Файл: Основы теории первого иностранного (английского) языка. Нулевой артикль в английском языке.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общее представление об английских артиклях.
1.2 Виды артиклей и их общее значение
1.3 Основные функции английских артиклей в грамматике.
2.1 Понятие “нулевого артикля” и его роль.
2.2 Систематизация употребления случаев “нулевого артикля”.
2.3 Устойчивые выражения с “нулевым артиклем”.
Глава 3. Исследование опущения английских артиклей, отличающихся от общепринятых норм в грамматике.
Введение
Язык, как сложная знаковая система, включает в себя множество различных составляющих, позволяющих в конечном счёте сформулировать и изложить определённую информацию в надлежащем виде. В мире насчитывается более 7111 языков, 40 из которых наиболее распространены [24]. Так называемые “живые языки”, то есть те языки, на которых люди говорят, подразделяются на языковые семьи, самыми общеупотребительными из которых являются индоевропейские языки. У многих из этих языков общей особенностью является использование служебной части речи, называемой артиклем.
Артикль представляет собой не что иное, как детектор ряда языковых значений существительного, включающих категорию определённости или неопределённости (принадлежность существительного к определённому роду, числу и т.д.). В ряде случаев в некоторых языках, помимо определённого и неопределённого артиклей, имеет место быть так называемому “нулевому артиклю”, то есть отсутствию какого-то ни было артикля в целом.
Предметом исследования данной курсовой работы является использование “нулевого” артикля в современном английском языке.
Объектом в данном случае будут выступать исследования периодической литературы, видео, фильмов, а также личного общения с носителями языками, выходцами из разных стран, где английский язык является официальным на государственном уровне.
В связи с учащением случаев опущения артиклей как в разговорном, так и в письменном языке, актуальность данного исследования очевидна. Прослеживая и изучая объекты исследования, возможно установить некоторые закономерности, а также возможные причины, которые приводят к изменениям в языковой структуре.
Цель данной работы заключается в определении закономерностей и тенденций опущения английских артиклей, которые не прописаны в современных грамматических изданиях по изучению английской грамматики.
Гипотеза. Изучая объекты исследования и сравнивая их с официальной информацией по употреблению “нулевого” артикля в современных грамматических изданиях, возможен вывод о том, что опущение артиклей наблюдается лишь в разговорной речи, а также в некоторых неофициальных источниках информации.
Методом анализа, изучения, обобщения и разбора данных, представленных в объектах исследования, мы будем стремиться к решению ряда задач, а именно:
1. Обзор английских артиклей, как служебной части речи в целом;
2. Определение основных функций артиклей в английском языке;
3.Обзор и анализ случаев опущения артиклей, обусловленный грамматическими правилами в современных изданиях;
4. Исследование нестандартного употребления “нулевого” артикля, а также выяснение причин, по которым это происходит в современном английском языке.
Глава 1. Общее представление об английских артиклях.
Артикль-слово, чаще всего дифференцирующееся, как служебное в английской грамматике, которое используется для модифицирования существительного, будь то предмет, человек, идея или место. Технически, артикль можно назвать прилагательным, которое определяет ту или иную форму существительного. Обычно прилагательные определяют существительные по средствам описания, но артикли непосредственно указывают на грамматическую определённость существительного, а в некоторых языках на его род и числовую принадлежность. В английской грамматике артикли имеют довольно важную функцию по отношению к последующему за ним существительному. Отсутствие или неправильное употребление английского артикля может выглядеть или звучать странно, неестественно для носителя языка, не говоря об общем уровне показателя образованности оппонента, что в сегодняшнем мире особенно ценно и важно.
