Файл: Формы социальной защиты населения (Современные технологии планирования).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Понятие и принципы социальной защиты населения
1.2. Характеристика системы социальной защиты населения
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ
2.1. Анализ системы социального страхования РФ
- очень низкая продолжительность жизни, особенно мужчин;
- низкий уровень здоровья граждан, что опровергают возможностью досрочного выхода на пенсию по причине ранней нетрудоспособности;
- негативное восприятие населением повышения пенсионного возраста.
Проблемы системы обязательного социального страхования обусловлены внутренними и внешними причинами, такими как:
1) специфическим и сложным финансовым механизмом деятельности, наличием множества разноплановых функций, что требует формирования многогранной системы и порождает проблемы в части прозрачности;
2) несовершенством нормативно-правовой базы;
3) кризисными явлениями в экономике, которые требуют пересмотра основных направлений расходования средств и сокращают доходную часть бюджета внебюджетных фондов;
4) нерациональным распределением взносов на обязательное социальное страхование профессиональных заболеваний и несчастных случаев, которые связаны со специфическим производством.
Среди проблем социального страхования в России можно выделить также незаконченность его институционального оформления, выраженную в наличии черт «советской» системы социального обеспечения.
Помимо этого, многие принципиальной проблемой называют отсутствие реального разделения институтов социальной помощи, социального страхования, и социального обеспечения. Некоторые шаги в направлении решения этой проблемы уже сделаны. Так, к примеру, как показал анализ сущности различных видов социальных пособий, для работающих граждан осуществляется социальное страхование, для неработающих – социальное обеспечение.
Одной из существенных проблем, отличающих российскую систему обязательного социального страхования от систем развитых стран, является низкий уровень пособий, который фактически не обеспечивает цели и задачи. Высокие темпы инфляции при низком уровне заработной платы большей части населения страны не позволяют выплачивать пособия адекватно возможным затратам. Поскольку социальная система страны базируется на отчислениях в Фонд социального страхования, особое значение с точки её стабильного функционирования принимает борьба с «теневыми доходами», которые не обеспечивают финансирование системы. Именно наличие развитого «теневого сектора» не позволяет должным образом обеспечить граждан адекватными действительности социальными выплатами и порождает проблемы недостатков ресурсов для обеспечения задач системы социального страхования.
Помимо этого, можно отметить, что система социального страхования России формировалась на основе административно-командной системы, вследствие чего нынешняя система унаследовала множество черт, характерные для нее и в некоторых вопросов является не адаптированной к современному рынку труда и новому виду общественных взаимоотношений.
В отличие от развитых стран, потенциал страхования в отечественной социальной сфере еще только формируется, если судить по совокупному объему ресурсов внебюджетных фондов, равному всего 8 процентам ВВП, чем объясняется очень низкая доля расходов на социальную защиту и что объясняет низкий уровень заработной платы, не позволяющий формировать больший объем ресурсов.
В рамках перспектив развития сферы социального страхования можно выделить переход большей части компаний на единую тарифную ставку, равную 2,9 процента, в связи с чем нынешнее снижение объясняется целью роста «белых» заработных плат и увеличения уровня ответственности работодателей.
Пониженные тарифы, естественно, влияют на объем поступлений в Фонд, однако эта разница по законодательству возмещается федеральным бюджетом.
Для того, чтобы была сформирована адекватная эффективная система социального защиты в России необходимо решить множество задач, основными из которых можно назвать: разграничить элементы социальной защиты и способствовать передаче функций социального обеспечение социальному страхованию, выявить финансовые механизмы системы социального страхования, разработать правовые и методологические основы для создания собственной правовой системы социальной защиты; разграничить полномочия и функции в части управления и организации системы с ролевых позиций субъектов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная защита населения выражается в правовых, социально-экономических и политических гарантиях, которые формируют условия, необходимые для того, чтобы трудоспособные граждане и граждане, не способные по каким-либо причинам получать доход, получили гарантированные конституцией права в части средств к существованию. Механизм социальной защиты выражается совокупностью мер организационного, экономического и правового характера, которые направлены на то, чтобы минимизировать социальное неравенство.
В России реализация механизма социальной защиты населения включает социальное обеспечение, социальные гарантии, социальное страхование и социальную работу.
