Файл: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Для определения правовой природы государственной власти ее следует определять как совокупность функциональных полномочий, а не как систему органов. Функции ветви государственной власти не имеют самостоятельного значения, они помогают группировать сначала функции государственных органов, а затем конкретные полномочия органов, осуществляющих государственную власть, в этом их предназначение.
Под исполнительной властью следует понимать совокупность функционально опосредованных властных полномочий, прямо или косвенно делегированных народом органу государственной власти общей компетенции, возглавляющему систему органов специальной компетенции, который осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность по исполнению Конституции, законов и других актов органов законодательной власти, актов главы государства, актов органов судебной власти, с целью упорядочивания общественных отношений во всех сферах жизни общества на всей территории государства, в том числе с применением в необходимых случаях мер государственного принуждения.
Объектом данной работы является институт охраны труда, его правовое регулирование. Данный институт включает в себя различные аспекты - социальные, экономические, культурные, правовые.
Предметом работы являются нормативные правовые акты, регламентирующие охрану труда, а также научная и учебная юридическая литература по теме исследования.
Целью данной работы является изучение аппарата государственной власти.
Задачами работы ставится:
- изучить понятие и характеристику органа государственной власти;
- исследовать структуру органа государственной власти;
- выявить проблемные аспекты деятельности органа государственной власти;
- рассмотреть значение общественной оценки деятельности органа государственной власти.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, историко-юридический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1. Понятие и характеристика органа государственной власти
Органом государственной власти в юридической литературе понимается «составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое», а компетенция определяется как «совокупность функций и полномочий (прав и обязанностей), которыми закон наделяет определенный государственный орган и его структурное подразделение, конкретное должностное лицо или представителя власти «.[1]
Конституция Российской Федерации[2] устанавливает способ и порядок образования федеральных органов государственной власти. Государственное управление в России осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации. Конституция Российской Федерации и федеральные конституционные законы устанавливают основные совокупности прав и обязанностей органов государственной власти. Через соответствующие конституции, уставы и законы образуются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Президент Российской Федерации является главой государства. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть. Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью.
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации и состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, которые собирают членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы соответственно.
Судебную власть осуществляют посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей и дает толкование Конституции Российской Федерации. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, является Верховный Суд Российской Федерации. Высшим судебным органом по разрешению экономических споров является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Для всех федеральных органов государственной власти Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты устанавливают совокупности их прав и обязанностей, что составляет правовой статус каждого органа власти.
Президент Российской Федерации всегда выступает как индивидуум и отдельный субъект права. Президент Российской Федерации вправе перераспределять или делегировать свои правомочия путем назначения и освобождения полномочных представителей Президента Российской Федерации, а также иным способом. Делегирование правомочий Президента Российской Федерации не ограничивает его правосубъектности, сохраняемой в полном объеме. Аналогичная процедура перераспределения в установленном порядке властных правомочий может быть реализована среди ряда публично-правовых образований как уполномоченных лиц.
Своих полномочных представителей, наделенных властными правомочиями, имеет и Правительство Российской Федерации, и парламент, и иные органы власти.
Федеральные министры, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, судьи и иные представители органов власти вправе выступать и как отдельные субъекты права, и как элементы структурных образований. Депутаты Государственной Думы образуют Государственную Думу Российской Федерации, члены Совета Федерации - Совет Федерации, а вместе они составляют Федеральное Собрание Российской Федерации. Федеральные министры составляют Правительство Российской Федерации.
Властные правомочия могут быть исполняемы сложносоставными структурами, функционал которых не реализуем отдельными субъектами властного права, включенными в их состав. Конституционный Суд, например, всегда выступает как коллегиальный орган. То же можно сказать про Федеральное Собрание Российской Федерации или про Пленум Верховного Суда России. Пленум Верховного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя и членов Верховного Суда Российской Федерации. В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор Российской Федерации и Министр юстиции Российской Федерации. Участие Генерального прокурора в работе Пленума обязательно. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.
