Файл: Правовые основы организации нотариата (Институт нотариата как правоохранительный орган).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В 27 апреля 2019 году российский нотариат отпраздновал свое 153-летие. В современном понимании небюджетный нотариат возник в России с принятием Верховным Советом Российской Федерации в 1993 году Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1, которые определили современную организационно-правовую форму и структуру нотариата, предусмотрев, в частности, что нотариальные действия совершают как нотариусы, занимающиеся частной практикой, так и работающие в государственной нотариальной конторе. Российский нотариат признан в России и за рубежом и был принят в Международный Союз латинского нотариата (1995 г.).
За прошедший период модель небюджетного нотариата благодаря своей эффективности практически полностью вытеснила государственный нотариат. По состоянию на начало 2018 года в Российской Федерации на небюджетной основе действуют 7914 нотариусов и только 10 нотариусов работают в государственных нотариальных конторах.
Пройдя значительный путь в своем профессиональном становлении, нотариат в Российской Федерации зарекомендовал себя как высокоорганизованный профессиональный юридический институт, способный отвечать самым серьезным запросам общества и государства.
В настоящее время с уверенностью можно утверждать, что небюджетный нотариат превратился в единую эффективно организованную систему, способную обеспечить не только надежную защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, но и стабильность гражданского оборота в целом.
Сегодня это признано и законодателем, который последовательно идет по пути постепенного расширения полномочий нотариата, прежде всего в корпоративной сфере и в сфере оборота недвижимости.
ФНП осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», другими правовыми актами органов государственной власти, международными договорами, Уставом ФНП, а также Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации. При этом Палата обладает всеми правами юридического лица с полной финансово-хозяйственной самостоятельностью и аппаратом, позволяющим эффективно реализовывать возложенные на нее законодательством и Уставом функции по организации нотариальной деятельности, контрольные полномочия и представлять интересы нотариального сообщества в органах государственной власти.
Целью работы является оценка публично-правовых основ деятельности современного нотариата, сочетающие в себе частноправовые и публично-правовые начала регулирования.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, связанные с правовым регулированием нотариальной деятельности российского нотариата.
В качестве предмета исследования выступают организационно-правовые основы деятельности нотариата, отграничивающие нотариат от других правоохранительных институтов.
Основными задачами исследования, в соответствии с поставленной выше целью, являются описание и анализ норм, связанные с правовым регулированием нотариальной деятельности.
Для достижения цели исследования решались следующие вопросы:
- проанализировать сущность и организационно-правовые основы деятельности нотариата;
- изучить историю развития нотариата;
- определить цели, задачи и функции современного нотариата;
- определить место нотариата в системе правоохранительных институтов;
- проанализировать действующее законодательство о правовом регулировании нотариальной деятельности.
Теоретико-нормативной основой курсовой работы послужили: Конституция Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, Гражданский кодекс РФ, и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы деятельности нотариата.
Теоретическую базу исследования составили труды российских учены таких как: Божьев В. П., Бозров В. М., Вилкова Т. Ю. Волкова Н. А., Горбункова И. М., Гриненко А. В., Ершов В. В., Москаленко И. В., Попова Н. Ф., Кириллова Н. П., Сучкова Н. В., Седлова Е. В., Чефранова Е. А., Щербачева Л. В., Цечоев В. К., Румянцева В. Г., Тутинас А. В. и других авторов. Учебники вышеперечисленных авторов имеют Гриф УМО. Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/
1. Институт нотариата как правоохранительный орган с функцией обеспечения прав, оказания юридической помощи в области бесспорной юрисдикции
1.1. Понятие и функции нотариата
Нотариат — один из древнейших правовых институтов. В Древнем Риме составлением проектов юридических документов занимались профессиональные писцы — законоведы (табеллионы «… разряд лиц, которые, не будучи на государственной службе занимались в виде свободного промысла составлением юридических актов и судебных бумаг под контролем государства, для всякого нуждающегося в них, за установленное законом вознаграждение…») [31 с. 32]. Подробнее об истории нотариата писали Ляпидевский Н.П. в 1875г., Фечелиди А. М. в 1866г., Долгов М. А. в 2000г. и другие. Для краткости записей писцы пользовались стенографическими знаками, которые именовались латинским термином «нота». От этого древнего наименования и происходит термин «нотариат».
Между тем Е. В. Седлова справедливо обращает внимание, что [32 с. 22] появление института нотариата в глубокой древности объясняется самим развитием гражданского оборота, закономерным осознанием его участниками объективном необходимости в юридическом закреплении их действий, в охране их нрав.
На наш взгляд, совершенно очевидно, что именно традиции римского права лежат в основе, действующей в современной России системы свободного Латинского нотариата. К указанной системе, созданной более 200 лет назад во Франции, принадлежат практически все государства континентальной (романо-германской) правовой системы, объединенные Международным союзом нотариата.
Н. В. Сучкова утверждает, что [31 с. 76] примеры удостоверения уполномоченными государством лицами документов встречаются на Руси начиная с XII века. Под влиянием потребности и опыта в России сложился свой процесс укрепления прав на имущество. Важное место в этом процессе было отведено сословию площадных подьячих, которое принято называть русским протонотариатом.
Между тем В. П. Божьев, Б. Я. Гаврилов справедливо обращают внимание, что [27 с. 39] в 1497 году Судебником Ивана III вводится сословие подьячих. После утверждения Земским собором 29 января 1649 года Уложения в Москве все крепости на недвижимость писались исключительно площадными подьячими с Ивановской площади. Они же получили исключительное право участия в совершении сделки в качестве послухов.
