Файл: Формы социальной защиты населения (Современные технологии планирования).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Понятие и принципы социальной защиты населения
1.2. Характеристика системы социальной защиты населения
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ
2.1. Анализ системы социального страхования РФ
Обязательное медицинское страхование в России имеет вертикальную структуру. К примеру, в Московской области оно осуществляется Московским областным фондом обязательного медицинского страхования, который является территориальным подразделением Фонда обязательного медицинского страхования[24].
Фонд формируется за счет средств налоговых и неналоговых доходов, которые составляют около 5-10 процентов всего объема источников, и включают в себя штрафы, доходов от компенсации затрат и прочее, и за счет безвозмездных поступлений. Практика показывает, что территориальные Фонды обязательного медицинского страхования в основном финансируются межбюджетными трансфертами от Федерального фонда и бюджетов соответствующих территорий.
Помимо этого, в рамках медицинского страхования часто реализуются различные государственные программы, финансируемые за счет переданных бюджетами других уровней средств.
Таким образом, можно сказать, что в современной России достаточно четкая и прозрачная структура социального страхования, что позволяет адекватно оценивать её состояние и проблемы и вырабатывать варианты совершенствования.
2.2. Анализ системы социального обеспечения
Социальное обеспечение, в отличие от социального страхования, как было сказано в первой главе работы, базируется на финансировании за счет государственного бюджета. Поэтому для его оценки целесообразно проанализировать расходование федерального бюджета на социальные цели. Так, в социальной политике наиболее значимыми являются расходы на пенсионное обеспечение, как видно в таблице 1.
Таблица 1
Динамика расходов федерального бюджета по разделу «Социальная политика»[25]
Наименование подраздела |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|||||
Объем, млрд. руб. |
Доля, % |
Объем, млрд. руб. |
Доля, % |
Объем, млрд. руб. |
Доля, % |
Объем, млрд. руб. |
Доля, % |
Объем, млрд. руб. |
Доля, % |
|
Пенсионное обеспечение |
244 |
70,64 |
2 138 |
68,33 |
2 721 |
70,48 |
2 729 |
71,20 |
2251 |
65,2 |
Социальное обслуживание населения |
6 |
1,86 |
7 |
0,22 |
8 |
0,20 |
10 |
0,26 |
10 |
0,3 |
Социальное обеспечение населения |
89 |
25,86 |
787 |
25,15 |
907 |
23,49 |
829 |
21,62 |
856 |
24,8 |
Охрана семьи и детства |
3 |
0,81 |
191 |
6,11 |
219 |
5,67 |
258 |
6,74 |
323 |
9,39 |
Другие вопросы |
3 |
0,81 |
5 |
0,15 |
6 |
0,15 |
7 |
0,18 |
12 |
0,34 |
Итого |
345 |
100 |
3 129 |
100 |
3 860 |
100 |
3 833 |
100 |
3452 |
100 |
По сравнению с 2014 годом, в 2018 году объемы пенсионного обеспечения увеличились на 89 процентов, что обусловлено, в том числе, ростом инфляции, вследствие чего возникла потребность в увеличении размеров пенсий, а также с ростом количества пенсионеров из числа лиц, чья пенсия финансируется из федерального бюджета. Доля в структуре осталась практически неизмененной – варьировалась за последние 5 лет от 65 до 70 процентов. Доля социального обслуживания населения в этих рамках сократилась на 1,6 процента при росте абсолютного объема расходов на него на 4 миллиарда рублей. Социальное обеспечение, хотя и незначительно сократило долю, в абсолютном объеме возросло в 9,7 раза. Это подтверждает социальную направленность бюджетной политики государства за последние 5 лет. Основное влияние, таким образом, на рост расходов на социальную политику оказали затраты на социальное и пенсионное обеспечение, а также охрану семьи и детства, которые возросли в 108 раз, занимая в 2014 году долю менее 1 процента, достигнув в 2018 году доли почти в 10 процентов. Несмотря на то, что социальная политика является одной из ключевых статей затрат, нагрузка является не такой значительной, поскольку большая часть обязательств возложена на пенсионный и социальный (фонд социального страхования) внебюджетные фонды. Государством обеспечивается лишь не застрахованная (неработающая) часть населения либо определенные категории граждан, в частности, прекратившие федеральную государственную гражданскую службу, космонавты, военнослужащие и прочие лица[26].
