Файл: Система органов местного самоуправления (Полномочия субъектов РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Юрисдикция Российской Федерации включает те полномочия, которые необходимы и в то же время достаточны для защиты суверенитета и верховенства Российской Федерации, обеспечения целостности и неприкосновенности ее территории. Совместная юрисдикция Российской Федерации и ее субъектов включает в себя все, что, по мнению разработчиков Конституции, не может быть определено только Федерацией без участия ее субъектов. Федеральные государственные органы самостоятельно определяют свои полномочия в вопросах совместной юрисдикции, тем самым определяют сферу компетенции субъектов Федерации.

Согласно Конституции к вопросам совместного ведения относятся:

-обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

- защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств;

- обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

- разграничение государственной собственности;

- природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

- координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

- установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;


- административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

- кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

- установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

- координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Статьей 73 Конституции устанавливается, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Это означает, что в сферу юрисдикции субъекта Федерации входит все, что не относится к юрисдикции Федерации, а также к полномочиям Федерации в отношении совместной юрисдикции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Федерация. Разнообразие деятельности субъектов Федерации настолько велико, что практически невозможно перечислить все проблемы, с которыми им приходится иметь дело, и за которые они несут ответственность. Приведение в Конституцию перечня вопросов, связанных с исключительной юрисдикцией субъектов Федерации, заставит регионы ограничить круг вопросов, которые им необходимо решать.

По мнению экспертов, такой подход позволяет с необходимой для практической деятельности всех государственных органов - федеральных и субъектов Федерации - точностью определять пределы полномочий субъектов Российской Федерации. Естественно, при этом не исключается возможность возникновения споров по вопросам определения предметов ведения Федерации и ее субъектов. Эти споры должны разрешаться при помощи согласительных процедур, наличие которых предусмотрено в ст. 85 Конституции. В соответствии с п. 3 ст. 125 Конституции споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации вправе решать Конституционный Суд Российской Федерации.

По предметам ведения России принимаются общегосударственные  конституционные законы и общегосударственные законы, которые имеют прямое действие на всей территории России.  Прямое действие федеральных законов не исключает принятия подзаконных актов по данному кругу вопросов (акты Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств). Но подзаконные акты не могут выходить за рамки установленных общегосударственными законами норм. Прямое действие норм общегосударственных законов порождает надлежащие им юридические результаты и в этом случае, если подзаконные нормы не установлены.


В ст. 76 Конституции устанавливается, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Важно подчеркнуть формулировку «принимаемые в соответствии с ними», поскольку только при соблюдении этого условия законы или иные акты регионов будут иметь юридическую силу и могут применяться судами и иными органами, организациями и гражданами.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. По предметам ведения Российской Федерации, предусмотренным ст. 71 Конституции, издаются только федеральные законы, поэтому собственное правовое регулирование субъектами Федерации исключается. По предметам совместного ведения уточнение пределов собственного регулирования субъектов Федерации практически возможно только при издании отраслевых и иных законов Российской Федерации и комплексных массивов правового регулирования.

Любой акт субъекта Федерации, в том числе и закон республики в составе Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, изданному по предметам исключительного ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектами Федерации, не подлежит применению, так как, согласно Конституции, действует федеральный закон. Приоритет федерального законодательства относится также и ко всем иным нормативным правовым актам, изданным в Российской Федерации (Правительства, федеральных министерств и иных ведомств).

На уровне закона установленные функции субъектов Федерации реализуются через специально создаваемые органы, которые в собственной совокупности сформировывают систему местных властных структур.

1.3 Становление и развитие местного самоуправления в РФ

Местное самоуправление — это негосударственная форма выражения народовластия, который осуществляется определенным территориальным обществом жителей при самостоятельном решении вопросов местного значения согласно законодательству страны .


Шаг становления и развития в Российской Федерации местного самоуправления, вправду современного городского управления, который учитывает российский опыт и продуктивную иностранную практику, начался в стране в 1993 г.

Конституция России 1993 года определила местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом, признавая и защищая экономическую основу самоуправления – муниципальную собственность равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

28 августа 1995 года был принят Федеральный закон №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определил роль местного самоуправления в выполнении народовластия, законодательные, финансовые и денежные базы местного самоуправления и госгарантии его воплощения, установил общие принципы организации местного самоуправления в Росийской Федерации.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №154-ФЗ от 20.08.1995 года установлено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований – городов, поселков, станиц, районов, сельских округов и других муниципальных образований – устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций . К органам местного самоуправления, закон отнес выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований [3;ст.14]. К формам прямого волеизъявления граждан и другим формам осуществления местного самоуправления по закону отнесены: местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, народная инициатива, обращение граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления .

6 октября 2003 года был принят Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С этого времени началась реализация этого закона в нашей стране. Вступил в силу закон с 01.01.2006. Суть этой реформы заключается в установление РФ двухуровневой системы местного самоуправления. Местное самоуправление производится как на уровне городских поселений, так и на уровне муниципальных районов, в состав территории которых входят поселения. На уровне поселений решаются вопросы местного значения, которые непосредственно касаются жизнедеятельности жителей конкретного поселения, то есть, в основном, жилищно-коммунальные вопросы местного значения. Муниципальный район имеет полномочия, которые касаются не одного отдельного поселения, а всех поселений, входят в состав муниципального района, другими словами межмуниципальные, межпоселенческие вопросы местного значения. Для больших и самодостаточных населенных пунктов предусмотрен и очередной тип городского образования – «городской округ». Городской округ не заходит в состав городского района и владеет возможностями, как поселения, так и муниципального района. Изменение системы местного самоуправления в России должно повысить заинтригованность обитателей в выполнении местного самоуправления, в связи с приближением к жителям этого уровня общественной власти, что в свою очередь должно положительно сказаться на социально-экономическом положении муниципальных образований.


Таким образом, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» – это не только и не столько закон о самостоятельности местной власти, это закон о реальных механизмах осуществления народовластия в России. Он устанавливает порядок реализации прав людей на местное самоуправление, предоставляет жителям широкую свободу в выборе форм его воплощения, определения структуры местных административных органов. В законе верно разграничены полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти и установлены обязательные прямые выборы населением органов местного самоуправления.

Процесс устанавливает порядок реализации прав людей на местное самоуправление, предоставляет жителям широкую свободу в выборе форм его воплощения, определения структуры местных административных органов. В законе верно разграничены. И развитие местного самоуправления не может ограничиться рассмотрением и внесением изменений в базисные законы о местном самоуправлении. Необходимо рассмотреть и подойти к вопросу о разработке законодательства о местном самоуправлении гораздо шире. Учитывая роль и место местного самоуправления в решении вопроса о переходе России к устойчивому развитию и повышении конкурентоспособности страны, формирование и развитие местного самоуправления должны быть одной из приоритетных задач государственного строительства.

Глава 2. Взаимодействие государственных и муниципальных органов РФ

2.1 Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления

Конституция Российской Федерации (ст. 12) исходит из принципа организационной обособленности местного самоуправления: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, органы государственной власти не имеют права на создание органов местного самоуправления, назначение их должностных лиц, не вправе самостоятельно отменять их решения. В ст. 6 Европейской хартии местного самоуправления написано, что "местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление" .