Файл: Формы социальной защиты населения (Современные технологии планирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальная работа предполагает работу, которая направлена на то, чтобы оказать помощь, поддержать и защитить лиц, относящихся к социально слабым слоям населения. В качестве объекта социальной работы выступают граждане, которые[14]:

  1. нуждаются в дополнительной помощи со стороны, включая пенсионеров, инвалидов, детей, тяжелобольных;
  2. находятся в тяжелой жизненной ситуации: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

В качестве субъектов социальной работы выступают люди и организации, которые такую работу проводят. К ним относятся:

  1. государство на базе осуществления социальной политики посредством государственных органов социальной защиты;
  2. общественные организации, включая Российскую ассоциацию социальных служб, Ассоциацию социальных работников и социальных педагогов и прочее;
  3. организации, занимающиеся благотворительной деятельностью и общества милосердия (Красный Крест, Красный Полумесяц).

Ключевой субъект социальной работы – лицо, которое занимается такой деятельностью на общественных началах либо профессионально. В России насчитывается около нескольких десятков тысяч профессиональных социальных работников, в мире – более 0,5 миллиона. Ключевая часть работы в социальной сфере выполняется вследствие чувства долга и личных убеждений, либо вследствие сложившихся обстоятельств, непрофессионалами.

Социальное страхование в современной России – это система экономических, правовых и организационных мер, которые создаются на уровне государства и направлены на минимизацию или компенсацию последствий изменения социального или материального положения некоторых категорий граждан в случаях, которые установлены отечественным законодательством[15].

Социальное страхование является ключевым элементом системы социальной защиты населения в условиях рыночной экономики, что требует понимание основ его функционирования и механизмов действия.

1.3. Структура и функции системы социального страхования

Социальное страхование осуществляется органами исполнительной и законодательной власти, которые формируют бюджет государства и его расходную часть. Льготы и пособия, которые поступают населению посредством этой системы, предусмотрены нормативными и законодательными актами. Распределяются они в соответствии с принципом солидарности, означающим независимость этих выплат от страховых взносов и налогов, которые уплачиваются конкретным гражданином и могут быть установлены исключительно от степени нуждаемости.


Такое страхование осуществляется посредством фондов, специально сформированных на государственном уровне за счет средств, в обязательном порядке уплачиваемых работодателями или работниками (в некоторых случаях), и дотаций на материальное обеспечение определенных сотрудников и членов их семей из федерального бюджета. Обязательное государственное страхование производят страховые организации либо с использованием средств государственного бюджета, либо с использованием иных источников в зависимости от того, какой вид страхования рассматривается[16].

Правовую основу функционирования системы обязательного социального страхования составляет совокупность федеральных законов и нормативных правовых актов, среди которых можно выделить закон «рамочного» характера, регулирующий основы, специальные законы, градация которых осуществляется в зависимости от вида социального страхования, а также законы о внебюджетных фондах и их бюджетах.

В рамках системы социального страхования особое значение принимают внебюджетные фонды, которые являются агентами в части обеспечения государственных задач в рамках социального страхования, в частности Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд[17].

Фонд социального страхования и его отделения – это юридические лица, имеющие гербовую печать с собственным наименованием и банковские счета. В рамках своих задач он обязан[18]:

  1. обеспечить пособия, перечень которых представлен в законодательных актах, которые гарантированы государством;
  2. организовать работу в части подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в системе государственного социального страхования;
  3. принимать участие в разработке различных программ государства в части охраны здоровья работающих граждан и их реализации;
  4. разрабатывать предложения о тарифах страховых взносов;
  5. принимать мер, которые обеспечивают адекватный уровень финансовой устойчивости Фонда;
  6. сотрудничать с международными организациями и аналогичными службами иных государств в рамках вопросов социального страхования.

Пенсионная система Российской Федерации представляет собой совокупность институтов и норм экономического, правового и организационного характера, создаваемых в стране и преследующих цель предоставления гражданам страны материального обеспечения в виде пенсии. Последняя представляет собой выплату денежных средств государством на ежемесячной основе, право на получение которой установлено нормами отечественного законодательства.


Различают следующие виды пенсий – трудовая пенсия, по государственному пенсионному обеспечению. Трудовая пенсия выдается в виде компенсационной выплаты, заменяет заработную плату и иные выплаты, утраченные из-за наступления у застрахованного лица нетрудоспособности по причине старости или инвалидности.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечениюобозначает пенсию, выдаваемую как компенсационная выплата лицам, застрахованным в рамках пенсионного страхования, заменяющая заработную плату и другие выплаты, которые были утрачены вследствие окончания федеральной государственной гражданской службы при условии достижения выслуги лет, которая установлена законодательством, назначаемая в момент выхода на пенсию по инвалидности или старости, или как компенсация вреда, причиненного гражданам во время прохождения военной службы, вследствие техногенных или авиационных катастроф, при потере кормильца или наступлении инвалидности, а также нетрудоспособному населению[19]

Основу пенсионной системы России составляет главный орган – Пенсионный фонд Российской Федерации, который является страховщиком и государственной организацией в сфере пенсионного страхования.

