Файл: Порядок формирования отчета о движении денежных средств организации (БДДС и БДР).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
1.1 ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В РФ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ
1.2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
2. ФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ВИДЕ ПРОГНОЗА
Стоит отметить, что оба указанных бюджета может включать система управленческого учета. Финансовые специалисты решают, какой из указанных бюджетов более целесообразно вести, хотя довольно часто одновременно уделяется внимание обоим типам отчета. Указанные инструменты используются при составлении бизнес-плана предприятия, поскольку позволяют выделить такие показатели, как денежные потоки и прибыль.
Система бюджетного управления рассматривается как способ финансового планирования и контроля, как гарантия обеспечения платежеспособности предприятия. Бюджетное управление (бюджетирование) основано на финансовых планах — бюджетах.
Информация о денежных потоках, которая позволяет оценить способность предприятия генерировать денежные средства и проанализировать эти денежные потоки, консолидируется с помощью бюджета движения денежных средств (БДДС).
БДДС отражает движение денежных средств (по расчетному счету и/или кассе) — планируемые поступления и расходования денежных средств, т. е. финансовые возможности предприятия в целом.
В результате эффективного управления денежными потоками:
- повышается финансовая адаптивность предприятия;
- балансируются поступление и расход денежных средств;
- обеспечивается маневренность денежных средств (например, излишек денежных средств можно инвестировать;
- повышаются ликвидность и платежеспособность предприятия. Денежные потоки предприятия подразделяются на денежные потоки от текущих, инвестиционных и финансовых операций.
Денежные потоки организации от операций, связанных с осуществлением обычной деятельности, приносящей выручку, классифицируются как денежные потоки от текущих операций. Как правило, они формируют прибыль (убыток) предприятия от продаж. На основе информации о денежных потоках от текущих операций можно определить уровень обеспеченности предприятия денежными средствами — достаточно ли их для погашения кредитов, поддержания деятельности на существующем уровне, выплаты дивидендов и новых инвестиций без привлечения внешних источников финансирования.[21]
Денежными потоками от текущих операций являются:
- поступления от продажи покупателям (заказчикам) продукции и товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- поступления арендных платежей, комиссионных и иных аналогичных платежей;
- платежи поставщикам (подрядчикам) за сырье, материалы, работы, услуги;
- оплата труда работников предприятия, а также платежи в их пользу третьим лицам;
- платежи налога на прибыль (за исключением случаев, когда налог на прибыль непосредственно связан с денежными потоками от инвестиционных или финансовых операций);
- уплата процентов по долговым обязательствам, за исключением процентов, включаемых в стоимость инвестиционных активов;
- поступление процентов по дебиторской задолженности покупателей (заказчиков);
- денежные потоки по финансовым вложениям, приобретаемым с целью их перепродажи в краткосрочной перспективе (как правило, в течение трех месяцев).
Денежные потоки предприятия от операций, связанных с приобретением, созданием или выбытием внеоборотных активов, классифицируются как денежные потоки от инвестиционных операций. Это:
- платежи поставщикам (подрядчикам) и работникам организации в связи с приобретением, созданием, модернизацией, реконструкцией и подготовкой к использованию внеоборотных активов, в том числе затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
- уплата процентов по долговым обязательствам, включаемым в стоимость инвестиционных;
- поступления от продажи внеоборотных активов;
- платежи в связи с приобретением акций (долей участия) в других организациях, за исключением финансовых вложений, приобретаемых с целью перепродажи в краткосрочной перспективе;
- предоставление займов другим лицам;
- возврат займов, предоставленных другим лицам;
- платежи в связи с приобретением и поступления от продажи долговых ценных бумаг, за исключением финансовых вложений, приобретаемых с целью перепродажи в краткосрочной перспективе;
- дивиденды и аналогичные поступления от долевого участия в других организациях;
- поступления процентов по долговым финансовым вложениям, за исключением приобретенных с целью перепродажи в краткосрочной перспективе.
Информация о денежных потоках от инвестиционных операций показывает уровень затрат на приобретение или создание внеоборотных активов, обеспечивающих денежные поступления в будущем.
