Файл: Выбор стиля руководства в организации (Классификация форм власти).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Стили руководства в системе управления персоналом организации
1.1. Основные теории лидерства
1.2. Классификация форм власти
1.3. Характеристика стилей руководства персоналом
2. Оценка стиля руководства персоналом РУПП КИЗ «СИТОМО»
2.1. Характеристика РУПП КИЗ «СИТОМО»
2.2. Система управления персоналом РУПП КИЗ «СИТОМО»
2.3. Особенности выбора стиля руководства персоналом РУПП КИЗ «СИТОМО»
Власть как основа лидерства, синтезирующая все его элементы, имеет различное качество. Под качеством власти понимается степень соответствия ее своему назначению. Качество власти зависит от того лидера, который ею пользуется в конкретной хозяйственной ситуации. Но можно выделить, по крайней мере, три уровня качества власти в зависимости от особенностей тех источников, которые определяют эту власть (табл. 3).
Таблица 3. Характеристика качества власти
Уровни качества власти |
Характеристика власти |
Первичный Средний Высший |
Власть, основанная на силе, как средство принуждения. Она ограничена видом деятельности лидера, лишена гибкости. Это власть занимаемой должности Власть на основе материального богатства, которое дает как положительные ("пряник"), так и отрицательные ("кнут") средства власти Власть на основе знаний, которые подчиняют себе силу и богатство. В эпоху информационных технологий капитал уступает место владению информацией. Власть имеет тот, кто владеет информацией |
Руководителям, действующим в условиях рыночной экономики и стремящимся получать максимальную отдачу от работы коллектива, необходимо учитывать множество факторов, влияющих на его работу, в том числе на выбор стиля руководства или применения тех или иных методов принятия решений.
Как отмечал В. Кузен «Власть над людьми приобретается лишь посредством служения им». Власть необходима для успешной деятельности любой организации. Власть в организации - это ограниченное право использовать экономические ресурсы организации и направлять усилия коллектива организации или его части на выполнение заданий, миссии и достижение целей организации.
Дж. К. Гэлбрейт дает несколько иное определение власти: «Власть - это способность одного человека или целой группы людей навязывать свои цели другим. Ее наличие порождает три вопроса:
1) кто этой властью обладает (ибо это не всегда бывает очевидным);
2) для достижения каких целей ее используют;
3) каким образом добиваются согласия или повиновения остальных?»
Исследователи власти, например, И. Френч, Б. Рэйвен, К Хейлс разработали оптимальную классификацию форм власти:
1. Власть, основанная на принуждении, пожалуй, самая негативная. Исследования, проведенные в странах зрелой рыночной экономики, показали, что организации, использующие власть, основанную на принуждении, характеризуются низкой производительностью труда и не лучшим качеством продукции. Например, Фред Лутанс утверждает: «…хотя принуждение и может привести к временной покорности подчиненного, оно производит нежелательные побочные эффекты - скованность, страх, лесть и отчуждение. Это, в свою очередь, может привести к более низкой производительности труда, неудовлетворенности работой и большой текучести кадров».
2. Власть, основанная на вознаграждении, одна из самых эффективных форм власти, но и здесь есть нюансы. Например, потребности людей имеют уникальный характер: то, что одному представляется вознаграждением, другой так не оценивает. В каждой организации ограничены ресурсы и она не в состоянии вознаграждать многих, да и не всегда знает, какое впечатление произведет то или иное вознаграждение на коллектив.
3. Экспертная власть (разновидность предыдущей) - работник верит, что у вознаграждающего есть специальные знания, которые позволят удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие. Эту форму власти еще называют властью компетентности.
4. Законная (традиционная) власть - это воздействие, основанное на традиции. Подчиненный верит, что руководитель имеет законное право отдавать распоряжения и указания. Некоторые специалисты считают, что нельзя полагаться только на традиционную власть, т. к. это обязательно породит проблемы и войдет в противоречие с ценностями современного труженика, связанными с его работой, например, причастностью к организации, участием в некоторых ее мероприятиях.
5. Эталонная власть (власть примера или харизмы) - это воздействие, основанное на личных свойствах оказывающего воздействие, приводящее к тому, что подчиненный тянется к руководителю, добровольно берет с него пример и стремится быть таким же. Обязательным элементом любой власти, одним из определяющих ее свойств, является влияние.
Влияние - поведение человека, изменяющее отношение, поведение и т. п. другого или группы людей. Наиболее яркой характеристикой власти примера является влияние с помощью харизмы.
Харизма - влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников.
В основе этой формы власти лежит не логика, не традиция, а сила личных качеств или способностей выдающейся личности. Можно выделить некоторые характеристики харизматической личности:
- обмен энергией, которую эта личность излучает и заряжает ею подчиненных;
- часто внушительная внешность, но не обязательно красивая, просто умение прекрасно держаться;
- независимость характера, самодостаточность;
- оптимальное восприятие восхищения своей личностью без надменности;
- постоянно достойная и уверенная манера держаться, выглядеть собранным и владеющим ситуацией.
Сотрудники чаще испытывают влияние тех, кто обладает импонирующими им чертами характера, на кого хочется быть похожим. Следует отметить, что различные формы власти не существуют изолированно и независимо друг от друга. В любой организации имеет место их взаимодействие, взаимопроникновение. Существуют также различные источники власти, например:
1. Цепь отношений власти, где один источник переходит в другой: потребитель - собственник - менеджер - маркетолог - непосредственный исполнитель.
2. Один источник власти может выступать в качестве предварительного условия или основания для возникновения и действия другого источника власти: власть государства явилась основой для появления власти прав собственника на средства производства в нашей стране и власти менеджера.