Законодатель не ввел единых специфических требований к организационно-правовой форме органа власти как субъекта публичного права в области государственного управления. Правовой статус федеральных органов государственной власти представлен в Конституции Российской Федерации, в федеральных конституционных законах, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации.
Функция государственного управления не может быть исполнена, если для органов власти не будет организована «среда функционирования». Для исполнения правомочий и обязательств необходимо обеспечить органам власти высокое качество управления экономическими, материально-техническими и кадровыми ресурсами.
Управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации, распоряжение которому вправе отдавать Президент Российской Федерации. Поэтому Правительство Российской Федерации, а также, в ряде важных для практики случаев, Президент Российской Федерации своими указами, распоряжениями или постановлениями создают вспомогательные структуры для обеспечения материально-технических, экономических, кадровых, информационных, транспортных или иных потребностей и нужд органов государственной власти. Такие вспомогательные структуры получили название аппарата. В некоторых нормативных правовых актах аппараты органов власти поименованы государственными органами.
Структура центрального аппарата федерального органа исполнительной власти включает руководство (руководителя и заместителей) федерального органа исполнительной власти, помощников (советников) руководителя и структурные подразделения по основным направлениям деятельности. Структуру и штатное расписание центрального аппарата федерального органа исполнительной власти утверждает руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах, установленных Президентом Российской Федерации или Правительством, с учетом реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Структуру и штатное расписание аппарата территориального органа федерального органа исполнительной власти утверждает руководитель территориального органа.
Для федеральных государственных органов власти разработана система создания подведомственных юридических лиц, основу которой заложило Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений».[3] Согласно Постановлению N 539, решение о создании федерального учреждения путем его учреждения принимает Правительство Российской Федерации в форме распоряжения.
1.2. Структура органа государственной власти
При Президенте Российской Федерации наличествует Администрация Президента Российской Федерации, сформированная во исполнение требований п. «и» ст. 83 Конституции Российской Федерации с целью обеспечения деятельности Президента Российской Федерации и осуществления контроля за исполнением решений Президента Российской Федерации. Подобными обязанностями наделено также Управление делами Президента Российской Федерации и иные публично-правовые образования, функционал которых ориентирован на обслуживание и обеспечение деятельности одного или нескольких органов государственной власти.
При Правительстве Российской Федерации наличествует Аппарат Правительства Российской Федерации, при Государственной Думе - Аппарат Государственной Думы, при Совете Федерации - Аппарат Совета Федерации. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.
Сложнее выглядит ситуация, когда аппарат и орган власти не столь четко отделены друг от друга, например в случаях с министерствами, агентствами, службами и иными публично-правовыми образованиями. Министерства являются распространенной формой центрального аппарата. Органом федеральной государственной власти в министерстве является сам министр. Министр является членом Правительства Российской Федерации, и его деятельность как члена Правительства обеспечивает Аппарат Правительства Российской Федерации. Одновременно министр руководит отраслью экономики. Функциональную деятельность министра в статусе руководителя отрасли обеспечивает министерство как аппарат. Министр вправе делегировать часть своих правомочий заместителям министра или руководителям структурных подразделений министерства, обеспечение деятельности которых также возлагается на аппарат министерства. Но только министр вправе выступать как орган власти.
Министерство является специальной обособленной структурой, аппаратом, обеспечивающим функционирование самого министра, а также предназначенным служить административно-технической структурой для обеспечения управления отраслью экономики.
Министр совмещает несколько функций. Министр является членом коллегиального органа федеральной власти - Правительства Российской Федерации. Министр является выразителем и исполнителем функционала власти по отношению к имуществу, кадрам, ресурсам и потенциалу подведомственной ему отрасли экономики. Наконец, министр выступает как представитель, администратор и руководитель своей подведомственной структуры - министерства. Это все разные функции, хотя на практике не всегда возможно отделить одну от другой.