Денежные потоки от операций, которые связаны с привлечением финансирования на долговой или долевой основе и приводят к изменению величины и структуры капитала и заемных средств организации, классифицируются как денежные потоки от финансовых операций:
- денежные вклады собственников (участников), поступления от выпуска акций, увеличения долей участия;
- платежи собственникам (участникам) в связи с выкупом у них акций (долей участия) организации или их выходом из состава участников;
- уплата дивидендов и иных платежей по распределению прибыли в пользу собственников (участников);
- поступления от выпуска облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг;
- платежи в связи с погашением (выкупом) векселей и других долговых ценных бумаг.[22]
Информация о денежных потоках от финансовых операций позволяет прогнозировать требования кредиторов и акционеров (участников) в отношении будущих денежных потоков организации, а также потребности организации в долговом и долевом финансировании.
Денежные потоки предприятия, которые не могут быть однозначно классифицированы в соответствии с рассмотренной классификацией, классифицируются как денежные потоки от текущих операций
Для составления БДДС можно использовать:
- универсальные программы, которые пригодны для решения любых экономических задач (например, MS Excel);
- специализированные программы для бюджетирования (например, 1С).
2.2 ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ ПРЕДПРИЯТИЯ
Денежный оборот предприятия - это совокупность его платежей и расчетов в наличной и безналичной формах за определенный период времени, либо это реальное движение денег в процессе индивидуального кругооборота капитала предприятия.
По своей сущности денежный оборот предприятия — это процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, отражающий закономерности движения денег и товаров. Его материальная основа - товарное обращение.
Денежный оборот организации по своей структуре подразделяется на две сферы: наличную и безналичную.
Налично-денежный оборот включает платежи, производимые с использованием наличных денег.
Безналичный денежный оборот — расчеты, совершаемые путем:
- безналичных перечислений по счетам плательщиков и получателей средств,
- зачета взаимных требований,
- передачи оборотных документов.
В общем денежный оборот обычно разделяют на две группы: денежные платежи, которые появляются в процессе оплаты товаров и услуг между различными фирмами и другими институциональными единицами за предоставленные услуги и работы – то есть операции товарные; платежи за операции, которые являются нетоварными, то есть заработные платы,[23] отчисления налогов и социальных налоговых выплат, выплата дивидендов и другие. Важно, что есть отличие между денежным оборотом и платежным оборотом, которое заключается в том, что денежный оборот предполагает лишь обращение наличных и безналичных денег, а платежный оборот еще и дополнительно ценных бумаг, векселей, чеков и других. Так денежный оборот – это одна из частей платежного оборота страны.
Рассмотрим основные принципы организации рассматриваемого денежного оборота. Так важным принципом относительно организаций и предприятий является такой факт, что все предприятия должны сохранять свои средства на счетах в банковских учреждениях. То есть наличие банковского счета является обязательным условием функционирования предприятия в системе денежного оборота. Все деньги в наличной, бумажной форме в кассе предприятия должны подлежать инкассации, то есть изъятию в банк. Также устанавливается в зависимости от фирмы и вида деятельности, а также масштабов деятельности, лимит наличных денег в кассе. Такое ограничение должно обеспечить нормальную деятельность предприятия в течение рабочего дня. Лимиты пересматриваются обычно раз в год. Превышение над лимитом денег в кассе возможно лишь не более, чем на три рабочих дня. Так же как и фирмы, банковские учреждения также не хранят все средства в банках, а сдают часть на хранение в территориальные подразделения Центрального Банка РФ.
Основные принципы заключается в следующих концепциях: концентрация в центральных банках; централизация и управление с помощью центральных банков; планирование; экономичность передвижение денежных средств. Так, структура формируется от различных признаков: форма представления денег (наличная и безналичная); характер денежных отношений (денежно-кредитный, - финансовый, – расчетный); субъекты-участники (банки, банки и население, предприятия, юридические лица, юридические лица и население, население); производственная связь (товарный и нетоварный вид оборота). Несмотря на различия представления структуры денежный оборот обладает главными признаками такими как: единство денежных валют; возможность перехода из наличной формы в безналичную и обратно. Организация денежного оборота Главным органом, который осуществляет контроль за денежным оборотом в Российской Федерации, является Центральный Банк РФ. На практике большая часть денежного оборота осуществляется с помощью банков и кредитных учреждений. [24]
Выручка – объем денежных средств, полученных от реализации товаров, работ, услуг. Может определяться методом «по отгрузке», то есть в момент фактической отгрузки товара или оказания услуги, а может «кассовым» методом, то есть в момент получения оплаты. Кроме средств, полученных непосредственно за продажу товаров и услуг, она может также включать доходы от продажи ценных активов и другие поступления.
В соответствии с положением по бухгалтерскому учету «доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».
Выручка — это показатель финансового благосостояния и отправная точка для расчета прибыли предприятия. Она может быть нулевой или положительной величиной, но никогда – отрицательной. Понятия «выручка» и «оборот» в общем случае тождественны. При этом зачастую «оборот» может быть использован для обозначения безналичного оборота компании, то есть поступлений денежных средств на расчетный счет за реализованные товары, работы и услуги. В любом случае и выручка, и доход, и оборот — «валовые» характеристики, не учитывающие издержки (расходы) компании.
Валовая прибыль равна разнице между выручкой и расходами (издержками) по основному виду деятельности (себестоимостью проданных товаров или услуг). Финансовый результат, учитывающий расходы по всем направлениям деятельности компании, называется чистой прибылью (положительный финансовый результат) или чистым убытком (отрицательный).[25]
Часто путаница возникает в понятиях «оборот» и «товарооборот». Мы уже выяснили, что оборот компании – это деньги, которыми располагает предприятие, этот термин относится к экономике. Товарооборот – понятие из области бухучета, им обозначают объем средств, вырученный от продажи товаров или услуг.
Товарооборот следует отличать от выручки – помимо непосредственного дохода от торговли, она может включать другие виды поступлений и доходы от реализации имущества. Таким образом, выручка может быть либо больше товарооборота, либо равна ему.
Кроме того, важно, каким образом вы рассчитываете выручку – по методу начисления или кассовым методом. Как было сказано ранее, в первом случае доход или расход учитываются в том периоде, к которому они относятся, во втором – когда они непосредственно оплачены. Если продажа оформляется в рассрочку или отложенным платежом, то, в случае расчета кассовым методом, выручка и товарооборот также могут различаться.
Если в том, что вы назовете выручку оборотом, нет ничего страшного, то отличать прибыль от оборота очень важно, например, чтобы не переплачивать налог на прибыль.
Отличие очень простое. Чтобы рассчитать прибыль, нужно из выручки (оборота) отнять все возможные издержки и расходы организации, включая налоги, зарплаты, аренду и так далее.
Таким образом, понятие «оборот» характеризует, каким объемом средств компания располагает в принципе, а прибыль — это то, сколько денег компания может вложить в собственное развитие.[26]
Расходы – это все деньги, которые компания тратит на производство и продажу своего продукта. К ним относятся материальные издержки, зарплаты и прочие выплаты сотрудникам, расходы на ремонт оборудования и помещений, арендная плата, налоги. Когда расходы превышают доходы компании, образуется убыток.
2.3 ПЛАТЕЖНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Платежный календарь представляет собой основной оперативный финансовый план организации или план денежного оборота. В процессе его составления все денежные расходы подкрепляются реальными источниками денежных поступлений. Платежный календарь отражает реальные денежные потоки по приходу и расходу денежных средств и финансовых ресурсов.
Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря. В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:
- организация учета временного сопряжения денежных поступлений и предстоящих расходов организации;
- формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков;
- ежедневный учет изменений в информационной базе;
- анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организации конкретных мероприятий по их преодолению;
- расчет потребности в краткосрочном кредите при временном несовпадении денежных поступлений и исполнения обязательств и оперативное приобретение заемных средств;
- расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств организации;
- анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств организации.