Следующими с точки зрения занимаемой в расходах бюджета доли являются расходы на образование – они составляют 4,3 процента совокупного объема расходов. Ключевую роль в расходах на образование играет финансирование высшего образования – оно занимает более 70 процентов, хотя его доля и сократилась с 2014 года на 3,9 процента, как видно в приложении 5.
Значимой статьей расходов на образование также является общее образование, в котором около 60 процентов составляют заработные платы сотрудников бюджетных учреждений. По данным анализа можно сделать вывод о повышении приоритета дошкольного образования – его доля возросла на 8 процентов и составила в 2018 году 8,74 процента. Несмотря на то, что также возросли затраты на научные исследования в области образования, их доля по-прежнему не значительна – всего 2,4 процента расходов на образование.
В расходах федерального бюджета на здравоохранение ключевую роль играют затраты на стационарную медицинскую помощь – они занимают более половины расходов бюджета по разделу «Здравоохранение», как видно в таблице 2. Меньшую долю занимают расходы на амбулаторную помощью, которые при этом возросли за последние 5 лет в 2,4 раза занимая в 2018 году долю в 21 процент. Стоит отметить, что, в отличие от образования, прикладные научные исследования играют в здравоохранении ключевую роль.
Таблица 2
Динамика расходов федерального бюджета по разделу «Здравоохранение»[27]
Наименование подраздела |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|||||
Объеммлрд. руб. |
Доля, % |
Объем млрд. руб. |
Доля, % |
Объем млрд. руб. |
Доля, % |
Объем млрд. руб. |
Доля, % |
Объем млрд. руб. |
Доля, % |
|
Стационарная медицинская помощь |
191,6 |
56,74 |
222,4 |
44,52 |
279,6 |
45,55 |
227,1 |
45,24 |
275,2 |
51,34 |
Амбулаторная помощь |
46,1 |
13,65 |
143,6 |
28,74 |
150,9 |
24,58 |
99,5 |
19,82 |
112,8 |
21,04 |
Санаторно-оздоровительная помощь |
28,2 |
8,35 |
37,5 |
7,51 |
42,6 |
6,94 |
41,8 |
8,33 |
38,6 |
7,20 |
Санитарно-эпидемиологи-ческое благополучие |
11,6 |
3,44 |
13,1 |
2,62 |
13,3 |
2,17 |
14,9 |
2,97 |
17,5 |
3,26 |
Исследования в области здравоохранения |
5,0 |
1,48 |
7,5 |
1,50 |
8,7 |
1,42 |
24,1 |
4,80 |
16,8 |
3,13 |
Другие вопросы в области здравоохранения |
35,6 |
10,54 |
69,5 |
13,91 |
111,8 |
18,21 |
88,4 |
17,61 |
67,7 |
12,63 |
Итого |
338 |
100 |
500 |
100 |
614 |
100 |
502 |
100 |
536 |
100 |
Хотя они занимают всего 3 процента расходов данной группы, их рост за последние 5 лет составил 70 процентов, что говорит о повышении внимания государства к совершенствованию методов и инструментов системы здравоохранения страны.
Подводя итог по анализу расходов на социальные цели, можно сделать вывод о необходимости повышения прозрачности системы – существенная доля затрат скрыта в статьях «другие вопросы» в области соответствующего раздела, что в условиях высокого уровня коррупции порождает риск несоответствия расходов реальным потребностям общества. Также следует пересмотреть систему финансирования образования – в развитых странах доля финансирования начального и общего образования значительно выше.
2.3. Проблемы и перспективы системы социальной защиты в России
Анализ двух ключевых составляющих системы социальной защиты населения позволяет сделать вывод о том, что выявление проблем системы базируется на отдельных разноплановых проблемах её элементов.
Так, с точки зрения проблем социального обеспечения можно сказать в первую очередь о дефиците ресурсов. При условии стабильного дефицита федерального бюджета, как видно на рисунке 3, значительные расходы по социальной защите населения невозможны, особенно в условиях масштаба страны.
