Файл: Система органов местного самоуправления (Полномочия субъектов РФ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные понятия местного самоуправления
1.1 Правовая основа местного самоуправления в РФ
1.3 Становление и развитие местного самоуправления в РФ
Глава 2. Взаимодействие государственных и муниципальных органов РФ
2.1 Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления
Глава 3. Предложения по совершенствованию местного самоуправления
Введение
В данной курсовой рассмотрена тема «Система органов местного самоуправления».
В настоящее время местное самоуправление, повышает активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, оно способно придавать развитию населению вспомогательные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса. Конституция Российской Федерации закрепляет местное самоуправление как важнейший элемент основ конституционного строя, как самостоятельную форму воплощения народом принадлежащей ему власти.
Данная ситуация отражает объективный процесс становления и развития местного самоуправления в нашей стране, неоднозначность его правового регулирования, а также имеющиеся правовые пробелы. Поэтому особенно актуальное значение приобретает сегодня проблема взаимодействия государства и местного самоуправления.
Местное самоуправление имеет двоякую природу и по своей сути является общественно-государственным институтом. Российская практика становления местного самоуправления говорит о взаимозависимости и взаимопроникновении самоуправленческих и муниципальных начал. Анализ соотношения страны и районного самоуправления может обнаружить ряд их общих признаков: оба считаются институтом социального развития; любой из них содержит территориальную организацию; имеют один источник власти – это народ; осуществляют публичную власть, одна разновидность которой – государственная власть – распространяется на всю территорию, другая – муниципальная власть – на территории местного самоуправления; осуществляют сбор налогов; осуществляют функции по обеспечению общественной безопасности и порядка – одни (государственные структуры) в виде органов внутренних дел и других силовых структур, другие (самоуправленческие структуры) – в виде муниципальных органов охраны общественного порядка; осуществляют правовое регулирование и управление, т.е. имеют собственные правовые акты, а также собственные аппараты управления .
Местное самоуправление является элементом организации государственной власти. В то же время местное самоуправление мало наделено государственными полномочиями, прежде всего в социальной сфере - самой близкой к населению. Между тем, вопросы расширения полномочий местных органов власти с государственными полномочиями, в том числе в социальной сфере, плохо изучены. Социальная сфера - это то, где должно быть ясное и интенсивное взаимодействие государственной власти и местного самоуправления во имя интересов населения, каждого человека. Из практики возникает проблема усиления роли федеральных органов государственной власти в сфере влияния на деятельность местных органов власти. Также ведется поиск для поиска оптимальной модели взаимоотношений местного самоуправления и государственных органов. Если местное самоуправление жестко внедряется в систему государственного управления, то оно теряет свою автономию и, следовательно, перестает существовать как уровень государственной власти, который предоставляет населению независимое решение местных проблем. На местном уровне должно существовать столько полномочий, сколько необходимо для жизнеобеспечения муниципалитета и решения вопросов государственного управления, которые с точки зрения эффективности управления более целесообразно решать на местном уровне. Поэтому сегодня проблема взаимодействия между государством и местным самоуправлением, понимание теоретических и правовых аспектов взаимодействия государственных и самоуправляющихся структур с точки зрения научного анализа отношений между государством и обществом, правило права и гражданского общества становится особенно важным. В связи с этим целью данной курсовой является выявление способов взаимодействия системы государственных и муниципальных органов.
Предмет исследования – государственное управление.
Объект исследование – органы государственного и местного самоуправления.
Достижение этой цели осуществляется путём решения следующих задач:
- рассмотреть основные понятия местного самоуправления в РФ,
- дать характеристику становления и развития местного самоуправления в РФ,
- рассмотреть взаимодействие государственных и муниципальных органов РФ,
- дать ряд предложений по совершенствованию органов местного самоуправления .
Глава 1. Основные понятия местного самоуправления
1.1 Правовая основа местного самоуправления в РФ
Европейская хартия местного самоуправления, принятая Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы, является важным многосторонним документом, определяющим основные принципы функционирования местных органов власти. Устав является международным договором, поэтому он имеет приоритет перед российским законодательством.
Хартия состоит из трёх частей. Первая часть содержит основополагающие положения относительно местной автономии: закрепляет необходимость конституционного и законодательного регулирования местного самоуправления (ст.2), определяется понятие местного самоуправления (ст.3), устанавливаются принципы организации и деятельности органов местного самоуправления (ст.4). Другие статьи первой части фиксируют необходимость четкого муниципального деления (ст.5), самостоятельного определения органами местного самоуправления своей структуры, право нанимать муниципальных служащих для обеспечения деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления (ст.6,7). Целями еще двух важных статей являются ограничение административного контроля за нормотворчеством органов местного самоуправления (ст.8) и необходимость обеспечения наполняемости местных бюджетов (ст.9). Статья 10 закрепляет право органов местного самоуправления сотрудничать между собой и создавать межмуниципальные ассоциации, а статья 11 — возможность судебной защиты местной автономии.