В теоретическом плане вопрос о статусе артикля вызывает много дискуссий со стороны лингвистов и языковедов. С одной стороны, артикль рассматривается как слово, что позволяет выделить его как особую часть речи, с другой же - как грамматический маркер существительного, что автоматически делает его словом-морфемой, а значит не позволяет ему быть в статусе части речи [2, c. 46]. Примечательно и то, что второй подход к определению статуса артикля получает все большее распространение и уже имеет свою доказательную базу. Границы класса слов довольно-таки проницаемы. Это проявление можно увидеть в существовании слов, которые объединяют в себе различные характеристики разных частей речи. Прилагательные, называемые субстантивированными, то есть, имеющие ряд характеристик существительного, идеально иллюстрируют данный подход. Например, mysterious - это прилагательное таинственный, а the mysterious - субстантивированное прилагательное в значении загадочное, таинственное, употребляется с определенным артиклем и обозначает объект, а это в свою очередь является характеристикой существительного. Выдающийся лингвист Ю.Д. Апресян отмечал, что применительно классификации слов по частям речи, в лингвистике нельзя разделить без остатка [2, с. 47].
1.2 Виды артиклей и их общее значение
1. Использование английских артиклей продиктовано видом существительного, на которое они указывают. Все существительные принадлежат одному из двух классов. Они могут быть или именами собственными (то есть называющие единственное индивидуальное лицо, предмет, например, клички животных, имена людей, а также названия географических объектов), или же нарицательными (называющими предмет, как вместилище признаков, вместе с тем, обозначающие и сами эти признаки). Нарицательные существительные могут быть как исчисляемые (предметы, люди, явления, абстрактные понятия, поддающиеся исчислению), так и не исчисляемые (вещества или абстрактные понятия, не поддающиеся исчислению). Артикли ставятся непосредственно перед существительным, но, если перед существительным есть другой определитель, то артикль ставится перед ним: a smart boy, a talkative lady [5 c. 372]. Неопределенный артикль A/ AN (перед гласной и буквой h) употребляется только с исчисляемыми существительными в единственном числе. Например, a pencil (карандаш), an idea (идея). В своем общем значении он может быть определен как “ некоторый”, “ один из”, “ принадлежащий к какому-то классу”. Мы используем неопределенный артикль:
2. 1) когда знакомим слушателя с объектом или субъектом впервые: I bought a pen yesterday. The door opened and a woman entered.
a. 2) в предложениях с конструкциями ‘there is/ there goes/ here comes etc’ : There is a fax for you on the table.
b. 3) в именной части составного сказуемого: My nephew is a first-year student.[6, c. 7]
3. 4) перед существительными в значении “какой-то”, “некий”: A gentleman is calling you, sir.
4. 5) перед существительными, обозначающим типичный предмет данного класса, в значении “каждый”, “ любой ” : A woman is always a woman.
5. Определённый артикль the употребляется с нарицательными существительными в единственном и множественном числе, а также с неисчисляемыми существительными. Общее значение употребления определённого артикля представляет слушателю ранее упоминавшиеся предмет или явление, то есть уже “определённые”, “ранее известные”. Случаи употребления определённого артикля довольно разнообразны. Они включают в себя значения предмета, отождествляемого:
1) с чем-то, упоминавшийся ранее в речи: There is a towel on the sofa. The towel is blue;
2) с чем-то, что будет определено далее в предложении: The child I am speaking with is my nephew;
3) с чем-то единственном в своем роде: The Moon is a natural satellite; и другие.
В английской грамматике встречаются случаи, когда артикль отсутствует перед существительным. Такое отсутствие артикля получило термин “нулевой артикль”. В большинстве своем, существительное, которое используется без артикля, приобретает более отвлеченное, общее значение, например: Love will save the word (в значении “вообщем”, “в целом”), но: She is the love of my life.
Отсутствие артикля также характерно для отвлеченных существительных, названий пищи, материалов и так далее.