Рис. 3. Динамика плановых и фактических доходов и расходов федерального бюджета[28][29]
В этой связи особое внимание следует уделять системе социального страхования.
За последние годы социальное страхование развивается достаточно высокими темпами. Хотя кардинальные социальные реформы не проводятся, изменения в различных элементах социальной системы имеют место.
Так, в 2015 года была введена новая форма больничного – листка нетрудоспособности, отвечающего требованиям современной действительности в отличие от старой формы, не менявшейся 30 лет[30]. В первую очередь, важным является возможность использования новой формы при переходе на электронную систему документооборота. Помимо этого, внедрены специальные уровни защиты, благодаря чему снизится массовость подделок, что немаловажно, учитывая и так растущие расходы системы.
В сфере пособий для матерей также произошел ряд изменений, в частности, с 2015 года расширили список видов деятельности малого бизнеса, позволяющих осуществлять отчисления на страхование по пониженным ставкам. Сюда относятся компании:
- которые работают по упрощенной системе налогообложения;
- которые сосредоточены в рамках своей деятельности на социальной сфере;
- которые осуществляют деятельность в сфере производства.
Некоторых из них законодательство полностью освободило от взносов, однако не на постоянной основе. Предполагается, что льготы действуют только в переходный период.
Изучив данные об исполнении бюджета Фонда социального страхования за несколько последних лет, можно говорить о негативной динамике достижения баланса расходов и доходов, за исключением последних нескольких лет. Эта проблема обусловлена некоторыми событиями, в частности:
1) снижение доли ЕСН, которая предназначалась к зачислению в Фонд социального страхования в связи с уменьшением тарифа страховых взносов вследствие налоговой шкалы регрессивного вида, множество льгот, исключения некоторых видов выплат из налоговой базы;
2) использование специальных налоговых режимов страхователями;
3) независимое положение объемов отчислений относительно фактических выплат;
4) новые нормы расчетов пособий;
5) неэффективный механизм тарификации в части страховых случаев в связи с профессиональными заболеваниями и несчастными случаями на производстве;
6) нынешние тарифы не покрывают полностью профессиональные риски на производстве;
7) слабый уровень заинтересованности отдельных страховых субъектов в уменьшении рисков на производстве.
Проблемы пенсионной системы страны в первую очередь базируются на необходимости реформирования системы в целом, не в последнюю очередь обусловленной теневой экономической деятельностью, поскольку именно за счет её сокращения и перетока капитала из теневого сектора возможен рост объемов финансирования бюджета Пенсионного фонда, а значит, и развитие и совершенствование пенсионной системы страны.
Проблема теневой экономики уже давно стоит перед правительством страны. В целях её сокращения в части влияния на пенсионную систему страны, последняя переживала несколько этапов реформирования. Один из вариантов альтернативного решения проблемы «теневых доходов» заключается в реформе пенсионной системы 2018 года. Согласно новой модели, в том случае, если накопительная часть пенсии застрахованных лиц не переводилась ранее ни в один негосударственный пенсионный фонд и последними не было написано заявление о сохранении накопительной части пенсии, отчисления на неё нивелируются, то есть составляют не 6 процентов, а 0. При этом разница направляется в страховую часть, во-вторых, при расчете страховой части пенсии, помимо ранее учитываемого объема взносов работодателей, также учитываются возраст застрахованного лица, стаж выхода на пенсию и другие параметры.
Расчет «страховой пенсии» базируется на использовании новой формулы, в рамках которой преполагается назначение застрахованным лицам пенсионных баллов, которые именуются пенсионными коэффициентами, соответствующими годам трудового стажа этих лиц. Право назначения трудовой пенсии при этом с 2025 года будет распространяться только на граждан, коэффициент которых больше 30 баллов.
В рамках реформирования пенсионной системы предполагается увеличить пенсионный возраст к 2030 году до 63 лет как минимум, вместе с чем увеличится и нормативный трудовой стаж[31].
Этот вопрос является сильно дискуссионным и вызывает ряд возражений, которые можно определить как недостатки реформы для населения, в частности: