Файл: Правовые основы организации нотариата (Институт нотариата как правоохранительный орган).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что это означает? Теперь при удостоверении такой сделки нотариус прежде всего проверяет, что продавец предоставил возможность другим собственникам долей в указанной квартире воспользоваться преимущественным правом покупки, и только при их отказе доля продается третьим лицам. То есть проживающие в квартире люди имели возможность приобрести продаваемую долю по цене не выше, чем ее купят посторонние. А это означает, что выкуп микродолей квартирными рейдерами по низкой цене теряет свою актуальность — им становится невыгодно покупать долю по рыночной цене. И конечно же, процедура нотариального удостоверения сделки позволяет сторонам в полной мере осознать последствия сделки, нотариус удостоверится, что сделка совершается в добровольном порядке и в соответствии с законом.

5. Также новым Законом устанавливается, что в обязательном порядке должны быть нотариально удостоверены сделки по продаже недвижимого имущества несовершеннолетних или ограниченно дееспособных лиц, а также любые сделки по распоряжению имуществом лиц, находящихся под опекой.

Например, В. В. Ершов пишет, [34 с. 247] что в отношении их жилья тоже часто случались преступные посягательства — теперь присутствие нотариуса поможет защитить их права.

А в случае, если нотариус допустит ошибку и по его вине граждане понесут ущерб, то этот ущерб в полной мере будет возмещен нотариусом за счет страховки и компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты.

6. Новым Законом устанавливается возможность совершать нотариальные действия должностными лицами местного самоуправления сельских поселений и муниципальных районов только для лиц, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания в данных населенных пунктах.

Это решает одну проблему, размер которой в последнее время стал слишком серьезным. Н. В. Сучкова утверждает, что [31 с. 277] расширение практики совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, происходившее в последнее время, привело к значительному росту числа злоупотреблений, недобросовестных действий и просто неграмотно выполненных, некачественных услуг, в результате чего граждане и юридические лица несли ущерб, развивались мошеннические схемы. Это неудивительно: должностные лица органов местного самоуправления зачастую не обладают должной квалификацией, а самое главное — не несут такой высокой ответственности за результат своей деятельности, как нотариус. Более того, на совершенные ими нотариальные акты не распространяется принцип повышенной доказательственной силы, что немаловажно для многих случаев.


Иными словами, считает Е. В. Седлова, [32 с. 112] раньше кто угодно мог поехать в другую область, в какое-то село, к определенному должностному лицу и там удостоверить сделку или совершить иное нотариальное действие, допустим, заведомо зная о том, что оно совершается с нарушениями. Часто это приводило к нарушению прав других граждан. Должностное лицо имущественной ответственности в силу закона не несет, и это была лазейка для мошенников. Теперь же заметно снижаются риски мошеннических и оспариваемых сделок, то есть должностные лица органов местного самоуправления, совершая нотариальное действие, будут совершать его действительно в силу необходимости, а не для участия в сомнительной операции.

Будет создан новый фонд Федеральной нотариальной палаты — фонд поддержки нотариата в малонаселенных и труднодоступных местностях, что будет способствовать развитию нотариата на указанных территориях.

Этот фонд будет формироваться из текущих взносов в ФНП, то есть его создание никаким образом не отразится на стоимости нотариальных услуг.

С вступлением в силу этого положения Закона нотариат должен будет принять положение о фонде, которое будет регламентировать принципы поддержки и механизмы расходования средств фонда, определение получателей помощи и прочие условия.

Это означает, что нотариат самостоятельно, без получения средств государственного и муниципального бюджета, будет обеспечивать наличие нотариальной помощи гражданам на тех территориях, где сейчас у нотариуса нет возможности содержать нотариальную контору. На необходимость обеспечения граждан нотариальными услугами, в каких бы удаленных районах ни находились люди, обратил внимание Президент России Владимир Путин еще в 2014 году.

В рамках развития Единой информационной системы нотариата (ЕИС) и подготовки к переходу на ведение всех нотариальных реестров в электронном виде Законом вводится внесение с 15 января 2016 года в ЕИС сведений об удостоверенных нотариусом договорах об отчуждении долей в ООО и об удостоверении нотариусом подлинности подписи на заявлении о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Этот шаг также продиктован необходимостью дальнейшего обеспечения достоверности реестра юридических лиц и пресечения мошеннических схем. Наличие в ЕИС сведений обо всех таких нотариальных действиях в дальнейшем поможет оперативно проверять подлинность документов, на которые ссылаются заявители.

На наш взгляд, совершенно очевидно, что помимо этих нотариальных действий с 15 января в ЕИС также должны вноситься сведения о совершении нотариусом исполнительной надписи, удостоверении договоров залога долей в ООО и удостоверении нотариусом решений органов управления хозяйственных обществ.


Таким образом, приводятся в соответствие с действующим законодательством положения Основ законодательства Российской Федерации о нотариате о порядке осуществления мер по охране наследственного имущества и о выдаче свидетельства о праве на наследство несовершеннолетним.

Создан специальный Реестр нотариусов Российской Федерации и лиц, сдавших квалификационный экзамен, ведение которого будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. Включение сведений в данный реестр заменит собой необходимость лицензирования нотариальной деятельности. При этом полномочия нотариуса и лица, сдавшего квалификационный экзамен, будут подтверждаться соответствующей выпиской из реестра.

