства, является сложной задачей [11, 51].
Концепция типовых стилей руководства включает в себя и третий — нейтральный, или попустительский. На него обычно обращается мало внимания, так как он крайне редко встречается в практике. Этот стиль характеризуется типичными чертами: уходом от принятия стратегически важных решений; предоставлением делам возможности идти своим чередом; незначительным контролем ситуации и использованием коллективного способа принятия решений для ухода от ответственности; равнодушие к критике; безразличие к окружению и др.
Основоположник теории руководства К. Левин называл этот стиль анархическим, так как его непременные условия — практически абсолютная свобода всех участников управленческого процесса при весьма слабом управленческом воздействии.
Общепризнано, что подобная неконтролируемая свобода почти всегда вредна. Однако возможны ситуации, когда такой стиль руководства оправдан, например, при очень высокой компетентности и ответственности персонала и слабой подготовке руководителя. Вероятно также, что такой стиль может подойти для руководства научными или другими творческими коллективами при непременном наличии сильных и дисциплинированных исполнителей [6, 461].
Приемлемость того или иного стиля руководства определяет в конечном счете ситуация, характеризуемая множеством факторов. Отсюда должно следовать, что руководитель обязан уметь применять любые стили руководства, меняя их в зависимости от ситуации. Но возможно ли такое на практике? А как же быть со знаменитым афоризмом: «Стиль — это человек»? Видимо, следует признать, что абсолютная категоричность суждений в данном случае неуместна. Менять стили руководства «как перчатки» невозможно в силу психологических причин.
Дело в том, что личная предрасположенность человека к авторитарным, демократическим или нейтральным формам поведения в значительной мере определяется его темпераментом, который, в свою очередь, зависит от типа нервной системы человека. А это характеристика врожденная, и изменить ее, в принципе, нельзя.
Поэтому предпочтение того или иного стиля в значительной мере предопределено психологическими характеристиками самой личности управляющего. Заведомо ясно, что если руководитель, например, флегматик, то авторитарные методы руководства людьми будут у него получаться много хуже, чем демократические или нейтральные.
Людям же холерического склада, наоборот, легче и естественнее применять директивные методы управления. Учеными и практикой доказано, что сочетание авторитарного и демократического стилей руководства наиболее успешно получается у руководителей, обладающих сангвиническим темпераментом. Лица, имеющие темперамент меланхолика, руководителями, как правило, не становятся.
Каждого из нас сама природа как бы направляет в сторону того или иного стиля поведения, а следовательно, и руководства. Поэтому, если работник - управляющий и чувствует неодолимую потребность в авторитарных или демократических приемах, ему не следует пытаться радикально поменять свой стиль, даже если того требует ситуация, — ничего не выйдет.
Однако, утверждать на этом основании, что со сложившимся стилем руководства вообще ничего поделать нельзя, было бы ошибкой. Превратиться в одночасье из автократа в демократа, может быть, и нельзя, но скорректировать свой стиль руководства, если того требуют обстоятельства, можно и нужно! Чем разнообразнее «палитра управленческих красок» руководителя, чем шире арсенал способов воздействия на подчиненных, тем больше гарантий успеха в работе.
Вместе с тем нельзя забывать, что выделенные в анализе типовые стили руководства — это «идеальные типы», конструктивные абстракции, в чистом виде в природе деловых отношений не встречающиеся. Любой реальный стиль конкретного руководителя—это всегда некая комбинация приемов из множества стилей, но, конечно, с преобладанием какого-то одного.
Поэтому потенциально управляющий может развить в себе почти любые качества или стилевые черты, которые требуются в конкретной ситуации. Отметим также, что выбор оптимального стиля руководства в диапазоне «авторитарность — демократизм» — задача совсем не простая, поскольку в ее исходных условиях заложено противоречие.