3. Один источник власти прямо или косвенно опосредует влияние другого: власть рынка реализуется через власть собственника, подчиняющего производственный процесс интересам покупателей. Неэффективная власть собственника может привести к ослаблению власти рынка над производителем.
4. Различные источники власти могут выступать в отношении друг друга как «субституты», например, власть государства и власть рынка над экономическим поведением или же как «комплименты», например, власть собственника и власть менеджера. Нередко одни и те же источники власти в одних ситуациях могут быть субститутами (взаимозаменять друг друга), а в других ситуациях выступать как комплименты (дополнять друг друга).
В совокупности эти связи образуют систему власти, в рамках которой формируется деятельность, как отдельной организации, так и всей экономической системы, в целом. Изменение границ одного властного отношения влечет за собой изменение границ другого. Конкурентоспособность организации, ее эффективная деятельность в определенной степени зависит от того:
- кто над кем, в какой мере, в каких границах, каким способом осуществляет власть;
- какие виды производственно-коммерческой деятельности власть ограничивает;
- на что власть направлена;
- какие возможности она создает.
Таким образом, сложившаяся система власти организации или предприятия может привести к порядку и эффективности или стать причиной хаоса и банкротства организации. А это, прежде всего, зависит от лидера организации. А лидерство – это специфический тип управленческого взаимодействия лидера группы и его последователей, базирующийся на профессиональном сочетании различных форм воздействия на людей для достижения общих целей при помощи активизации и организации их творческого потенциала.
Современный лидер обязательно стратег, но не исключается также и участие сотрудников в формулировке целей и принятии решений. Лидерство связано с той частью менеджмента или управления организацией, которая относится к области управления персоналом, формирования его воли, стратегии, реализации намеченного и сохранения достигнутого (в основном, социально-психологическая сторона управления).
1.3. Характеристика стилей руководства персоналом
Термин «стиль руководства» ясен, хотя и не всем удастся с первой попытки уловить такие родственные понятия как «руководство», «управление», «лидерство» и т.п. Уточним их значения. Под управлением принято понимать процесс организации любых воздействий, направленных на достижение поставленных целей.
Руководство—это лишь часть управленческой деятельности, именно та ее составляющая, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных. [14, 412]
Стиль руководства — подход к делу, манера работать, совокупность приемов использования тех или иных организационных и мотивационных средств, свойственных какому-либо органу, работнику. Стиль руководства в большей степени определяется характером, специфическими особенностями деятельности, которой занимается тот или иной орган или должностное лицо. Стиль работы во многом определяется и зависит от личных качеств, психологических особенностей, уровня подготовленности работников, наличия у них необходимых навыков и опыта работы.
Практика работы предприятий и фирм подтверждает, что от того, каков стиль руководства, насколько он соответствует объективным потребностям, решаемым задачам, в большей мере зависит эффективность осуществления процессуальных действий с коллективом и взаимоотношений с деловыми партнерами.
Методы управления каждого из приведенных в первом разделе типов имеют свою область применения, свои достоинства и недостатки, которые могут проявляться в зависимости от конкретной ситуации в рабочей группе. Искусство руководства в том и состоит, чтобы в данное время, в данном месте и для данной группы работников подобрать такой комплекс управленческих воздействий (из трех типов), который обеспечит максимальную эффективность работы группы.
При этом на объективную необходимость выбора методов управления того или иного типа накладывается субъективная предрасположенность руководителя к «любимым» навыкам делового общения. Все это вместе и образует в каждом случае своеобразный характер делового общения с окружением, который и называют стилем руководства. Люди, занимающие в нашей стране начальственные должности, вырабатывают свой собственный стиль руководства по большей части интуитивно, методом «проб и ошибок», годами накапливая положительный опыт. Однако полезно и обращение к научным исследованиям. [17, 204].
Вот уже более полувека в социальной психологии и менеджменте ведется изучение феномена стилей руководства. Накоплен огромный эмпирический материал, построено множество теоретических моделей, различающих по самым разным основаниям варианты стилей руководства.
Самой популярной остается до сих пор типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 1930-е гг. эмигрировавшим в США немецким психологом Куртом Левиным (1890-1947). Долгожительство этой, ставшей классической, типологии объясняется, скорее всего, ее предельной простотой и наглядностью. В ней выделены три ведущих стиля руководства:
- авторитарный;
- демократический;
- нейтральный (или анархический). [15, 204].
Позднее политизированные американцы заменили термин «нейтральный» на «либеральный». Кроме того, нередко те же самые стили стали обозначаться как «директивный», «коллегиальный» и «попустительский».
Отличают эти стили друг от друга многие параметры: характер принятия решений, степень делегирования полномочий, способ контроля, набор используемых санкций и т.д. Но главное различие между ними — предпочитаемые методы управления. Группа так называемых командных методов соответствует авторитарному стилю руководства, договорные и социально-психологические методы больше отвечают демократическому стилю, нейтральный же (или попустительский) характеризуется вообще бессистемностью в выборе методов управления.
Авторитарный стиль (директивный) характеризуется преимущественным использованием командных методов управления, ориентацией на задачу, централизацией полномочий, единоличностью в решениях, подавлением инициативы, жестким контролем.
Данному стилю присущи отсутствие гласности, предпочтение наказаниям, нетерпимость к критике, устранение неугодных, грубость в общении с подчиненными.
Демократический стиль (коллегиальный) руководства ориентируется на социально-психологические и экономические методы управления, делегирование полномочий, коллегиальность в решениях, поощрение инициативы, умеренный контроль, полное информирование, широкую гласность, предпочтение поощрениям, терпимость к критике, доброжелательность, вежливость, тактичность в общении и развитие творчества личности.
В представленных нами характеристиках видны различия стилей руководства. Причем характерные черты демократического стиля, конечно же, должны быть милее сердцу не избалованного демократией начинающего белорусского управляющего.