Файл: Налоговый учет по налогу на имущество организаций (ООО «СТРОЙИНВЕСТГРУПП»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические и методологические основы сущности налога на имущество организаций

1.1. Значение налога на имущество организаций и его место в налоговой системе РФ

1.2. Характеристика основных элементов налога на имущество

2. Анализ действующей практики налогообложения имущества организаций (на примере ООО «СТРОЙИНВЕСТГРУПП»)

2.1. Краткая характеристика организации

2.2. Исследование организации налогового учета имущества, подлежащего налогообложения

2.3. Анализ механизма исчисления и уплаты налога на имущество предприятия

3. Перспективы развития налогообложения имущества организаций в РФ

3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию налогообложения имущества предприятий

3.2. Возможности использования зарубежного опыта налогообложения имущества юридических лиц в отечественной практике

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Налог на имущество юридических лиц является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому наряду с подоходным налогом, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими базовые поступления в бюджеты различных уровней, необходимо учитывать и рассматривать особо.

Более того, центральное место в системе налогообложения имущества в России занимает налог на имущество организаций и представляет особый интерес в свете возможных изменений в порядке исчисления и уплаты этого налога.

Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается тем, что налог на имущество организаций является одной из основных статей доходов в бюджете субъектов Российской Федерации.

Объект исследования – ООО «СТРОЙИНВЕСТГРУПП».

Предмет исследования – налоговый учет по налогу на имущество организаций.

Целью работы является анализ механизма налогообложения имущества организаций и определение перспективных направлений его развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить определенные задачи.

  1. Изучить теоретические и методологические основы сущности налога на имущество организаций.
  2. Рассмотреть значение налога на имущество организаций, и его место в налоговой системе РФ.
  3. Охарактеризовать основные элементы налога на имущество .
  4. Проанализировать действующую практику налогообложения имущества организаций (на примере ООО «СТРОЙИНВЕСТГРУПП»).
  5. Исследовать организацию налогового учета имущества, подлежащего налогообложению.
  6. Проанализировать механизм исчисления и уплаты налога на имущество предприятия.
  7. Оценить перспективы развития налогообложения имущества организаций в РФ.
  8. Разработать мероприятия по совершенствованию налогообложения имущества предприятий.
  9. Рассмотреть возможности использования зарубежного опыта налогообложения имущества юридических лиц в отечественной практике .

Теоретической и методологической основой курсовой работы являются законодательные и нормативно-правовые акты РФ; экономическая литература таких авторов как: Аснин Л.А., Астахов В.П., Бабаев Ю.А., Бочаров В.В., Епифанов О.В., Касьянова Г.Ю., Кондраков Н.П., Леонгардт В.А., Гинзбург М.Ю.

В ходе работы были использованы такие методы исследований как: наблюдение, анализ, описание и обобщение, детализация, сравнение, группировки, статистический и логический анализ, схематичный и табличный методы представления данных.


Эмпирическая база исследования. Основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, современные методы научного по знания экономических явлений и процессов, работы экспертных организаций, занимающихся исследованием проблем формирования, утверждения и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий.

Структуру работы определили цели, задачи и методические особенности исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические и методологические основы сущности налога на имущество организаций

1.1. Значение налога на имущество организаций и его место в налоговой системе РФ

Налог на имущество предприятий устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вступает в силу в соответствии с Налоговым кодексом, а также законами субъектов Российской Федерации. С момента вступления его в силу уплата налога является обязательной на территории соответствующего субъекта РФ [1, 2].

Налог на имущество организаций является региональным налогом. Это означает, что сумма налоговых платежей зачисляется в равных долях в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, областные бюджеты области, края, областной бюджет автономного округа и областной бюджет автономного округа, районный бюджет либо городской бюджет по месту нахождения организации.

Особенность всех региональных налогов и сборов на имущество, в частности, заключается в том, что общие принципы его исчисления и порядок передачи устанавливаются на федеральном уровне. Конкретные налоговые ставки и состав предоставляемых налоговых льгот определяются законодательством области [9, с. 146].

Устанавливая налог, представительные (законодательные) органы субъектов РФ определяют ставку налога, сроки и порядок уплаты налога, форму налоговой отчетности.


Когда налог установлен законодательством субъектов РФ, также могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиками [11, с. 85].

Налог на имущество предприятий относится к категории прямых (имущественных доходов) налогов и взимается с собственника имущества (как собственника, так и владельца других реальных прав на имущество). Экономическая сущность этого налога состоит в том, чтобы исключить часть предполагаемого среднего дохода, полученного в конкретных экономических условиях, от использования облагаемого налогом имущества. Это предполагает стимулирующую функцию налога на имущество организаций (субъектов хозяйствования) – увеличение эффективности производственного использования имущества, оптимизация управлением запасов, материалов и сырья [15, с. 63].

В целом, налогообложение имущества, в том числе недвижимости, является общепринятым в развитых странах. Налог на имущество известен с древних времен и когда-то считался самым справедливым из всех возможных налогов.