Разные параметры работы регулируются разными методами, «будить» инициативу; создавать творческую атмосферу можно только демократическими средствами; укреплять дисциплину, исполнительность, четкость в работе — преимущественно авторитарными, и, как правило, на этапах становления предприятия или вывода его из кризиса, так как впечатление о руководителе и его потенциальных возможностях, а также система исполнительской дисциплины складываются обычно в первые две-три недели деятельности управляющего.
И вместе с тем каждая процедура включает некий набор производственных ситуаций, требующих ситуационного подхода, что, на первый взгляд, вызывает противоречивость стилей руководства. Снимать это противоречие на практике удается либо ранжированием ситуационных факторов (выбирать то, что на данный момент для работы группы важнее — укрепление дисциплины или стимулирование творческого поиска), либо сочетанием командных и договорных методов управления (обеспечение максимума демократизма на этапе принятия решений и использования авторитаризма на стадии исполнения принятых решений).
Разработанная К. Левиным трехмерная модель стилей руководства была трансформирована в концепцию контиллиума (т.е. непрерывной последовательности) этих стилей, с помощью которой исследователи пытались точнее отразить разнообразие складывающихся в реальной жизни стилевых вариантов.
Например, по Р. Лайкерту существует четыре типа стилей в авторитарно-демократическом контиллиуме:
- эксплуататорско-авторитарный (автократия в чистом виде);
- благосклонно-авторитарный (от наказаний — к поощрениям, ограниченное участие подчиненных в принятии решений);
- консультативно-демократический (большее доверие к подчиненным, делегирование им малозначительных полномочий);
- основанный на участии подчиненных в принятии решений, в том числе важнейших (демократизм в чистом виде).
«Список Лайкерта» лишь уточняет исходную авторитарно-демократическую модель стилей руководства. Когда же было установлено, что прямой зависимости эффективности работы от того или иного стиля не существует, а все определяется производственной ситуацией, исследователи стали разрабатывать принципиально иные модели стилей руководства. В их основу было положено уже не поведение руководителя (как у Левина), а характер сложившейся ситуации — так называемые ситуационные модели.
В модели ситуационного типа, разработанной американским специалистом в области социальной и управленческой психологии Фредом Фидлером, учитываются уже три ситуационных фактора:
- взаимоотношения руководителя с подчиненным;
- привычность производственной задачи, четкость ее формулировки и структурированность;
- должностные полномочия руководителя (возможности контроля действий подчиненных, стимулирования их активности и т.д.).
Согласно модели Ф. Фидлера, эффективность избранного стиля руководства зависит от степени контроля руководителя над ситуацией, которой можно дать количественную оценку по всем трем перечисленным выше параметрам (по специально разработанным шкалам).
Эмпирическими исследованиями подтверждено, что общая величина осуществляемого руководителем ситуационного контроля зависит и сопоставима с эффективностью традиционных стилей руководства следующим образом: руководство авторитарного типа наиболее эффективно в крайних ситуациях, т.е. с высоким или низким ситуационным контролем, в случае же среднего, умеренного ситуационного контроля более эффективен демократический стиль руководства.
Фактический уровень необходимого контроля и изменение его величины динамически в процессе развития ситуации управляющий должен научиться определять в процессе специальной тренировки либо в практической работе. В таком случае все возможные обострения взаимоотношений с партнерами и контрагентами (на собрании акционеров, с деловыми партнерами, банками) будут подконтрольны управляющему.
В отечественной и зарубежной научной и учебной литературе с середины 1970-х гг. активно обсуждается проблема соучаствующего (партисинативного) управления, как одного из вариантов современного стиля руководства, характеризующегося следующими чертами:
- проведение регулярных совещаний руководителя с подчиненными;
- открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;
- вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений;
- делегирование полномочий от руководителя подчиненным;
- участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений;
- создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений и другие [6, 227].
Перечисленные выше черты соучаствующего стиля руководства весьма привлекательны и современны, но не следует забывать о выводе, сделанном исследователями традиционных стилей руководства: абсолютно лучшего стиля в руководстве нет, оптимальность же применения того или иного стиля определяется конкретной ситуацией.