В период правления Петра I в организации нотариата произошли значительные перемены, считает Е. В. Седлова, [32 с. 35] 30 января 1701 года последовал указ Петра I о коренном переустройстве крепостного письма. Для искоренения волокиты, взяточничества, медлительности, неумения писать крепости, выбора в свидетели случайных неизвестных людей, которых в случае спора невозможно было найти, был учрежден новый институт — крепостные дела (прообраз регистрации права собственности).
Крепостных дел подьячие состояли на государственной службе, получали жалованье, при назначении приводились к присяге и представляли поручные записи на случай материальной ответственности.
Между тем Е. В. Седлова справедливо обращает внимание, что [32 с. 46] началом развития современного нотариата в России считается утверждение императором Александром II 14 апреля 1866 года Положения о нотариальной части. В отличие от предшествовавшего хаотичного нагромождения разнородных нормативных актов это Положение явилось универсальным законом, регулировавшим статус нотариуса, порядок совершения нотариальных действий, делопроизводство в нотариальных конторах.
На наш взгляд, совершенно очевидно, что после победы Октябрьской революции в России было ограничено право распоряжения имуществом, устранено право собственности на землю в сельской местности, право частной собственности на недвижимость в городах. В таких условиях сфера деятельности нотариусов была ограничена.
Так, Т. Ю. Вилкова, поддерживая позицию С. А. Насонова, пишет, что [22 с. 44] накануне принятия Положения о судоустройстве и Гражданского кодекса в январе 1922 года состоялся IV Всероссийский съезд деятелей советской юстиции, на котором была принята резолюция «О нотариате». В резолюции речь шла о создании профессионального государственного нотариата, основной задачей которого являлось не только надлежащее оформление правоотношений, но и государственный контроль над гражданским оборотом. Практически все сделки рекомендовалось совершать в нотариальной форме.
По мнению И. В. Москаленко [24 с. 88] 14 мая 1926 года было принято постановление ЦИК и СНК СССР «Об основных принципах организации государственного нотариата». Руководствуясь новыми принципами, было составлено Положение о государственном нотариате РСФСР.
По мнению А. В. Гриненко, О. В. Химичевой [26 с. 51] в период 1929–1931 годов последовало массовое закрытие нотариальных контор и передача права совершения всех нотариальных действий исполнительным органам местных советов и частично сельским советам. Оставшиеся нотариальные конторы помимо своей непосредственной работы обязаны были инструктировать эти органы, снабжать их справочной и нормативной литературой. К 1935 году на весь СССР осталось 122 нотариальные конторы.
Вместе с тем пишет А. В. Гриненко, что [23 с. 56] к этому времени компетенция нотариальных органов значительно увеличилась за счет предоставления нотариату как государственному органу права совершения публично-правовых актов, которые никогда прежде не входили в круг его деятельности. К ним относятся оформление наследственных прав граждан, совершение исполнительных надписей не только для принудительного исполнения нотариальных актов, но и для взыскания так называемых бесспорных задолженностей, выдача залоговых свидетельств, право признания безвестно отсутствующим и умершим, обеспечения доказательств.
На наш взгляд, совершенно очевидно, что в послевоенный период до начала 90-х годов нотариат был не просто органом, формирующим частные правоотношения, но и контролером, уполномоченным государством, надзирающим за их соответствием социалистической законности.
Важной вехой и новым этапом, считает М. П. Поляков, [29 с. 99] в истории нотариата стало принятие 11 февраля 1993 года Верховным Советом РФ Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. Они стали мощным стимулом для развития и становления нового нотариата, осуществляющего публичные функции на принципе самофинансирования.
За двадцать с лишним лет нотариат успешно справился со стоящими перед ним задачами, стал эффективным правовым институтом, который отвечает потребностям современного общества.
На наш взгляд, совершенно очевидно, что современный нотариус, совершающий нотариальные действия от имени государства, эффективно защищает конституционные права и законные интересы граждан и предпринимателей, обеспечивает стабильность гражданского оборота и предотвращает возникновение судебных споров.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Нифрона определяет нотариат как «правовой институт, носители которого, нотариусы, уполномочены государством совершать и свидетельствовать юридические акты, придавая тем, последним, значение актов публичных» [23 с. 29].
Данное определение не утратило своей актуальности и по сей день. В современных условиях российскому нотариату делегирована публичная функция по осуществлению от имени государства защиты нрав и законных интересов граждан и юридических лиц в установленных законом формах.
Для уяснения правоохранительного механизма нотариальной деятельности следует обратиться к функциям нотариата.
Фундаментальной функцией нотариата, пишет Н. П. Кириллова, [28 с. 141] является неюрисдикционная защита прав граждан (функция так называемого превентивного правосудия)2. Удостоверение юридических актов, беспристрастное информирование участников гражданского оборота о существе указанных актов и их последствиях способствуют предотвращению споров. По этой причине абсолютно верными представляются бытующие афоризмы о нотариате: «Нотариусы — судьи бесспорного; споры породили судей, нежелание спорить — нотариусов», пишет В. А. Байдуков [30 с. 56].
В доктрине традиционно выделяют и такие функции нотариата, как правореализационная, правоохранительная и фискальная функции.
Н. В. Сучкова утверждает, что [31 с. 176] правореализационная функция нотариата выражается в содействии нотариусами (путем совершения предусмотренных законом нотариальных действий от имени Российской Федерации) реализации гражданами принадлежащих им субъективных гражданских прав.