Файл: Адаптация ребёнка к школе (Адаптация ребёнка к школе).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ проблемы адаптации ребенка к школе
1.1 Основные подходы к изучению адаптации ребенка к школе в отечественной и зарубежной литературе
1.2 Особенности развития младших школьников
1.3 Особенности адаптации младших школьников
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей адаптации ребенка к школе
2.1 Организация экспериментального изучения адаптации ребенка к школе
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования уровня адаптации у первоклассников
Введение
Поступление в первый класс - переломный момент в жизни ребенка. Внимание к этому периоду в последние годы особенно увеличилось. И это понятно: согласно реформе общеобразовательной и профессиональной школы учениками первых классов становятся теперь и шестилетние дети. Как сложится их новая жизнь, во многом зависит от того, насколько адаптировались они к этому этапу за предшествующий период.
Изменяются с поступлением в школу и отношения с окружающими. Учитель обращается к ученику, как правило, строже, чем воспитательница, и дома к нему уже относятся по-другому - как к человеку, у которого есть своя «работа», обязанности и права. В классе много незнакомых ребят, с которыми он будет учиться, проводить свободное время. Все это требует от первоклассника умения устанавливать с взрослыми и сверстниками соответствующие взаимоотношения.
Центром, главным содержанием жизни первоклассника, становится его учебная деятельность, поэтому так остро, аффективно переживают дети свои успехи или неудачи в учебе. Отношение окружающих к детям во многом зависит от того, как последние учатся. Как справедливо отмечает Л.И. Божович, вопросы школьного обучения - это есть не только вопросы образования и интеллектуального развития ребенка, но и вопросы формирования его личности, вопросы воспитания. Эта особенность еще более обязывает обеспечить психологическую готовность и адаптацию ребенка к школе. Старший дошкольник должен быть адаптирован к школе со стороны познавательной сферы, волевой и эмоционально-этической; он должен быть готов к социальной позиции младшего школьника.
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, изменяется социальный статус бывшего малыша ‑ появляется новая социальная роль «ученик». Можно считать это рождением социального «Я» ребенка.
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.
Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению. О «внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу.
Процесс адаптации ребенка в школе сложен и физически, и психологически.
Психическую адаптацию можно определить, как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и. реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности, человека, его поведения, требованиям среды.
Наверное, любой может согласиться с тем, что практически все дети, поступающие в первый класс, хотят быть хорошими учениками. Какой бы ни была их школьная мотивация, все-таки, большинство из них старается учиться хорошо. Но, к сожалению, не всем это удается, многие из них испытывают различные трудности в учебе.
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время подобные затруднения, по данным разных авторов, испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества.
А также интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость углубленного анализа проблемы школьной адаптации.
Поэтому проблема изучения адаптации у детей младшего школьного возраста определила выбор темы исследования.
Принимая во внимание актуальность темы, сформулируем цель исследования: анализ адаптации первоклассников к школе.
Объект исследования – процесс социально-психологической адаптации первоклассников.
Предмет – психологические особенности социально-психологической адаптации первоклассников к школе.
Задачи исследования:
проанализировать различные социально-психологические концепции по проблеме социально-психологической адаптации ребенка к обучению в школе;
выявить и классифицировать факторы, влияющие на процесс социально-психологической адаптации первоклассников;
психологическое содержание особенностей возраста младших школьников;
разработка рекомендаций для психологов, учителей и родителей;
создание диагностического пакета для исследования адаптации первоклассников.
Теоретической основой исследования выступили концепции личности отечественных психологов: Леонтьева А.Н., Лурии А.Р., Божович Л.М., Мухиной В.С., Петровского А.А., Прихожан А.М. и др.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материалов, которые могут быть использованы при изучении вопроса адаптации к школе первоклассников.
Практическое значение работы определяется тем, что позволяет психологу пополнить свой методологический арсенал, расширить свои познания в вопросе адаптации к школе первоклассников.