Обязательное медицинское страхование в России базируется на определенных принципах, среди которых можно выделить следующие[20]:

1) за счет средств, предназначенных для финансирования программ обязательного медицинского страхования застрахованному лицу гарантируется оказание медицинской помощи в случае наступления страхового события на бесплатной основе;

2) страховое обеспечение эквивалентно средствам медицинское страхования обязательного характера, что обеспечивает финансовую устойчивость данной системы;

3) уплата страховых взносов страхователями в рамках обязательного медицинского страхования носит обязательный характер и осуществляется в объеме, который установлен федеральным законодательством;

4) соблюдение прав застрахованных лиц в части исполнения обязательств, принятых в рамках базовой программы медицинского страхования, гарантируется государством и будет исполнено вне зависимости от финансового положения страховщика;

5) должна быть созданы условия для того, чтобы обеспечить должный уровень качества и доступности медицинской помощи, которая оказывается в рамках медицинского страхования обязательного характера;

6) субъекты и участники медицинского страхования обязательного характера представлены в его органах управления на паритетной основе.


Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан во исполнение обязательств государства в сфере обеспечения здравоохранения граждан и в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании, которое является вид социального страхования и представлен системой экономических, правовых и организационных мер, которые создаются государством и направлены на то, чтобы обеспечить бесплатное оказание медицинской помощи застрахованному лицу в случае наступления страхового события посредством использования средств Фонда. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является основным элементом все системы и выполняет следующие функции:

1) выравнивает условия деятельности фондов обязательного медицинского страхования территориального характера в рамках обеспечения финансирования программ страхования;

2) финансирует целевые программы, связанные с обязательным медицинским страхованием;

3) контролирует рациональное использование финансовых ресурсов системы медицинского страхования.

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ

2.1. Анализ системы социального страхования РФ

Как было определено в первой главе работы, система социального страхования в условиях рынка имеет ключевое значение. Статистические данные в рамках системы социального страхования прозрачны и позволяют судить о состоянии и развитии системы, а, следовательно, и оценить реализацию механизма социальной защиты граждан страны. Так, оценка базируется на анализе бюджета 3 ключевых составляющих системы – пенсионного, медицинского и социального страхования.

Пенсионная система принимает особое значение в настоящее время ввиду очередного этапа её реформирования, что обусловливает необходимость анализа бюджета Пенсионного фонда России. Так, на 2016 год объем совокупных доходов Фонда установлен в размере 6 995,17 миллиардов рублей, из которых 39 процентов сформировано из средств, переданных федеральным бюджетом в рамках межбюджетных трансфертов, около полпроцента – бюджетами субъектов[21]. За 2018 год в структуре доходов Фонда превалировали взносы работодателей, как видно в приложении 1. На 2016 год объем совокупных расходов Фонда установлен в размере 7618, 15 миллиардов рублей, из которых 0,014 процента предназначены для передачи бюджетам субъектов России в качестве межбюджетного трансферта.Из сумм, поступивших в рамках формирования накопительной части пенсии, Пенсионный фонд формирует средства для передачи управляющей компании в целях инвестирования их и получения дохода, который впоследствии распределяется по счетам участников системы накопительного страхования.


Анализируя динамику доходов и расходов фонда, можно отметить стабильный профицит бюджета фонда с 2015 года, как видно на рисунке 1, что в некоторой степени можно отнести к неэффективному расходованию средств и сильной нагрузке на работодателей и работников.

Рис. 1 Динамика показателей бюджета Пенсионного фонда РФ[22]

Относительно структуры расходования средств Пенсионного фонда в 2018 году, можно отметить, что основная доля расходов приходится на выплату страховых частей пенсий населения, как видно в приложении 2.

Исходя из этого, представляется важным сказать, что, поскольку страховая часть трудовой пенсии прямо зависит от числа работающих граждан и их заработной платы и иных отчислений, из которых формируется бюджет Пенсионного фонда, то, составляя основную часть расходов фонда, она может породить в ближайшее время некоторые проблемы относительно несоразмерность доходов и расходов фонда.

Анализ динамики показателей бюджета Фонда социального страхования иллюстрирует динамичный рост его доходной части до 2016 года и резкое снижение с 2016 года, что видно на рисунке 2. Так, общие доходы Фонда социального страхования сократились с 2015 года в 3,4 раза. При этом аналитики не раз отмечали рост затрат по страхованию в связи с временной нетрудоспособностью и материнством, доходы же по этой категории превысили план, что связано со снижением числа лиц с льготным налогообложением и ростом заработной платы в целом.

Рис. 2. Динамика доходов и расходов Фонда социального страхования[23]

Расходная часть бюджета Фонда составила в 2018 году на 77 процентов меньше, чем было запланировано законом – 130 миллиардов рублей. Несмотря на резкий спад доходной части бюджета, профицит бюджета все же сохранился в последние 3 года за счет резкого сокращения расходной части. Так, с 2015 года расходы фонда социального страхования сократились в 3,8 раза.

В структуре расходов Фонда социального страхования в 2018-2016 годах ключевое значение имеют ежемесячные страховые выплаты, занимающие долю в 33 процента, как видно в приложении 3.

Пособия по временной нетрудоспособности занимают 9,9 процента, а по беременности и родам – 5,2 процента. Также существенная доля приходится на выплату пособий по уходу за детьми до полутора лет – 6,4 процента. На этом фоне представляется необходимым оценить динамику выплат в рамках отдельных видов социального страхования. Так, расходы на оплату пособий по беременности и родам и при рождении ребенка с 2016 года возросли, как видно в приложении 4. При этом пособия по беременности родам сократились относительно 2016 года на 4188 миллиона рублей, в то время как выплаты при рождения ребенка имели непрерывную возрастающую тенденцию, что по большей части связано с ростом числа граждан, обратившихся за такой выплатой.