С точки зрения материальной основы ключевыми являются социальное страхование и обеспечение. Первое базируется на финансировании за счет специальных отчислений во внебюджетные фонды и нацелено на социальную защиту трудоспособных граждан, второе финансируется из бюджета государства.
Анализ состояния этих направлений позволил сделать вывод о том, что повышение эффективности системы социальной защиты граждан в условиях рынка ввиду дефицитности бюджета видятся в максимизации функции в сфере социальной защиты в системе социального страхования со снижением нагрузки на государственный бюджет.
В целом, анализ позволил сделать вывод о достаточно эффективном построении системы социального страхования в современной России, охватывающей все значимые сферы жизнедеятельности и отвечающей ключевым принципа социально-ориентированного государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.01.1996 г., № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2016 г.) // СПС «Гарант» - Обн. 26.11.2016.
- Бюджетный Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 г., № 145-ФЗ (ред. от 03.11.2016 г.) // СПС «Гарант» - Обн. 26.11.2016.
- О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 15.12.2001 г., № 166-ФЗ (ред. от 21.07.2018 г.) // СПС «Гарант» - Обн. 26.11.2016.
- Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.11.2014 г., № 326-ФЗ (ред. от 01.12.2018 г.) // СПС «Гарант» - Обн. 26.11.2016.
- Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.12.2017 г., № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2018 г.) // СПС «Гарант» - Обн. 26.11.2016.
- О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 01.12.2018 г., № 385-ФЗ // СПС «Гарант» - Обн. 26.11.2016.
- О федеральном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 01.12.2018 г., № 384-ФЗ // СПС «Гарант» - Обн. 26.11.2016.
- О Фонде социального страхования Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г., № 101 (ред. от 15.05.2018 г.) // СПС «Гарант» - Обн. 26.11.2016.
- Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: учебник. М.: Зерцало-М, 2017. 750 с.
- БатуринаВ.К. Социология: учебник. М.: Юнити-Дана, 2016. 487 с.
- Кочетков А.А. Экономическая теория: учебник для бакалавров. М.: Дашков и К, 2017. 696 с.
- Краснова, О.Н. История социальной работы в России. М.: Инфра-М, 2001. 334 с.
- Курбанов Р.А., Эриашвили Н.Д. Основы гражданского права: учебник. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2016. 455 с.
- Хамидуллин, Н.Р. Государственная политика социальной защиты населения в постсоветской России: дис. канд. полит.наук: 2З.00.02. М., 2016. 155 с.
- Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2016. 231 с.
- Холостова Е.И. Социальная работа: учебник для бакалавров. М.: Дашков и К, 2016 год. 612 с.
- Занина О.В. Современные принципы социальной защиты населения // Научный результат. Серия «Экономические исследования». 2016. № 2. 201 с.
- Морозова Е.А. Механизмы социальной защиты населения региона // Экономика региона. 2016. № 1. С. 236
- Хамидуллин Н.Р. К вопросу о понятиях «социальная политика» и «социальная защита населения» // Вестник ОГУ. 2018. № 7 (168). 268 с.
- Министерство финансов Российской Федерации [сайт]. URL: http://www.info.minfin.ru
- Пенсионный фонд Российской Федерации [сайт]. URL: http://www.pfrf.ru
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [сайт]. URL: http://ffoms.ru
Приложение 1
Структура источников формирования средств Пенсионного фонда РФ в 2018 году (в миллиардах рублей)[32]
Приложение 2
Структура расходов Пенсионного фонда РФ в 2018 году (в миллиардах рублей)[33]
Приложение 3
Структура расходов Фонда социального страхования в 2018 году (в миллиардах рублей)[34]
Приложение 4
Динамика объемов выплат отдельных видов социальных пособий ФСС (составлено автором на основе законов об исполнении соответствующих бюджетов)
Приложение 5
Динамика расходов федерального бюджета по разделу «Образование»[35]
Наименование подраздела |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|||||
Объем млрд. руб. |
Доля, % |
Объем млрд. руб. |
Доля, % |
Объем млрд. руб. |
Доля, % |
Объем млрд. руб. |
Доля, % |
Объем млрд. руб. |
Доля, % |