Адаптация (от латинского adapto- приспособляю)- приспособление строений функций организма, его органов и клеток к условиям среды. [1, с 8] Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Независимо от того, когда ребёнок пошел в школу в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. В этот период важно, как ребёнок переживает ту систему отношений, в которую он включён, - будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменяется восприятие своего места в семье, в отношениях со сверстниками, происходит смена приоритетов. Игра уходит на второй план, хотя он продолжает также увлечённо играть еще долгое время. Учебная деятельность становится важной в жизни младшего школьника. В период кризиса семи лет, происходит то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Ребёнок очень четко переживает успехи или неудачи в учёбе. Дети по-разному адаптируются к школе. Для кого-то адаптация проходит не заметно, например, если ребёнок уже побывал в детском дошкольном учреждении. Для кого-то труднее. Так или иначе, адаптация у ребёнка к школе проходит достаточно тяжело. Это связанно с адаптацией ребёнка к новому режиму дня, к классному коллективу, изменение отношения родителей к ребёнку. Если адаптация проходит не успешно, то ребенок может отказываться ходить в школу, часто болеть. Нужно отметить, что проблема адаптации является актуальной, так влияет на здоровье ребенка, на его будущее положение в обществе. Важно, чтобы родители и учитель не забывали про то, что каждый ребенок имеет свои рамки адаптации. [2, с 252]
Цель: изучить проблемы адаптации ребенка к школе.
Задачи: адаптация школа самооценка
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Дать общую характеристику адаптации.
3.Провести экспериментальное исследование особенностей адаптации ребёнка к школе.
4.Проанализировать особенности личностного развития детей 6-7 лет.
Объект исследования: ребенок в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: проблемы адаптации ребёнка к школе.
Гипотеза: адаптация к школе у детей младшего школьного возраста успешна при условии:
• Положительного микроклимата в классе;
• Наличие внутренней мотивации у ребенка;
• Положительное отношение учителя к ребенку;
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
• Анализ психолого-педагогической литературы;
• Проективные методы.
База исследования: средняя общеобразовательная Ленская школа, 1 класс, количество детей участвовавших в эксперименте 11.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы адаптации ребенка к школе
1.1 Основные подходы к изучению адаптации ребенка к школе в отечественной и зарубежной литературе
Поступление ребёнка в школу является сложным периодом в его жизни, связанным с вхождением в качественно новую среду и необходимостью адаптации к ней. Основное изменение в жизни первоклассника – это смена привычного образа жизни как на физическом, так и на психологическом уровне. Всякая новая ситуация является для ребёнка неопределённой, незнакомой даже при условии того, что он знает о ней и его специально готовят, информируют о предстоящих изменениях. По данным современных исследований (Р.М. Айсиной, Л.П. Баданиной, Л.М. Новиковой, Р.В. Овчаровой и др.), от 20 до 60% первоклассников имеют серьёзные проблемы в адаптации к условиям школы, которые неизбежно ведут к возникновению школьной дезадаптации, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведения и межличностного взаимодействия [1, 2, 12].
Значимость проблемы школьной адаптации подчёркивается многими авторами (М.М. Безруких, М.Н. Битяновой, А.Л. Венгером, Э.В. Галажинским, И.В. Дубровиной, М.В. Максимовой, Л.М. Новиковой, Р.В. Овчаровой и др.), в их работах раскрываются механизмы, компоненты, факторы школьной адаптации, а также причины дезадаптации детей к школе.
Согласно мнению Р.В. Овчаровой, школьная адаптация представляет собой «процесс и результат вхождения ребёнка в ситуацию школьного обучения, результатом которого является адаптированность, т.е. система качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности» [12, с. 34].
Дискуссионным является вопрос о показателях и критериях успешной школьной адаптации, рассматриваемый в работах Е.М. Александровской, А.Л. Венгера, М.В. Максимовой, Л.А. Ясюковой и др. Вместе с тем определение психологических критериев адаптации чрезвычайно важно, так как позволяет своевременно диагностировать дезадаптацию, выявлять её причины и проводить соответствующие корригирующие мероприятия.
