Файл: Характеристика организационно-экономических условий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Организации в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Стратегическое управление внешней и внутренней средой организации позволяет организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. В прошлом многие организации могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию организации к быстро меняющейся окружающей среде.

В настоящее время большинство российских предприятий работают в быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического управления, хотя часто и недопонимают это.

Актуальность исследования заключается в рассмотрении основ функционирования внешней и внутренней среды организации

Целью курсовой работы является обоснование проблем внешней и внутренней среды организации.

В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:

- определены сущность и содержание внешней и внутренней среды организации;

- проведен анализ внешней и внутренней среды организации:

- даны рекомендации, направленные на повышение эффективности функционирования внешней и внутренней среды организации.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе применения норма, регулирующих состояние внешней и внутренней среды организации.

Предмет исследования – особенности, присущие функционированию внешней и внутренней среды организации.

Теоретическую и научно-методологическую основу курсовой работы составляют учебная литература и монографии ученых-экономистов, периодические издания по теме курсовой работы, результаты непосредственного наблюдения, опроса. Информационная база: формы финансовой отчетности, аналитические и нормативно-правовые документы.

В процессе написания курсовой работы применены следующие методы исследования: системный подход, экономико-статистический анализ, сравнение, графический метод, интервью и собственные наблюдения.


Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы

1. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Общая характеристика внешней и внутренней среды организации

Кризис вывел всех предпринимателей из состояния комфорта. Бизнес, который в течение многих лет исправно приносил прибыль, начал давать сбои. Бизнесмены, объясняя свои проблемы, рассказывают о снижении цен на нефть, падении курса рубля, подорожании кредитных средств, снижении платежеспособного спроса и так далее[15].

Как будто это и есть причины снижения прибыли. У каждого бизнеса свои причины потерь. Надо понять, на чем зарабатывали раньше, почему перестали зарабатывать сейчас и после этого выбрать стратегию в кризис. Что делать, чтобы после кризиса начать зарабатывать еще больше?

Кризис вывел всех предпринимателей из состояния комфорта. Бизнес, который в течение многих лет исправно приносил прибыль, начал давать сбои. Продажи падают, расходы растут. Прибыль стремится к нулю. Бизнесмены, объясняя свои проблемы, рассказывают о снижении цен на нефть, падении курса рубля, подорожании кредитных средств, снижении платежеспособного спроса и так далее. Как будто это и есть причины снижения прибыли[6].

 На мой взгляд, такими категориями могут мыслить гуру макроэкономики и экономические обозреватели. Это «кризис для всех». А у каждого коммерсанта свой бизнес, который работает в своей уникальной среде, для своих потребителей, борется только со своими конкурентами. Следовательно, и проблемы и перспективы у каждого бизнеса свои[10].

Эрих Мария Ремарк в своем романе «Черный обелиск» писал «Но видно, всегда так бывает: смерть одного человека — это смерть, а смерть двух миллионов — только статистика».

На общие рыночные тенденции накладываются индивидуальные возможности, которые дают возможности «ручного управления» в бурном кризисном море.

И если бизнесмен не ленится, не плывет по течению, а лавирует между рифами и избегает опасностей — кризис дает возможности вырасти[19].


Если же только рассказывать всем и каждому, в первую очередь самому себе, что все плохо и плыть по течению к водовороту, то бизнес обречен.

Для преодоления кризиса у бизнесмена есть возможность внешней и внутренней среды организации[10]:

  1. Захват новых рынков и ниш.
  2. Выживание в своей нише.
  3. Пережидание кризиса с сохранением наиболее ценного ресурса.
  4. Бегство с рынка.

Выбор внешней и внутренней среды организации в первую очередь зависит от того, какие ресурсы есть в распоряжении компании. (рис 1)

Рисунок 1 Ресурсы компании[14]

Сущность внешней и внутренней среды организации заключается в научном обосновании целей компании, их развития и реализации. Оно служит основой производственного менеджмента, маркетинга и всей системы хозяйствования в целом. С его помощью руководство обеспечивает направление усилий работников на достижение поставленных целей [3].

Согласование операционной и рыночной стратегии компании на предприятии – это процесс разработки и прогнозирования системы качественных и количественных показателей развития предприятия, которая определяет тенденции и темпы его развития, является основой для эффективной деятельности, предполагает формирование экономических целей и выбора наилучших путей их достижения[22]. Согласование операционной и рыночной стратегии компании служит основанием для менеджмента, маркетинга и экономической системы хозяйствования в целом.

Согласование операционной и рыночной стратегии компании охватывает все функции предприятия, имеет специфические особенности и обладает такими свойствами, как прогнозирование изменений внутренних и внешних факторов, распределение ресурсов предприятия и их развитие, оценка возможностей и угроз предприятия с учетом условий среды, определение действий для эффективного достижения целей.

