Файл: Выбор стиля руководства в организации (Классификация форм власти).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Власть как основа лидерства, синтезирующая все его элемен­ты, имеет различное качество. Под качеством власти понимается степень соответствия ее своему назначению. Качество власти за­висит от того лидера, который ею пользуется в конкретной хозяй­ственной ситуации. Но можно выделить, по крайней мере, три уровня качества власти в зависимости от особенностей тех источ­ников, которые определяют эту власть (табл. 3).

Таблица 3. Характеристика качества власти

Уровни

качества

власти

Характеристика власти

Первичный

Средний

Высший

Власть, основанная на силе, как средство принуждения. Она ограничена видом деятельности лидера, лишена гибкости. Это власть занимаемой должности

Власть на основе материального богатства, которое дает как положительные ("пряник"), так и отрицательные ("кнут") средства власти

Власть на основе знаний, которые подчиняют себе силу и богатство. В эпоху информационных технологий капитал уступает место владению информацией. Власть имеет тот, кто владеет ин­формацией

Руководителям, действующим в условиях рыночной экономики и стремящимся получать максимальную отдачу от работы коллектива, необходимо учитывать множество факторов, влияющих на его работу, в том числе на выбор стиля руководства или применения тех или иных методов принятия решений.

Как отмечал В. Кузен «Власть над людьми приобретается лишь посредством служения им». Власть необходима для успешной деятельности любой организации. Власть в организации - это ограниченное право использовать экономиче­ские ресурсы организации и направлять усилия коллектива организации или его части на выполнение заданий, миссии и достижение целей организации.

Дж. К. Гэлбрейт дает несколько иное определение власти: «Власть - это способность одно­го человека или целой группы людей навязывать свои цели другим. Ее наличие порожда­ет три вопроса:

1) кто этой властью обладает (ибо это не всегда бывает очевидным);

2) для дос­тижения каких целей ее используют;

3) каким образом добиваются согласия или повинове­ния остальных?»

Исследователи власти, например, И. Френч, Б. Рэйвен, К Хейлс разработали опти­мальную классификацию форм власти:

1. Власть, основанная на принуждении, пожалуй, самая негативная. Исследо­вания, проведенные в странах зрелой рыночной экономики, показали, что организа­ции, использующие власть, основанную на принуждении, характеризуются низкой производительностью труда и не лучшим качеством продукции. Например, Фред Лутанс утверждает: «…хотя принуждение и может привести к временной покорности подчиненного, оно производит нежелательные побочные эффекты - скованность, страх, лесть и отчуждение. Это, в свою очередь, может привести к более низкой произ­водительности труда, неудовлетворенности работой и большой текучести кадров».


2. Власть, основанная на вознаграждении, одна из самых эффективных форм власти, но и здесь есть нюансы. Например, потребности людей имеют уникальный характер: то, что одному представляется вознаграждением, другой так не оценивает. В каждой организации ограничены ресурсы и она не в состоянии вознаграждать многих, да и не всегда знает, какое впечатление произведет то или иное вознаграждение на коллектив.

3. Экспертная власть (разновидность предыдущей) - работник верит, что у возна­граждающего есть специальные знания, которые позволят удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие. Эту форму власти еще называют властью компе­тентности.

4. Законная (традиционная) власть - это воздействие, основанное на традиции. Подчиненный верит, что руководитель имеет законное право отдавать распоряжения и указания. Некоторые специалисты считают, что нельзя полагаться только на традиционную власть, т. к. это обязательно породит проблемы и войдет в противоречие с ценностя­ми современного труженика, связанными с его работой, например, причастностью к организации, участием в некоторых ее мероприятиях.

5. Эталонная власть (власть примера или харизмы) - это воздействие, основанное на личных свойствах оказывающего воздействие, приводящее к тому, что подчиненный тянется к руководителю, добровольно берет с него пример и стремится быть таким же. Обязательным элементом любой власти, одним из определяющих ее свойств, является влияние.

Влияние - поведение человека, изменяющее отношение, поведение и т. п. другого или группы людей. Наиболее яркой характеристикой власти примера является влияние с помощью харизмы.

Харизма - влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников.

В основе этой формы власти лежит не логика, не традиция, а сила личных качеств или способностей выдающейся личности. Можно выделить некоторые характеристики харизматической личности:

- обмен энергией, которую эта личность излучает и заряжает ею подчиненных;

- часто внушительная внешность, но не обязательно красивая, просто умение пре­красно держаться;

- независимость характера, самодостаточность;

- оптимальное восприятие восхищения своей личностью без надменности;

- постоянно достойная и уверенная манера держаться, выглядеть собранным и вла­деющим ситуацией.

Сотрудники чаще испытывают влияние тех, кто обладает импонирующими им чертами характера, на кого хочется быть похожим. Следует отметить, что различные формы власти не существуют изолированно и независимо друг от друга. В любой организации имеет место их взаимодействие, взаимо­проникновение. Существуют также различные источники власти, например:


1. Цепь отношений власти, где один источник переходит в другой: потребитель - собственник - менеджер - маркетолог - непосредственный исполнитель.

2. Один источник власти может выступать в качестве предварительного условия или основания для возникновения и действия другого источника власти: власть государства явилась основой для появления власти прав собственника на средства производства в нашей стране и власти менеджера.

3. Один источник власти прямо или косвенно опосредует влияние другого: власть рынка реализуется через власть собственника, подчиняющего производственный процесс интересам покупателей. Неэффективная власть собственника может при­вести к ослаблению власти рынка над производителем.

4. Различные источники власти могут выступать в отношении друг друга как «субституты», например, власть государства и власть рынка над экономическим поведением или же как «комплименты», например, власть собственника и власть менеджера. Нередко одни и те же источники власти в одних ситуациях могут быть субститутами (взаимозаменять друг друга), а в других ситуациях выступать как комплименты (дополнять друг друга).