|
Дошкольное |
4 |
0,98 |
6 |
1,00 |
7 |
1,14 |
58 |
8,58 |
56 |
8,74 |
Общее |
6 |
1,33 |
56 |
10,14 |
90 |
14,84 |
67 |
9,98 |
30 |
4,73 |
Высшее |
352 |
81,97 |
402 |
72,71 |
448 |
74,20 |
496 |
73,72 |
498 |
78,05 |
Научные исследования |
2 |
0,42 |
20 |
3,63 |
14 |
2,25 |
7 |
1,00 |
15 |
2,40 |
Другие вопросы |
11 |
2,61 |
23 |
4,10 |
24 |
3,92 |
22 |
3,21 |
13 |
2,10 |
Итого |
429 |
100 |
553 |
100 |
604 |
100 |
672 |
100 |
638 |
100 |
-
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. - Ст. 39 ↑
-
Кочетков А.А. Экономическая теория: учебник для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2017. - С. 578 ↑
-
Курбанов Р.А., Эриашвили Н.Д. Основы гражданского права: учебник. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2016. - С. 278 ↑
-
Пенсионный фонд Российской Федерации [сайт]. URL: http://www.pfrf.ru ↑
-
Хамидуллин, Н.Р. Государственная политика социальной защиты населения в постсоветской России: дисс. канд. полит.наук: 2З.00.02. - М.:, 2016. - С. 32 ↑
-
Краснова, О.Н. История социальной работы в России. - М.: Инфра-М, 2001. - С. 27 ↑
-
Хамидуллин Н.Р. К вопросу о понятиях «социальная политика» и «социальная защита населения» // Вестник ОГУ. 2018. № 7 (168). - С. 46 ↑
-
Холостова Е.И. Социальная работа: учебник для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2016 год. - С. 226 ↑
-
БатуринаВ.К. Социология: учебник. - М.: Юнити-Дана, 2016. - С. 245 ↑
-
Морозова Е.А. Механизмы социальной защиты населения региона // Экономика региона. - 2016. - № 1. - С. 236 ↑
-
Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: учебник. - М.: Зерцало-М, 2017. - С. 329 ↑
-
Занина О.В. Современные принципы социальной защиты населения // Научный результат. Серия «Экономические исследования». - 2016. - № 2. - С. 58 ↑
-
Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.12.2017 г., № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2018 г.) - Ст. 3 ↑
-
Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России: учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2016. - С. 201 ↑
-
Об основах обязательного социального страхования [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 16.07.1999 г., № 165-ФЗ (ред. от 11.07.2015 г.) - Ст. 1 ↑
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.01.1996 г., № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2016 г.) - Ст. 927 ↑
-
Бюджетный Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 г., № 145-ФЗ (ред. от 03.11.2016 г.) - Ст. 144 ↑
-
О Фонде социального страхования Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г., № 101 (ред. от 15.05.2018 г.) - П. 6 ↑
-
О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 15.12.2001 г., № 166-ФЗ (ред. от 21.07.2018 г.) - Ст. 2 ↑
-
Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.11.2014 г., № 326-ФЗ (ред. от 01.12.2018 г.) - Ст. 4 ↑
-
О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 01.12.2018 г., № 385-ФЗ - Ст. 1 ↑
-
Пенсионный фонд Российской Федерации [сайт]. URL: http://www.pfrf.ru ↑
-
Министерство финансов Российской Федерации [сайт]. URL: http://minfin.ru ↑
-
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [сайт]. URL: http://ffoms.ru ↑
-
Министерство финансов Российской Федерации [сайт]. URL: http://minfin.ru ↑
-
О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 15.12.2001 г., № 166-ФЗ (ред. от 21.07.2018 г.) - Ст. 2 ↑
-
Министерство финансов Российской Федерации [сайт]. URL: http://minfin.ru ↑
-
Министерство финансов Российской Федерации [сайт]. URL: http://info.minfin.ru ↑
-
О федеральном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 01.12.2018 г., № 384-ФЗ - Ст. 1 ↑
-
Фонд социального страхования Российской Федерации [сайт]. URL: http://fss.ru ↑
-
Заргарян И. 10-летие реформирования пенсионной системы РФ // Пенсионное обозрение. - 2015. - № 4(8). - С. 66 ↑
-
Министерство финансов Российской Федерации [сайт]. URL: http://www.info.minfin.ru ↑
-
Министерство финансов Российской Федерации [сайт]. URL: http://www.info.minfin.ru ↑
-
Министерство финансов Российской Федерации [сайт]. URL: http://minfin.ru ↑
-
Министерство финансов Российской Федерации [сайт]. URL: http://minfin.ru ↑