1.2. Анализ внешней и внутренней среды организации

Основные задачи внешней и внутренней среды организации: [18]

  1. Особое внимание необходимо уделять приоритетным направлениям деятельности компании.
  2. Быстро реагировать на изменения внешних условий среды.
  3. При возникновении проблем, быстро устранять нерациональные действия.
  4. Обеспечивать гармоничное взаимодействие между всеми подразделениями предприятия.
  5. Определять ожидаемые опасности и предполагаемые возможности. Существует две основных системы внешней и внутренней среды организации. Технико-экономическое согласование операционной и рыночной стратегии компании предполагает создание системы показателей эффективного развития экономики и техники предприятия, единство их взаимодействия. На данном этапе необходимо оценить соотношение спроса и предложения на продукцию, обосновать объемы производства, осуществить выбор необходимых ресурсов и сформировать порядок их использования, рассчитать экономические показатели[21].

Продолжением и развитием технико-экономического внешней и внутренней среды организации является оперативно-производственное. Его целью служит управление процессом производства. Оно предполагает установку производственных заданий каждому подразделению и рабочему месту и осуществление разнообразных управленческих воздействий.

Виды внешней и внутренней среды организации имеют принципиальные различия[22].

Реактивное согласование операционной и рыночной стратегии компании заключается в оценке прошлого опыта и анализа развития производства. Оно начинается с перечня того, что необходимо учесть для будущих изменений, которое разрабатывает менеджер низшего звена. Данный вид внешней и внутренней среды организации сводится к рассмотрению каждой отдельной производственной проблемы и не оценивает систему в целом, что ведет к снижению эффективности деятельности предприятия. Кроме того, оно базируется на ошибочном убеждении, что при избавлении от ненужного, получится необходимый результат[14].

Преактивное согласование операционной и рыночной стратегии компании осуществляется «сверху вниз» и базируется на реализации постоянных изменений во всех областях деятельности предприятия. Данный вид предполагает широкое применение таких методов, как прогнозирование и эксперимента. Оно подразумевает прогноз изменений внешней среды, далее формирование системы целей предприятия и его стратегии как способа их достижения. Трудность такого внешней и внутренней среды организации заключается в том, что чем более долгосрочный прогноз, тем больше вероятность возникновения ошибки. Поэтому более эффективным считается прогнозирование относительно небольшого отрезка времени[12].

Интерактивное согласование операционной и рыночной стратегии компании основывается на поиске способов построения желаемого будущего. Ни одну экономическую или техническую проблему нельзя решить надолго или навсегда, поэтому при ускорении изменений во внешней среде, время действия управленческих решений уменьшается. Оно ориентировано на взаимосвязь между прошлым настоящим и будущим, заключается в увеличении уровня развития предприятия [5].

Существуют пять принципов внешней и внутренней среды организации. Перейдем к рассмотрению каждого из них.

Принцип необходимости внешней и внутренней среды организации говорит о том, что при осуществлении любой трудовой деятельности применение планов обязательно. Данный принцип особенно необходим в условиях свободных рыночных отношений, так как это помогает соблюдать экономические требования о рациональном использовании ограниченных ресурсов.


Принцип единства планов означает, что все разделы плана должны быть тесно взаимосвязаны между собой и объединены в общий, комплексный план экономического развития компании. Этот принцип предполагает взаимодействие всех подразделений компании и единство экономических целей[12].

Принцип непрерывности подразумевает, что процессы внешней и внутренней среды организации и управления в каждой компании взаимосвязаны и должны выполняться бесперебойно. Для того чтобы избежать остановок необходимо постоянно осуществлять обновление выполняемых работ и выпускаемой продукции. Основой данного принципа является непрерывная смена одного выполненного плана другим, а также на смену одного товара приходит другой, если этого требует рынок. Кроме этого, важным аспектом данного принципа является переход от стратегических планов к тактическим, затем к оперативным.

Принцип гибкости планов взаимодействует с принципом непрерывности и подразумевает возможность корректировки установленных показателей и, соответственно, деятельность компании.

Принцип точности определяется как внешними, так и внутренними факторами. Условия рыночной экономики затрудняют соблюдение точности планов, поэтому каждая компания составляет план с такой точностью, которую желает и может достичь [2].

Вышеперечисленные принципы были разработаны А. Файолем. Но на данный момент в современной науке существуют и другие немаловажные принципы: принцип комплексности, эффективности, оптимальности, участия, холизма [1].

Следования данным принципам внешней и внутренней среды организации недостаточно для стабильного положения на рынке. Для постоянного развития предприятия и укрепления его конкурентных преимуществ появляется необходимость внедрения стратегического планирования[12]. Большое внимание уделяется стратегии предприятия, так как стратегическое согласование операционной и рыночной стратегии компании способствует эффективному развитию предприятия, а также объединяет основные направления деятельности предприятия: производственное, финансовое, маркетинговое, проектное. Стратегический план способствует обеспечить предприятию адаптацию к внешней среде, к распределению ресурсов.

2. АНАЛИЗ внешней и внутренней среды ООО «ЛЕСКО»