В совокупности эти связи образуют систему власти, в рамках которой формируется деятельность, как отдельной организации, так и всей эконо­мической системы, в целом. Изменение границ одного властного отношения влечет за собой изменение границ другого. Конкурентоспособность организации, ее эффективная деятельность в определенной степени зависит от того:

- кто над кем, в какой мере, в каких границах, каким способом осуществляет власть;

- какие виды производственно-коммерческой деятельности власть ограничивает;

- на что власть на­правлена;

- какие возможности она создает.

Таким образом, сложившаяся система власти организации или предприятия мо­жет привести к порядку и эффективности или стать причиной хаоса и бан­кротства организации. А это, прежде всего, зависит от лидера организации. А лидерство – это специфический тип управленческого взаимодействия лидера группы и его последователей, базирующийся на профессиональном сочетании различных форм воздействия на людей для достижения общих целей при помощи активизации и организации их творческого потенциала.

Современный лидер обязательно стратег, но не исключается также и участие сотрудников в формулировке целей и принятии решений. Лидерство связано с той частью менеджмента или управления организацией, которая относится к области управления персона­лом, формирования его воли, стратегии, реализации намеченного и сохранения достигнутого (в основном, социально-психо­логическая сторона управления).


1.3. Характеристика стилей руководства персоналом

Термин «стиль руководства» ясен, хотя и не всем удастся с первой попытки уловить такие родственные понятия как «руководство», «управление», «лидерство» и т.п. Уточним их значения. Под управлением принято понимать процесс организации любых воздей­ствий, направленных на достижение поставленных целей.

Руководство—это лишь часть управленческой деятельности, именно та ее составляющая, в которой раз­личные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных. [14, 412]

Стиль руководства — подход к делу, манера работать, совокупность приемов использования тех или иных организационных и мотивационных средств, свойственных какому-либо органу, работнику. Стиль руководства в большей степени определяется характером, специфическими особенностями деятельности, которой занимается тот или иной орган или должностное лицо. Стиль работы во многом определяется и зависит от личных качеств, психоло­гических особенностей, уровня подготовленности работников, наличия у них необходимых навыков и опыта работы.

Практика работы предприятий и фирм подтверждает, что от того, каков стиль руководства, насколько он соответствует объективным потребностям, решаемым задачам, в большей мере зависит эффективность осуществления процессуальных действий с коллективом и взаимоотношений с деловыми партнерами.

Методы управления каждого из приведенных в первом разделе типов имеют свою область применения, свои достоинства и недостатки, которые могут проявляться в зави­симости от конкретной ситуации в рабочей группе. Искусство руководства в том и состоит, чтобы в данное время, в данном месте и для данной группы ра­ботников подобрать такой комплекс управленческих воздействий (из трех ти­пов), который обеспечит максимальную эффективность работы группы.

При этом на объективную необходимость выбора методов управления того или иного типа накладывается субъективная предрасположенность руководителя к «любимым» навыкам делового общения. Все это вместе и образует в каждом случае свое­образный характер делового общения с окружением, который и называют сти­лем руководства. Люди, занимающие в нашей стране начальственные должно­сти, вырабатывают свой собственный стиль руководства по большей части ин­туитивно, методом «проб и ошибок», годами накапливая положительный опыт. Однако полезно и обращение к научным исследованиям. [17, 204].


Вот уже более полувека в социальной психологии и менеджменте ведет­ся изучение феномена стилей руководства. Накоплен огромный эмпирический материал, построено множество теоретических моделей, различающих по са­мым разным основаниям варианты стилей руководства.

Самой популярной остается до сих пор типология индивидуальных стилей руководства, разрабо­танная еще в 1930-е гг. эмигрировавшим в США немецким психологом Куртом Левиным (1890-1947). Долгожительство этой, ставшей классической, типоло­гии объясняется, скорее всего, ее предельной простотой и наглядностью. В ней выделены три ведущих стиля руководства:

- авторитарный;

- демократический;

- нейтральный (или анархический). [15, 204].

Позднее политизированные американцы заменили термин «нейтральный» на «либеральный». Кроме того, нередко те же самые стили стали обозначать­ся как «директивный», «коллегиальный» и «попустительский».

Отличают эти стили друг от друга многие параметры: характер приня­тия решений, степень делегирования полномочий, способ контроля, набор ис­пользуемых санкций и т.д. Но главное различие между ними — предпочитае­мые методы управления. Группа так называемых командных методов соот­ветствует авторитарному стилю руководства, договорные и социально-психо­логические методы больше отвечают демократическому стилю, нейтральный же (или попустительский) характеризуется вообще бессистемностью в выбо­ре методов управления.

Авторитарный стиль (директивный) характеризуется преимуществен­ным использованием командных методов управления, ориентацией на задачу, централизацией полномочий, единоличностью в решениях, подавлением иници­ативы, жестким контролем.

Данному стилю присущи отсутствие гласности, предпочтение наказани­ям, нетерпимость к критике, устранение неугодных, грубость в общении с под­чиненными.

Демократический стиль (коллегиальный) руководства ориентируется на социально-психологические и экономические методы управления, делегиро­вание полномочий, коллегиальность в решениях, поощрение инициативы, уме­ренный контроль, полное информирование, широкую гласность, предпочтение поощрениям, терпимость к критике, доброжелательность, вежливость, тактич­ность в общении и развитие творчества личности.

В представленных нами характеристиках видны различия стилей руко­водства. Причем характерные черты демократического стиля, конечно же, должны быть милее сердцу не избалованного демократией начинающего бе­лорусского управляющего.