Данные изменения связаны с тем, что по своей правовой сути лицензия на право нотариальной деятельности не является лицензией в понимании российского законодательства, то есть специальным разрешением на право осуществления конкретного вида деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Федеральные законы № 457-ФЗ, № 67-ФЗ и № 391-ФЗ, принятые в 2014–2015 годах, последовательно развивали стратегию повышения привлекательности нотариальной формы сделок, прежде всего в обороте недвижимости, а также расширяли компетенцию нотариуса в корпоративной сфере. Появились новые нотариальные действия, а в наиболее проблемных областях гражданских правоотношений и некоторых сегментах рынка недвижимости нотариальное удостоверение стало носить обязательную форму. Благодаря этим изменениям в 2016 году нотариус, по сути, стал выполнять роль фронт-офиса Росреестра и Федеральной налоговой службы.

На наш взгляд, совершенно очевидно, что этими изменениями решается проблема, которую испытывали в том числе граждане, которым в наследство доставался бизнес. Проблема заключалась в том, что по закону доверительное управление, устанавливаемое нотариусом, осуществлялось только до принятия наследства, а потом прекращалось, и нельзя его было продлить. Теперь нотариус может устанавливать доверительное управление наследуемым имуществом до истечения срока на принятие наследства, после истечения которого граждане смогут получить свидетельство о праве на наследство.

В целях повышения стабильности и достоверности экономического оборота, соблюдения единообразия норм процессуального законодательства внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления повышенной доказательственной силы нотариального акта в рамках арбитражного процесса, аналогичные нормам, содержащимся в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации.


Сейчас же нотариат вновь демонстрирует свою способность ответственно и квалифицированно реализовывать задачи государственной политики по обеспечению населения юридической помощью.

Изменились требования к лицу, желающему стать нотариусом. Нотариусом может быть лицо:

- получившее высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

- имеющее стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет; достигшее возраста 25 лет и не старше 75 лет;

- сдавшее квалификационный экзамен.

Также установлены основания, при наличии которых невозможно замещение лицом должности нотариуса.

Требования к профессиональной этике нотариуса, а также основания, порядок применения и меры дисциплинарной ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, установил Кодекс профессиональной этики нотариусов утвержденный Минюстом России 19.01.2016 г.. Который позволяет более эффективно защитить права лиц, обращающихся к нотариусам за совершением нотариальных действий.

Изложена в новой редакции статья Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, посвященная ответственности нотариуса. Данная редакция более детально регулирует основания и порядок привлечения нотариуса к ответственности за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона.

Даже при высокой ответственности и профессионализме нотариуса, случается, по его вине происходят ошибки, которые приводят к потерям для граждан и предпринимателей. Имущественная ответственность нотариуса и институт страхования гарантируют возмещение такого ущерба.

По данным статистики, за несколько последних лет гражданам и юридическим лицам было выплачено несколько десятков миллионов рублей в качестве компенсации ущерба, возникшего в результате вины нотариуса. При этом процент ошибок нотариусов, ведущих к ущербу для граждан, остается крайне ничтожным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Нормативные правовые акты органов законодательной и исполнительной власти

  1. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 22.06.2019)
  2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N РФ», 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) «Собрание законодательства 04.08.2014, N 31, ст. 4398. http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 22.06.2019)
  3. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «Собрание законодательства РФ», 03.03.1997, N 9, ст. 1011. http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 22.06.2019)
  4. Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «Собрание законодательства РФ», 24.04.1995, N 17, ст. 1455. http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 22.06.2019)
  5. Федеральный закон от 29.12.2014 N 457-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» «Собрание законодательства РФ», 05.01.2015, N 1 (часть I), ст. 10.
  6. Федеральный закон от 29.12.2015 N 391-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, N 1 (часть I), ст. 11. http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 22.06.2019)

  1. Федеральный закон от 30.03.2015 N 67-ФЗ (ред. от 29.06.2015)

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» «Собрание законодательства РФ», 30.03.2015, N 13, ст. 1811, http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 22.06.2019)

  1. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.07.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017 http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 22.06.2019)
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017) «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301. http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 22.06.2019)
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018) http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 22.06.2019)
  4. «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Собрание законодательства РФ», 13.01.1997, N 2, ст. 198.
  5. Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», «Собрание законодательства РФ», 17.07.1995, N 29, ст. 2759. http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 22.06.2019)
  6. «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017) «Ведомости СНД и ВС РФ», 11.03.1993, N 10, ст. 357. http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 22.06.2019)
  7. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824. http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 22.06.2019)
  8. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «Собрание законодательства РФ», 03.12.2001, N 49, ст. 4552. http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 22.06.2019)
  9. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 16. http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 22.06.2019)
  10. Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567 (ред. от 07.12.2016) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») «Собрание законодательства РФ», 22.04.1996, N 17, ст. 1958. http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 22.06.2019)
  11. Указ Президента РФ от 22.07.2002 N 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов», «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3036. http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 22.06.2019)
  12. Закон г. Москвы от 19.04.2006 N 15 (ред. от 02.04.2008) «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве», «Ведомости Московской городской Думы», 07.06.2006, N 5, ст. 107. http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 22.06.2019)
  13. «Приказ Минюста от 27.12.2016 №313», Бюллетень Нотариального вестника 2017: Москва 2017, Издательство ФРПК. http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 22.06.2019)
  14. «Кодекс профессиональной этики нотариусов в РФ», Бюллетень Нотариального вестника №2, 2016: Москва 2016, Издательство ФРПК. (утв. Минюстом России 19.01.2016). http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 22.06.2019)