Правильное использование артиклей на подсознательном уровне (как это происходит непосредственно у носителей языка) развивается со временем, как результат постоянного чтения разного рода литературы, наблюдательности, контекстуального понимания и, что немаловажно, участия в диалогах. Тем не менее, в большинстве случаев, использование того или иного артикля можно определить, задав несколько простых вопросов, когда перед нами существительные, и автор имеет ввиду:
1) Относятся ли они к одному из многих? (“нулевой артикль”/the)
2) Относятся ли они к чему-то конкретному? (the)
3) Относятся ли они к существительным одного вида? (a/an, the, “нулевой артикль”)
Следовательно, первый шаг- определить какое перед нами существительное - нарицательное или собственное. Следующий шаг, если перед нами нарицательное существительное, важно определить его значение - общее или конкретное. Общее будет значить, что существительное представляет собой нечто общее, без определения специфики предмета, категории (например, policies и economic policies). Конкретное же значение будет включать в себя представление существительного впервые в тексте/диалоге (здесь будет использоваться неопределённый артикль или “ нулевой артикль”), а также его последующее использование в качестве уже известного с определённым артиклем. Также не стоит забывать и о контексте, который зачастую играет определяющую роль в выборе того или иного артикля.
1.3 Основные функции английских артиклей в грамматике.
Артикли в английской грамматике относятся к категории слов, называемые “определители” [29]. Они, наряду с другими представителями данной группы, указывают на наличие определённости/неопределённости существительного. Артикли помогают нам понять о каком именно лице, месте, вещи или идее мы говорим. Несмотря на, казалось бы, несложные и понятные правила употребления артиклей, не носители языка довольно часто делают ошибки, связанные с употреблением артиклей. Артикли имеют коммуникативную, синтаксическую, семантическую и морфологическую функции [24].
С точки зрения семантики, коммуникативной функцией артикля является актуализация понятия, как указывает С. Д. Кацнельсон [24]. Если существительное с неопределённым артиклем вводит новую информацию и является “ремой” предложения, то существительное с определённым артиклем в начальной позиции указывает на определённую информацию и уже не является “темой” предложения (фокусом коммуникации). Морфологическая же функция является формальным указателем, что последующее слово - существительное. Артикли в английской грамматике выполняют две основных синтаксических функции:
1) связующая функция ( connecting function) - функция, при которой артикль связывает несколько частей предложения в поле одного текста путем чередования неопределённого и определённого артиклей [23].
Mary has bought a book. The book is amusing.
2) функция отделения группы существительного ( “noun phrase”) от других частей предложения, где за артиклей стоят слова, объединённые одним смыслом [23].
I have watched a movie.
I have watched an interesting movie.
I have watched an interesting English movie.
Как видно, роль и функция артикля в английской грамматике велика. Артикль не только используется в качестве “определителя” существительного, но также имеет большую смысловую нагрузку в предложении. Важность правильного употребления артикля прослеживается во всех грамматических изданиях, учебных пособиях, а также отзывах непосредственно носителей языка, которые отмечают, что употребление артиклей определяет уровень грамотности говорящего, а также “выдаёт” в говорящем того, для кого английский язык является не родным.
Глава 2 “Нулевой артикль” в современной английской грамматике. Систематизация и анализ употребления “нулевого артикля”.
2.1 Понятие “нулевого артикля” и его роль.
В английской грамматике понятие “нулевой артикль” имеет отношение к случаям употребления в речи или письме с существительными или словосочетаниями, которым не предшествует какой-либо артикль (a/an, the). Хочется отметить, что мнения учёных разделились по поводу присвоения данного термина к случаям отсутствия артикля. Одни ученые полагают, что в английской грамматике имеет место быть только двум артиклям: неопределённому и определённому, отсутствие же артикля вообще они называют “значимым”. (Ильиш Б. А., Бармена Л. А.) Другие учёные сходятся во мнении, что термин “нулевой артикль” наиболее подходит для выражения отсутствия артикля на письме или в речи. (Дроздова Т. Ю., Ахманова О. С. и другие) Изучив довольно большое количество учебных пособий, можно сделать вывод, что термин “нулевой артикль” имеет тенденцию к большему распространению в последние годы, поэтому в дальнейшем мы будем использовать его, как основной в данной работе.