Вторая часть содержит различные положения относительно обязательств государств, подписавших и ратифицировавших Хартию. Исходя из намерения обеспечить баланс между нормами Хартии и институционально-юридическими особенностями государств, Хартия предоставляет государствам право не включать во внутреннее законодательство некоторые положения Хартии при наличии правового обоснования (ст. 12). Указанная статья также закрепляет, что принципы местного самоуправления обязательные для всех государств. Третья часть регулирует процедурные вопросы.
Интерпретация местного самоуправления как свободно реализуемого гражданами права на решение вопросов местного значения присуща и Конституции РФ .
П.2 ст.3 Конституции РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти. Эта норма позволяет утверждать, что местное самоуправление является одной из конституционных форм осуществления народовластия. В статье 3 Конституции Российской Федерации закрепляется и раскрывается принцип народовластия. Носителем суверенитета и единым источником власти в РФ является её многонациональный народ. На основании этого принципа все субъекты РФ определяют формы местного самоуправления.
Согласно ст.12 Конституции власть в стране организационно разделена на два уровня – систему государственной власти и систему местного самоуправления. Конституционное положение гласит: «Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти». Вместе с тем местное самоуправление не может противостоять государственной власти, поскольку оно обязано действовать в рамках федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства, актов субъектов РФ. Речь не может идти об абсолютном разделении государственного управления и местного самоуправления.
Местное самоуправление рассматривается Конституцией как одна из основ государственного устройства России. Согласно ст.12 Конституции РФ в «Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление». Это означает, что без местного самоуправления Россия не может быть демократическим правовым государством, а ограничение его прерогатив должно рассматриваться как посягательство на основы конституционного строя РФ.
Конституция РФ в статье 18 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. В отношении местного самоуправления это конституционное требование не просто является дополнением к государственным процедурам обеспечения соблюдения и защиты прав и свобод, а отражает и сущность и целевое предназначение муниципальной власти как самостоятельной формы народовластия .
Установление «пределов полномочий» едва ли не самое сложный процесс, здесь возможно чрезмерное разнообразие вариантов, поскольку установление общих принципов местного самоуправления согласно Конституции входит в совместное ведение Федерации и её субъектов (п.1ст.72). Однако, органы местного самоуправления вправе самостоятельно утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муниципальной собственностью и решать ряд вопросов по развитию систем обслуживания населения. Вмешательство в эти вопросы органов государственной власти субъектов Федерации или самой Федерации недопустимо, так как местное самоуправление не только берёт на себя решение всех вопросов местного значения, но и позволяет федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов сконцентрироваться на решении общегосударственных и региональных проблем .
В Конституции Российской Федерации 1993г. Имеется особая глава о местном самоуправлении, в которой сформулированы основные принципы местного самоуправления, закреплены права и обязанности, возможности и формы ответственности органов местного самоуправления . В этой главе конкретизированы положения ст. 12 гл. 1 об основах конституционного строя. Закрепленная здесь (в ст.12) модель местного самоуправления приближается к общепринятому эталону местного самоуправления как демократического института. Развитие России как федеративного государства обусловило новый подход к разделению компетенции между общефедеральными органами и органами субъектов Федерации в определении статуса местного самоуправления. Хотя к совместному ведению Федерации и ее субъектов стало относиться установление общих принципов организации местного самоуправления. Глава 8 Конституции России 1993 года уточняет государственно-правовую характеристику местного самоуправления, существенно обогащая ее. Конституция сужает нормативное регулирование местного самоуправления. Она в более общих формулах фиксирует основные параметры местного самоуправления. В значительной мере именно из гл. 8 Конституции можно вывести содержание общих принципов организации системы местного самоуправления, определение которых остается в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, хотя это содержание и не сводится только к тому, что закреплено в данной главе, последнее слово здесь за соответствующими законами Российской Федерации.
Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что местное самоуправление осуществляется как непосредственно – путем выборов, местного референдума, собрания (сходов), – так и через выборные и другие органы местного самоуправления, а также органы территориального общественного самоуправления. Таким образом, система местного самоуправления включает следующие элементы: местные референдумы; конференции, собрания (сходы) граждан и иные формы непосредственной демократии; местные собрания депутатов или, в зависимости от местных традиций, иные по наименованию представительные органы; исполнительные органы, главы муниципального образования; органы территориального общественного самоуправления населения.
Местные органы власти не входят в систему государственных органов. Не допускается осуществление местного самоуправления государственными органами и государственными должностными лицами. Этот закон раскрывает формы воли граждан и других форм местного самоуправления (местный референдум, собрания и собрания граждан, инициатива народного законодательства, муниципальные выборы и т. Д.), Определяет субъекты юрисдикции местных органов власти, финансовые и экономическая основа местного самоуправления в регионе (муниципальная собственность, местные финансы, государственная собственность и переданная руководству местных органов власти), устанавливает ответственность за местное правительство органов и должностных лиц местного самоуправления и контроль за их деятельностью.
Таким образом, местное самоуправление, хотя и не входит в систему государственных органов, по своей природе является частью государственной власти. Местное самоуправление действует в соответствии с конституциями и законами, и поэтому оно происходит от государства.
1.2 Полномочия субъектов РФ
В Конституции Российской Федерации четко выделяются вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Российской Федерации, и вопросы, находящиеся в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации.
В ведении Российской Федерации, согласно статье 71 Конституции, находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ едином рынке; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;