Во все времена была предпринята попытка обложить налогом имущество в соответствии с его стоимостью. В России налог на имущество организаций в его нынешнем виде представляет собой прямой налог, который берется из имущественного статуса юридического лица [12, с. 93].

При введении налога на имущество на территории РФ преследовались следующие цели: создать заинтересованность предприятий в реализации неиспользованного имущества; стимулировать эффективное использование имущества на балансе организаций. Таким образом, для финансов этот налог выполняет контролирующую и стимулирующую функцию, а при пополнении бюджетов федерации и местных бюджетов – фискальную функцию.

Попытка ввести такие платежи была предпринята ранее в нашей стране, например, в конце 1970-х годов введена оплата основных производственных фондов и нормализованного оборотного капитала. Но он принципиально отличался от налога на имущество по объекту налогообложения и по размеру ставки, а главное – по источнику платежа. Поэтому налог на имущество организаций следует считать новым явлением в отношениях хозяйствующих субъектов с государством [7, с. 16].

Новизна этого платежа в бюджете заключается не только в том, что он носит налоговый характер. При расчете этого налога учитываются принципиально новые элементы затрат, присущие рыночным условиям экономики, которые попадают в налогооблагаемую стоимость имущества.

Эти элементы включают в себя [10, с. 71]:


  • использование механизма ускоренной амортизации и использование индексации при переоценке основных средств с учетом инфляционных процессов;
  • рыночную стоимость основных средств, нематериальных активов;
  • залог имущества и прочие формы его движения, обусловленные колебаниями рынка и поиском путей стабилизации финансового состояния.

Анализ тенденции в бюджетно-налоговой сфере Российской Федерации на основе данных Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы показывает, что четвертым по значимости источником доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ являются поступления налогов на имущество. На долю последних по итогам 2017 года приходится 11,6 % общей суммы доходов [6, с. 13].

По сравнению с 2016 годом поступления этой группы налогов увеличились на 11,9 % или на 133,4 млрд. руб. Именно данная группа налогов демонстрирует по итогам 2017 года наиболее высокие темпы роста.

Так, поступления налога на имущество физических лиц увеличились по сравнению с показателями 2016 года на 44,7 % или на 16,1 млрд. руб., налога на имущество организаций – на 12,0 % (на 91,6 млрд. руб.), а транспортного налога на 11,4 % (на 15,8 млрд. руб.) [9, с. 18].

Наименьшие темпы роста в данной группе налогов демонстрируют поступления земельного налога – 105,4 %, сумма прироста поступлений которого составила 9,6 млрд. руб. (рис. 1).

Рисунок 1. Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2016 и 2017 гг. [6]

Оценка реальной стоимости основных фондов предприятий стала наиболее сложной для налогообложения имущества в период становления в России рыночных отношений проблемой. В постановлении Правительства РФ от 7 декабря 1996 года N 1442 «О переоценке основных фондов в 1997 году» предусматривалось, что переоценке подлежат основные фонды как находящиеся в собственности организаций, так и состоящие в их хозяйственном ведении, оперативном управлении и долгосрочной аренде с правом выкупа [14, с. 92].

Перечислялись и виды имущества, подлежащие переоценке, – здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и пр. Указывалось также, что балансовая стоимость основных фондов при их переоценке должна быть приведена в соответствие с рыночными ценами.

Последнее положение было принципиально новым: в прошлом цены формировались по методу, который не имел никакого отношения к рыночному ценообразованию. Таким образом, с вступлением в силу этого постановления, стало возможным надеяться на более упорядоченные потоки налоговых отчислений с имущества в бюджеты различных уровней [12, с. 49].


В последние годы переоценка основных средств не является обязательной и проводится предприятиями только по собственной инициативе.

1.2. Характеристика основных элементов налога на имущество

Налог на имущество организаций устанавливается гл. 30 НК РФ и вводится на соответствующей территории законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъекта Федерации имеют право устанавливать следующие элементы налогообложения [2]:

  • налоговую ставку в пределах, определенных НК РФ;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • форму отчетности по налогу;
  • налоговые льготы и основы для их использования налогоплательщиком.

Для признания имущества объектом основных средств необходимо одновременное выполнение ряда условий [11, с. 18]:

  • применение в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев;
  • стоимость актива не менее 10 тыс. руб.;
  • использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Не признается объектом налогообложения земля.

Рассмотрим основные элементы налога на имущества организаций (рис. 2).

Рисунок 2. Характеристика налога на имущество организаций [15, с. 89]

К плательщикам налога на имущество организаций относятся [11, с. 44]:

  • российские организации;
  • иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Не являются плательщиками налога на имущество организаций [13, с. 51]:

  • юридические лица, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход;
  • субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Налоговой базой по налогу на имущество выступает среднегодовая стоимость имущества, рассчитанная с учетом начисленного износа, рассчитанного по нормам амортизационных отчислений по стандартам бухгалтерского учета.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ) [2].