Анализ различных подходов свидетельствует о том, что процесс школьной адаптации затрагивает преимущественно три сферы личности: когнитивную, эмоциональную и поведенческую. На основе теоретического анализа мною были выделены критерии и показатели адаптации первоклассника.
Критерии и показатели адаптации первоклассника к школе |
||
Компоненты |
Критерии |
Показатели |
адаптации |
||
Уровень развития самосознания, |
Осознание ребёнком своих прав |
|
наличие у ребёнка определённых |
и обязанностей, наличие адек- |
|
Когнитивный |
мнений, установок, стереотипов, |
ватных представлений о том, |
взглядов, знаний |
для чего нужна школа |
|
о школе и т.д. |
||
Эмоциональный |
Самооценка, уровень притязаний |
Наличие адекватной самооценки, |
высокий уровень притязаний |
||
Характер поведения ребёнка в |
Стремление ребёнка соответствовать |
|
условиях школьной среды, его |
ролевым ожиданиям |
|
Поведенческий |
взаимоотношений с другими людьми |
взрослых, сформированное представление |
о своей социальной |
||
роли, а также поведение, адекватное |
||
социальному статусу |
Работы многих авторов посвящены проблеме выделения факторов адаптации ребёнка к школьной среде. Анализ исследований позволил выделить внешние и внутренние факторы школьной адаптации. К внешним относятся положительные взаимоотношения «ученик – ученик» (Р.В. Овчарова) [12]; положительные взаимоотношения «учитель – ученик» (И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова) [12]; положительная психологическая атмосфера в классе (М.В. Максимова, Л.А. Ясюкова) [17]; отсутствие отметок (Э.М. Александровская), благоприятные семейные взаимоотношения (Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская). Внутренние факторы адаптации включают познавательную мотивацию ребёнка (Л.М. Новикова) [11], сформированность всех аспектов готовности детей к школьному обучению (А.Л. Венгер, Т.В. Дорожевец, Л.М. Новикова) [3, 4, 11], психическое и физическое здоровье ребёнка (М.В. Максимова), умение ребёнка правильно реагировать и справляться с трудной жизненной ситуацией (Р.М. Грановская, И.М. Никольская).
В работах ряда исследователей (Д. Брайт, Д. Майерс, Л.И. Анцыферовой, Э.Г. Эйдемиллер и др.) имеются указания на то, что адаптация ребёнка к школе является трудной жизненной ситуацией.
В нашем исследовании вслед за И.Ф. Дементьевой, И.Н. Евграфовой, А.Ф.Кусовым трудная жизненная ситуация понимается как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация, неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональное напряжение и стрессы, создающая препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств.
Трудные жизненные ситуации имеют ряд важнейших характеристик, связанных с рассогласованием между потребностями человека, его возможностями и условиями деятельности (Т. Томашевский, М. Тышкова), нарушением устойчивости привычного образа жизни (Р. Лазарус, И.М. Никольская, Э.Г. Эйдемиллер), эмоциональным напряжением или стрессом (И.Ф. Дементьева, И.Н. Евграфова, А.Ф. Кусов), изменениями в окружающей среде, нарушающими деятельность, отношения с людьми, привычный образ жизни (Л.И. Анцыферова) и др. Трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет, и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями [10, 19].
Вхождение первоклассника в школу всегда связано с наступлением кризиса семи лет, в связи с чем возникают противоречия между новой социальной ситуацией развития, предъявляющей новые требования к ребёнку, и имеющимися у него возможностями, нарушением привычного образа жизни, сменой социального статуса, ведущего типа деятельности и т.д. (Л.С. Вы-готский, Д.Б. Эльконин). «Во все критические возраста внутренняя жизнь ребёнка часто связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами, с преодолением ранее не встречающихся трудностей…», – пишет Л.С. Выготский [4, с. 247–253]. Возникновение эмоционального напряжения происходит ещё и потому, что с первых же дней школа ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил (А.Л. Венгер, Е.Е. Данилова, В.С. Мухина). Таким образом, ситуацию адаптации первоклассника к школе можно отнести к категории трудных жизненных.